Өскемен
пасмурно
-4°
  • Өскемен
    -4°
  • Алматы
    +1°
  • Астана
    -7°
  • Ақтөбе
    -3°
  • Актау
    +10°
  • Орал
    +5°
  • Қарағанды
    -8°
  • Көкшетау
    -5°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -8°
  • Петропавловск
    -7°
  • Тараз
    +3°
  • Туркестан
    +5°
  • Шымкент
    +7°
$
498.34
+3.47
519.72
-0.93
¥
68.79
+0.45
4.85
-0.06
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Евгения Чех
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

Почему в Усть-Каменогорске печатные издания трудно купить

Несмотря на то что электронные СМИ снижают востребованность печатных, тем не менее у газет и журналов достаточно преимуществ

Воспоминания из детства… В далеких 1970-х моей домашней еженедельной обязанностью было пополнять периодику. Кроме подписки на шесть журналов и три газеты, исправно приходивших по почте, еще несколько привычных для нашей читающей семьи изданий по определенным дням приходилось покупать в киоске "Союзпечать", передает корреспондент Устинка LIVE.

Признаться честно, поход затягивался.

С приоткрытым ртом, забывая о времени, долго изучала россыпь яркого глянца. Привычно отсчитывала копейки за "Комсомолку" и "Юность", а бредя домой, отмечалась на каждой встреченной по пути скамейке, "проглатывая" попавшиеся на глаза тексты, ведь дома придется ждать своей очереди их почитать. До сих пор на остановках, где еще сохранились редкие и уже не столь привлекательные ларьки с печатной продукцией, непроизвольно "приклеиваюсь" к витринам. И одолевает ностальгия…

УстьКаменогорск читающий?

Сменился век, скорости и технологии, но как же приятно утром в четверг открыть свежий номер любимой газеты, пахнущий типографской краской, прочитать его от корки до корки, в том числе и собственные материалы - уж слишком "вкусно" смотрятся они на полосе. Всегда замечаю в автобусе нашего читателя и радуюсь, заметив в руках или выглядывающий из сумки уголок "Устинки плюс" или другого издания. Люди читают газеты! И не пришел еще срок списывать их в утиль, не заменит пока их вездесущий, но бездушный Интернет.

- Кроме номеров, уходящих по подписке, в розницу мы еженедельно реализуем несколько тысяч экземпляров газеты, - говорит начальник отдела реализации газеты "Устинка плюс" Ирина Бузанкина. - Распространяем через торговые сети - магазины продуктовые и промышленных товаров, торговые центры, супермаркеты, АЗС. То, что наша газета продается среди продуктов питания - неправильно. Но количества специализированных киосков в Усть-Каменогорске явно недостаточно и с каждым годом еще и уменьшается. Распространять печатную продукцию в городе стало значительно сложнее. Несмотря на то что электронные средства массовой информации снижают востребованность печатных, тем не менее у газет и журналов достаточно преимуществ. Спрос на газеты не снижается, они пользуются популярностью и в настоящее время.

С тем, что в областном центре существует острая необходимость увеличения специализированных мест распространения прессы, согласен весь коллектив нашей газеты. Думаем, коллеги из других СМИ поддержат наше мнение.

В облик не вписываются!

Между тем, когда мы говорим об увеличении точек реализации печатных изданий, оказалось, что могут исчезнуть и единственные специализированные киоски. В редакцию "Устинки плюс" обратился директор ТОО "Агентство по распространению печати "Регион" Сергей Меньщиков. После того как с улиц Усть-Каменогорска пропали 40 киосков "Казпресс", в областном центре осталась только эта крупная сеть по продаже прессы. Коллектив предприятия - 50 человек, из них 47 женщин, средний возраст которых составляет 53-55 лет.

- Начиная с 1995 года, городской акимат выделял землю под киоски и продлевал аренду, - рассказал о своей проблеме директор ТОО "АРП "Регион" Сергей Меньщиков. - В этом году в мае продлили аренду до 2025 года на девять киосков. Мы подали на продление остальных.

В итоге удалось получить разрешение еще на четыре точки. А документы еще на шесть пока неподписаны.

Как говорит предприниматель, внешний вид киосков не вписывается в современный облик города, однако же ранее они прошли согласование в отделе архитектуры - стандартные, специализированные (наполовину стеклянные), предназначенные именно для продажи газет и журналов. Их постоянно красят, обновили и в этом году. По словам Сергея Геннадьевича, этот бизнес малорентабельный, затратная часть постоянно увеличивается. В этом году в связи с изменениями в налоговом законодательстве пришлось приобрести 20 онлайн-кассовых аппаратов на сумму 1,2 млн тенге. Ежемесячно приходится платить и Казахтелекому за обслуживание. Закрытие либо непродление аренды даже одного-двух киосков приведет к потере рентабельности и закрытию предприятия. Сеть работает как единый организм в экономическом плане.

- Этот бизнес важен как для людей города, которые еще умеют читать, так и для СМИ города и республики, - уверен предприниматель. - Наша сеть социально значимамыр, так как трудоустройство женщин в возрасте старше 50 лет проблематично, а возраст выхода на пенсию продлили. Нам постоянно звонят люди в основном старше 40 лет и говорят, что стало трудно купить газеты и журналы в шаговой доступности, просят открыть киоски в разных районах Усть-Каменогорска, но в наше экономически сложное время это невозможно. Теперь мы на грани выживания.

