Өскемен
пасмурно
-11°
  • Өскемен
    -11°
  • Алматы
    +6°
  • Астана
    -8°
  • Ақтөбе
    -3°
  • Актау
    +5°
  • Орал
    -3°
  • Қарағанды
    -12°
  • Көкшетау
    -9°
  • Қостанай
    -7°
  • Қызылорда
    -3°
  • Павлодар
    -9°
  • Петропавловск
    -11°
  • Тараз
    -2°
  • Туркестан
    +1°
  • Шымкент
    +1°
$
492.17
-2.78
522.39
-3.10
¥
68.27
-0.13
5
-0.05
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Анна Коцарева
Ақпарат көзі:
Устинка Live

Инклюзивный театр: как выступают на сцене ребята с особыми потребностями

Для "особенных" артистов то, что они покинули "зону комфорта" и решили попробовать себя в театральном искусстве - своего рода подвиг

Год назад в одном из театров Семея появилась необычная группа. Ее создательнице удалось то, за что другие ее коллеги из ВКО до сих пор не решались браться. Она раскрывает актерские таланты людей с особенностями в развитии.

Идея открытия инклюзивной группы появилась у руководителя театра-студии "Четвертая стена" Инны Семененко после посещения фестиваля "Открытие" в Алматы. Профессиональная актриса решила разнообразить репертуар своего коллектива, внести что-то кардинально отличающееся от того, что все привыкли представлять о театре.

- Мне посчастливилось попасть на мастер-класс российского театрального деятеля Бориса Павловича, - рассказывает Инна. - Действие, которое развернулось на площадке, не могло оставить равнодушным: оно захватывало и увлекало далеко за пределы привычной драматургии. И я поняла, что именно этого нам и недоставало.

Руководитель рассказала, что в этом мастер-классе наравне с профессиональными актерами участвовали и люди с особенностями развития. Как раз в этом и заключалась суть тренинга - научиться чувствовать партнера на уровне импульсов, взглядов и ощущений, то есть глубже понять мир "особенных" людей.

- Борис Павлович учил чувствовать и правильно реагировать, к примеру, на звук, издаваемый кем-то на площадке, - поясняет Инна Борисовна. - Его методика позволяет освободиться от штампов, почувствовать себя абсолютно свободным. Думаю, это очень интересная практика как для обычных актеров, так и для "особых" ребят.

Словом, Инна Борисовна вернулась в родной город вдохновленной и твердо решила пригласить людей с особыми потребностями в свой театр.

Одна команда

Сейчас в ее инклюзивной группе уже 14 человек. Все они взрослые люди, которые осознанно решили поддержать идею Инны Семененко. Среди них семь обычных ребят и столько же "особенных": это артисты с синдромом Дауна, гидроцефалией и различными формами аутизма.

Здесь нужно обозначить маленький, но очень важный нюанс: хоть суть инклюзии и заключается в том, что на одной площадке встречаются люди и с особыми потребностями, и с обыкновенными возможностями, руководитель театра-студии считает, что все ее подопечные - особенные.

- Все наши актеры неповторимы, у каждого свои сильные и слабые стороны, к каждому нужен свой, особенный подход, - говорит Инна Семененко.

Инклюзия в этом деле - хороший помощник. Проект Инны Борисовны по-своему воспитывает каждого артиста. Для "особенных" ребят - это способ выйти из своего "кокона", показать себя, избавиться от страхов перед обществом, "быть как все".

- Конечно же, не все выдерживают это испытание, - делится Инна. - Некоторые так и не смогли побороть в себе страх вый­ти на сцену, к зрителям. У кого-то оказались против родители…

Для "обычных" членов группы участие в инклюзивном проекте не менее значимо. Они, как говорит Инна Борисовна, учатся искренности.

- "Особенные" люди ведь чем-то похожи на детей: они очень остро чувствуют любые "нечистые" помыслы в их сторону. Их не обманешь. Поэтому все наши артисты проходят, так сказать, ежедневную проверку на честность, - улыбается руководитель.

Так реализуется первостепенная задача театра-студии: познакомить ребят с актерскими техниками и помочь им освоить те навыки, которые пригодятся, даже если они не станут связывать жизнь с театром.

