Өскемен
ясно
-10°
  • Өскемен
    -10°
  • Алматы
    +3°
  • Астана
    -7°
  • Ақтөбе
    -4°
  • Актау
    +10°
  • Орал
    +3°
  • Қарағанды
    -5°
  • Көкшетау
    -8°
  • Қостанай
    -8°
  • Қызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -10°
  • Петропавловск
    -10°
  • Тараз
    +4°
  • Туркестан
    -5°
  • Шымкент
    +10°
$
498.55
+0.04
524.28
+1.44
¥
68.76
-0.05
4.75
-0.06
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Екатерина Скударнова
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

Лечение методом "клика": что даст нам переход медицины в электронный формат

Еще несколько десятков лет назад мы и представить себе не могли, что записаться на прием в поликлинику можно будет онлайн, получить консультацию лечащего врача - дистанционно, а следить за своей беременностью и управлять хроническими заболеваниями - с помощью приложений в смартфоне

До конца этого года все эти опции будут доступны и в Казахстане. Ожидается, что переход казахстанской системы здравоохранения на ведение безбумажной документации в рамках Государственной программы "Цифровой Казахстан" существенно облегчит работу врачам и жизнь самим пациентам.

Теперь - в XXI веке - лучшими помощниками человека в деле сохранения здоровья становятся мобильные приложения, социальные сети, смарт-часы, фитнес-трекеры и другие гаджеты. И это не фантастика, а самамыр настоящая реальность.


Все под рукой

Однако переход к этой реальности гладким не назовешь. То доступа к базе данных у врачей или медсестер нет, и они не могут выдать направление или бесплатное лекарство. То, записавшись на прием в Call-центре, попадаешь в живую очередь, которая требует - покажи талончик на это время! Сегодня мы расскажем, что такое цифровизация медицины, и что ждет нас в ближайшее время.

Согласно программе цифровизации здравоохранения, у нас больше не будет необходимости подолгу сидеть в ненавистных очередях, нервничать и терять свое драгоценное время, а также носить с собой кипы бумаг и справок. Как говорят специалисты, с приходом цифры не пациент будет ходить за информацией, а информация - за ним. Большую роль в этом будут играть внедряемые бүгін электронные паспорта здоровья (ЭПЗ). В них соберут все персональные данные из историй болезней казахстанцев, включая результаты анализов, назначения и показатели, диагнозы, а также аллергические реакции.

При этом электронный формат работы позволит доктору иметь исчерпывающую информацию о состоянии здоровья пациента, а это значит, что специалист сможет назначить больному оптимальное лечение. Сами граждане смогут получать консультации врача, рецепты, больничные листы, результаты лабораторных исследований не выходя из дома.

В настоящее время по всей стране медперсонал занимается оцифровкой данных, переводя всю информацию с бумажных носителей в медицинскую информационную систему (МИС), которая после интеграции с Платформой интероперабельности передаст все данные в единое хранилище.


Надежная защита

Вместе с тем в Министерстве здравоохранения Республики Казахстан позаботились и о безопасности использования столь большого массива персональных данных. Как рассказали нам в ведомстве, на бүгіншний день они используют два современных центра обработки данных (ЦОД). Они соответствуют всем требованиям по обеспечению информационной безопасности и бесперебойной работы и включают в себя элементы как аппаратной, так и программной защиты.

- Медицинская информация доступна только профильным врачам той медицинской организации, к которой пациент прикреплен, - пояснил вице-министр здравоохранения Казахстана Олжас Абишев. - Гарантия неразглашения основывается на честности и добросовестности врачей, которые подписывают соглашение о неразглашении персональных данных, а также клятве Гиппократа.

По его словам, система резервного хранения данных дублируется в каждом дата-центре, что соответствует всем требованиям стандарта по информационной безопасности. Передача и хранение персональных медицинских данных ведется с применением протоколов шифрования для исключения возможности утечки.

Ограничен будет и доступ к личному кабинету пациента. Планируется, что зайти туда и просмотреть сведения о здоровье, получить необходимые справки или записаться на прием к врачу пациент сможет через личный кабинет, используя электронно-цифровую подпись. Те же граждане, у которых нет дома компьютера или нет ЭЦП, смогут получить эти услуги в любом ЦОНе страны.

Сейчас периодически происходят сбои в системе, когда врач не может посмотреть электронную карту или выписать льготный рецепт. Что будет, когда ЭПЗ станут единственными источниками информации, а бумажные карты сдадут в архив? Не исчезнет ли вся ценная (точнее, бесценная) информация о нашем здоровье, если кто-то случайно "не туда нажмет" или что-то сломается? Ведь техника есть техника. Но в Минздраве уверены - данные никуда не исчезнут, потому что будут храниться в резервном копировании.

При этом там подчеркнули, что сбои в доступе к системе могут быть вызваны только проблемами, возникающими у конечного пользователя. По словам Олжаса Абишева, трудности часто связаны с провайдерами - поставщиками интернет-канала, либо устройствами, через которые пользователи входят в систему. Базы данных самого ведомства не испытывают никаких задержек или сбоев.