Под одну гребёнку…

В последние два года в Усть-Каменогорске очень активно наводят лоск на центральных улицах, в скверах и парках. Это не может не радовать. Не секрет, что многие ларьки и рекламные конструкции, притулившиеся в самых неожиданных местах, реально выглядят непрезентабельно и портят внешний вид хорошеющего на глазах города. Большинство из них установлены незаконно. Их демонтаж можно даже поддержать. Напомним, еще в августе прошлого года власти выявили 313 ларьков, которые владельцы установили самовольно, без разрешительных документов, в результате чего по решению акимата86 киосков демонтировали, 51 коммерсанты вывезли сами. С начала этого года с улиц областного центра исчезли еще 72 торговых павильона.

- Я готов поддержать наших предпринимателей, - высказывает свою позицию аким г. Усть-Каменогорска Жаксылык Омар. - Но город развивается, активно обновляется, поэтому есть определенные требования к облику, особенно центральных улиц. Наши архитекторы разработали несколько проектов единых павильонов для торговли овощами и фруктами, другими видами товаров, в том числе и для продажи печатных изданий. Пусть бизнесмены приходят, знакомятся с проектами, устанавливают, модернизируют и продолжают работать. Мы будем продлевать им аренду и на семь, и на 10 лет, если надо.

У градоначальника есть убежденность, что не все так однозначно в жалобах и претензиях бизнесменов.

- Некоторые привыкли сидеть и ничего не делать, - уверен аким города. - 15-20 лет ни копейки не вкладывали в развитие своего бизнеса. Деньги у них есть, если нет, море возможностей по кредитованию. Теперь начали возмущаться и манипулировать... Я совершенно не против предпринимателей, но пусть установят современные, красивые ларьки и торговые павильоны и продолжают работать. А мы можем их поддержать.

Как известно, в Усть-Каменогорске продолжается также демонтаж рекламных конструкций и LED-экранов. Сейчас таких объектов в общей сложности осталось 110, однако уже известно, что собственникам 24-х из них отказали в продлении права землепользования. Требования к предпринимателям те же.

- Что касается рекламных конструкций… Мы просим устанавливать медиаборды единого образца, - говорит Жаксылык Омар. - Бизнесменам это будет даже выгодно. Мы можем поддержать их за счет размещения, изготавливаемых роликов социальной направленности по государственному заказу. Это большие средства, которые можно использовать на развитие своего бизнеса.

Все это хорошо, но бывают такие факты, когда в немилость попадают и вполне приличные, имеющие все разрешительные документы, объекты. К примеру, в Палату предпринимателей ВКО обратились представители ОЮЛ "Ассоциация рекламных агентств по ВКО" за защитой своих прав. Акимат Усть-Каменогорска отказывает им в предоставлении земельных участков для размещения наружной рекламы, ссылаясь на Национальный стандарт СТ РК 1633-2015, который не применяется ни в одном населенном пункте Казахстана. Причем, согласно пункту 1 статьи 26 Закона РК "О стандартизации", это требование не является обязательным для применения, если на него не имеются ссылки в законодательных актах. Кроме того, уполномоченный орган - Министерство национальной экономики РК - дал официальное разъяснение о том, что применение данного стандарта является преждевременным. Все попытки прийти к справедливому и законному разрешению ситуации власти областного центра игнорируют. В итоге представители Департамента по делам государственной службы и Национального бюро по противодействию коррупции предложили Ассоциации рекламных агентств по ВКО подсчитать сумму упущенной выгоды и обратиться в их ведомства с аудиторским заключением для проведения совместной проверки юридического отдела акимата Усть-Каменогорска на предмет соблюдения законности и возможных коррупционных рисков, вплоть до возбуждения уголовного дела. Кроме того, РПП рассматривает перспективу вынесения данного вопроса на республиканский Совет по защите прав предпринимателей. Итак, городские бизнесмены всерьез намерены идти до конца, в том числе и Сергей Меньщиков. Он уже записан на прием к акиму ВКО, инициировал обращения в партию Nur Otan и прокуратуру, если получит отказ в продлении аренды земли - оставляет за собой право обжаловать это решение в суде.

P.S. К слову, в Департаменте по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей ВКО проводится оценка целесообразности существования сети киосков по реализации печатных изданий в Усть-Каменогорске. В связи с этим во все СМИ региона, самим реализаторам разосланы письма с просьбой высказать свое мнение по этому вопросу. Свой ответ редакция газеты "Устинка плюс" в ведомство направила, как и директор ТОО "АРП "Регион". Специалисты еще работают, выводы пока не сделаны. Очень надеемся, что после рекомендаций антимонопольщиков нам не придется реализовывать свою газету как в стародавние времена - с помощью кликуш-зазывальщиков.

В тему

В экономически развитых странах Европы и США до сих пор существуют большие сети киосков и распространителей печатных СМИ. Они успешно работают, и государство с помощью налогов и дотаций помогает оставаться им на плаву.
Следующая →