Почему в ВКО перестали продавать живую рыбу
Каменское водохранилище зарыбляли еще в шестидесятых годах прошлого века, но после "лихих" девяностых присматривать за хозяйством стало некому
на фото Анатолий Васильевич Демочко
Житель села Каменка Анатолий Демочко - участник строительства плотины, когда-то стоял и у истоков зарыбления водохранилища.
В конце 60-х годов прошлого века было принято решение объединить все многочисленные речки и родники района для создания более 28 тысяч гектаров поливных земель.
"Для людей старались!"
Анатолий Васильевич сам большой любитель посидеть на досуге с удочкой. Сельчане рыбку уважают, готовят ее впрок: вялят, сушат, коптят, однако берут немного, чтобы только семье на прокорм хватило. Издавна так повелось, говорит Демочко.- Мы разносолами не избалованы были, - рассказывает ветеран труда. - На речках наших большой рыбы никогда не водилось, все чебачки да щучка иногда. А тут летом в 1972 году поехал я в отпуск к брату двоюродному в Алма-Ату. Он там в прудовом хозяйстве в Боранды работал. Плывем с ним на лодке, гляжу, а под нами рыбина в человеческий рост проплывает. Спрашиваю, мол, что это? Брат отвечает: "Карп такой"! Ох, и засела у меня в голове мысль: "Вот бы таких и к нам завезти".
Анатолий Васильевич - человек действия. Тут же на месте все разузнал и позвонил директору совхоза, в котором работал.
- Какой тут отпуск! - со смехом продолжает Демочко. - Мальков, оказывается, здесь продают, и даже доставку можно оформить. Купил я два с половиной миллиона этих мальков. Карпа, сазана и прудового окуня.Буквально через месяц поехал Анатолий Васильевич на своей новенькой "копейке" за ценным грузом. Очень беспокоился, как же довезет все это огромное хозяйство до места.
- В транспортном отделе аэропорта мне выдают небольшую коробку, - вспоминает Демочко. - Открываю, а там три мешка из толстого полиэтилена. А в них кишмя кишат головастики. Кроме мальков, в таре только вода и кислород. Привез их на побережье водохранилища, меня там уже директор, главный ветврач совхоза и бухгалтер ждали. Бумаги оформили. Ножами мешки разрезали и выпустили рыбьих деток в воду.
"Жадность рыбку погубила"
Буквально за несколько лет молодь прудовой рыбы прижилась и расплодилась.- Бывало, на удочку гайку приспособишь, к ней пять-семь крючков приладишь, насадишь гальюнчиков и забрасываешь, - смакуя каждую деталь, рассказывает рыбак с 70-летним стажем. - Вытаскиваешь, на каждом крючке - окунь! Размером с метр в длину.
Карпы и сазаны, по словам Анатолия Васильевича, очень хорошо водохранилище от камыша почистили. Когда эта рыба на нерест идет, два самца для икромета место готовят: выкашивают заводь полукругом. Только там самка икру откладывает. Этим и воспользовались браконьеры.
- Впоследствии это и погубило всю нашу каменскую рыбку, - сетует Демочко. - Особенно в 1990-х годах, когда развал везде был, хозяйского догляду не стало. Как поехали горожане… Вставали с вилами с двух сторон заводи и били карпа да сазана прямо на нересте. Целыми грузовиками вывозили рыбу. До слез больно было смотреть на такое хищническое варварство. Мы, сельчане, ловили только на жареху, да, может, с десяток накоптим впрок.
Прудового окуня в один год сгубила болезнь - синюха. Весь берег был завален погибшей рыбой.
Только в последнее время появились новые рыбозаводчики на Каменском водохранилище. И Анатолий Васильевич надеется, что к этому озеру, созданному его руками, вернутся былая слава и ихтиологическое разнообразие.