Инклюзия не терапия

Для "особенных" артистов уже то, что они покинули "зону комфорта" и решили попробовать себя в театральном искусстве - своего рода подвиг. Попробуйте представить себя на репетиции, где нужно изобразить человека, совершенно не похожего на вас, изменить манеру речи, поведение, проявить находчивость и фантазию, уверенность и спокойствие. Как себя чувствовать на сцене перед десятками зрителей, наблюдающих за каждым вашим движением? Страх, волнение и желание "спрятаться" в подобной ситуации - нормальная реакция для человека.

Но для Инны Семененко не составляет большого труда обучать этому непростому ремеслу людей с особыми потребностями.

- Мы не занимаемся терапией. Мы творим, - подчеркивает она. - Занятия творчеством дарят чувство свободы, "окрыляют" и открывают в человеке новые, неведомые даже ему самому черты. Уже одно это помогает людям с особенностями достигать все новых и новых высот.

- Отрадно наблюдать, как быстро учатся наши ребята, - говорит Инна Борисовна. - Если год назад они были замкнутые, стеснительные, неуверенные, то сейчас они осваивают все более сложные роли.

Пока "особенные" актеры задействованы только в одном спектакле: "Накситраллия", поставленном по пьесе Н. Колтышевой "Муфта Полботинка и Моховая Борода".

- Конечно же, при этом мы учитываем особенности сознания наших артистов, их артикуляции, - объясняет Инна. - Они не заучивают реплики, но, находясь на сцене, помогают добиться полноты картины и вызвать у зрителя нужные эмоции.

Команда театра-студии планирует снова представить зрителям "Накситраллию" в будущем сезоне. Однако на этом они останавливаться не намерены: ведь их проект отметили, заметили и поддержали.

Лучшие из лучших

В июне этого года Инна Семененко участвовала в областном конкурсе "Лучший социальный проект", где и презентовала свое детище под звучным названием "Лаборатория "Инклюзивный театр" в Усть-Каменогорске.

- Наш проект заключается в том, чтобы дать возможность людям с особыми потребностями реализовать себя, почувствовать свои возможности, силу и талант, - рассказывала Инна Борисовна на конкурсе.

Руководитель со своим проектом вышла в финал и вернулась домой с поощрительным призом и денежным сертификатом на сумму 100 тысяч тенге.

- Большую часть этих средств мы потратили на то, чтобы превратить комнату, в которой мы занимаемся, в "черный кабинет", - поделилась Инна Борисовна. - Теперь здесь можно не только репетировать, но и показывать камерные спектакли.

Коллектив в инклюзивной группе собрался дружный, внимательный и понимающий. У каждого из них есть чему поучиться, что, собственно, и делают ребята, а с ними и их идейный вдохновитель Инна Семененко. Ребята планируют развиваться еще и еще, тем более что им есть куда расти. Вместе они смогут все! Инклюзия в этом виде искусства в ВКО пока развита слабо, так что проект Инны Семененко можно назвать новаторским решением, способным изменить жизнь всех "особенных" людей региона, да и обычным людям будет чему поучиться…

Задача инклюзии ­ признание ценности каких­либо особенностей людей, их особых потребностей и способностей. При этом к каждому такому человеку важно найти свой подход. Суть инклюзивного театра ­ вовлечение актеров с особенностями развития в постановку. Это помогает ребятам научиться общаться с "обыкновенными" людьми, а те, в свою очередь, учатся взаимоуважению и пониманию.

Театр располагается во Дворце творчества детей и молодежи города Семея. Занятия в инклюзивной группе проходят бесплатно. В "особенные" актеры берут без кастинга. Главное ­ желание проявить себя и сознательный возраст (от 16­18 лет).

"Черный кабинет" ­это универсальное театральное пространство, работающее по принципу "черное на черном не видно". Такой эффект достигается за счет особого оформления сцены: все рабочее пространство сцены затягивается черной тканью, а свет направляется в сторону зрителя. Так большинство трюков и специальных приспособлений остаются не замеченными зрителем, что создает впечатление иллюзорности, таинственности.
Следующая →