Как удобнее?

Между тем мнение самих пациентов о нововведениях разделилось: одни считают цифровизацию здравоохранения необходимостью, продиктованной временем, другие пока не совсем понимают, какой эффект это даст.

- Это тот шаг, который нам необходимо было совершить уже давно, - отмечает устькаменогорец Сергей. - Во всех развитых странах это успешно применяется. И посмотрите, разве не прекрасно, что сейчас у нас в поликлиниках стало меньше очередей, идет экономия времени, а сами знаете, оно сейчас на вес золота. У меня вся семья пользуется медицинским мобильным приложением, через которое и на прием записываемся, и консультации получаем. Очень удобно.

Но, как оказалось, не все знают о существовании медицинских мобильных приложений. А их в нашей стране около 20!

- Я впервые слышу, что существует такое мобильное приложение об оказании медицинских услуг, - говорит студентка одного из колледжей областного центра Жаннура. - Но оцифровка медицинских карт, я считаю, очень необходима, и, главное, удобна. Например, теперь можно не переживать, что медкарта потеряется. У меня была такая ситуация, когда в поликлинике несколько раз теряли мою карту, и каждый раз приходилось открывать новую.

Еще несколько опрошенных устькаменогорцев рассказали, что считают переход на безбумажное ведение медицинской документации пока не совсем понятной системой, так как неясно, что будет с бумажными аналогами, как пользоваться мобильными приложениями и как теперь записываться в очередь к врачу. В районах с пониманием электронной медицины еще сложнее.
Пенсионеры и пожилые люди тоже говорят, что им гораздо удобнее обращаться в больницу по старинке, посидеть в очереди, поговорить с собеседниками и медперсоналом лично.
Как раз для той категории граждан, кто привык к "традиционным" способам обращения в больницу, предусмотрены разные варианты.

- С того момента, как Министерство здравоохранения завершит процесс интеграции всех информационных систем, запись на прием будет осуществляться сразу несколькими способами, но в едином информационном поле, - поясняет заместитель руководителя Управления здравоохранения ВКО Илияс Мухаметжан. - К примеру, бабушка сможет позвонить в поликлинику по телефону горячей линии, и врач запишет ее на прием на удобное время. Более молодое поколение сможет осуществить запись на прием через портал, мобильное приложение или Call-центр.

Все эти варианты есть и сейчас, но именно незавершенность объединения баз приводит к путанице. Потому и выдают два талона на одно время и спорят две очереди -
"живая" и электронная.

Что касается бумажных медицинских карт, то они будут сохраняться до тех пор, пока все данные пациентов не внесут в электронный формат, затем они перейдут в архив для дальнейшего хранения.


VIP-­условия для всех пациентов

По словам Илияса Мухамеджана, для максимального комфорта пациентов в следующем году все больницы и поликлиники области начнут улучшать и качество госпитального сервиса. Это означает, что забота об удобстве граждан со стороны медучреждений начнется с самого порога - от входной группы, зала ожидания - и будет заканчиваться оказанием самих услуг. Все больницы и поликлиники будут оснащены удобными лестницами, холлы - большими сенсорными мониторами, где каждый пациент сможет найти для себя необходимую информацию, обучиться цифровой грамотности самостоятельно. А тем, кто не смогут разобраться, помогут квалифицированные специалисты. Уже сейчас в поликлиниках области создано 63 поста цифровой грамотности. Научиться пользоваться мобильными приложениями можно в той медорганизации, к которой прикреплен.

- Мы хотим создать для пациента максимально удобные условия, чтобы он чувствовал на себе полную заботу со стороны государства, - продолжает Илияс Мухамеджан. - Наша главная цель - сделать оказание медицинских услуг для каждого гражданина страны доступным и удобным.
В целом же по ВКО к медицинской информационной системе подключено 100% государственных и 87% частных медучреждений. Пока без Интернета еще остаются часть сельских врачебных амбулаторий и фельдшерских пунктов, в которых обслуживается 12% жителей области, но это, как утверждает заместитель руководителя Управления, дело времени.

 В любой переходный период всегда нелегко, и цифровизация медицины - не исключение. Главное - знать, куда и зачем переходишь.

P.S. Мы только начинаем эту тему. И обязательно будем рассказывать о новых возможностях, о том, как и где ими пользоваться.

На бүгіншний день, по данным Минздрава РК, количество готовых ЭПЗ по стране составляет 15 миллионов 640 тысяч 333 экземпляра.

Количество электронных паспортов здоровья по ВКО ­ 1 миллион 320 тысяч 653 экземпляра.

64 тысячи 217 человек в ВКО пользуются медицинскими мобильными приложениями.

Отмена бумажных карт это:

  • экономия времени врачей и пациентов до 50%,
  • сокращение визитов к врачу в 2 раза,
  • сокращение времени ожидания результатов в 3 раза,
  • рост выявления болезней при профосмотрах, скринингах на 30%,
  • рост доли предварительной записи на 50%,
  • снижение живых очередей на 50%
Следующая →