Улыбка – дело серьезное
Как 10 лет ухаживать за сыном, прикованным к постели, и при этом шутить над собой
Саша Куимов рос общительным парнем. Даже, предприимчивым: с семи лет начал зарабатывать деньги - помогал маме. Он мог бы стать хорошим бизнесменом, но... Накануне своего 18-летия Саша получил роковую травму позвоночника. Прошло уже десять лет, как парень прикован к постели. Однако он продолжает легко находить общий язык с людьми, шутить и даже работать, несмотря на "постельный режим". Его мама, Ольга Куимова, за прошедшие годы усвоила главное: в любой даже самой сложной ситуации лучше всего… смеяться невзгодам в лицо!
Ну, по рукам!
Саша с детства отличался удивительной предприимчивостью. Мальчик быстро находил общий язык с людьми разного возраста, предлагал помощь, а те всегда вознаграждали. В 7 лет он впервые заработал мороженое. Как? В ближайшем магазине помог выкопать ямку под столб и получил за это эскимо.
Когда немного подрос, стал ловить и продавать рыбу.
Потом работал в парке – катал детей на управляемых машинках.
В 14 лет у меня появилась бизнес-идея, - вспоминает Александр. - Я заметил, что в округе работает несколько шашлычных, а значит им точно нужны дрова. Пообщался с владельцами точек, договорился. С другом пошли на Октябрьский остров (тогда еще совсем не благоустроенный) и насобирали охапки дров. Принесли их, получили деньги. Затем я, как бүгін говорят разные бизнес-тренеры, масштабировал идею: подключил к заготовке дров нескольких друзей и договорился с другими шашлычными.
В 16 лет Саша устроился торговым представителем в разные фирмы. В 17 лет посуточно работал на автомойке. Затем проводил в многоэтажки Интернет.
Саша никогда не просил у меня денег на походы в кино или кафе. Он всегда находил варианты, как заработать самому, да еще и мне помочь деньгами, - рассказывает его мама Ольга Ильинична. – Совершенно самостоятельный и очень целеустремленный.
Как белка в колесе
Ольга Куимова растила сына без отца. Ее зарплата - единственный источник дохода в семье. Денег иногда не хватало.
По профессии я строитель-отделочник, и после училища работала по специальности, - рассказывает Ольга. – Потом родился Саша. Когда он немного подрос с ним стала оставаться мама, а я пошла торговать на рынок. Затем устроилась дворником в детский сад. Так и жили: днем я продавала вещи, утром и вечером подметала территорию сада или чистила снег. Позже меня взяли работать кассиром. Трудилась с раннего утра и до позднего вечера. Сашу помогали растить близкие – мои родители, друзья семьи. Он со всеми хорошо ладил, общался, шутил.
А потом, наконец, Ольга устроилась на стабильную работу. Сестра рассказала ей, что на "Казцинке" идет набор сотрудников. Женщина отнесла туда резюме.
Была страшно, я никогда до этого не работала на производстве. Для меня это было шагом на неизведанную территорию, - признается Ольга. - Однако на заводе было хорошо организовано обучение, и я плавно влилась в коллектив. Для меня началась совсем другая – жизнь – со стабильностью в завтрашнем дне.
"Здравствуйте, тут Санька в больнице…"
Беда случилась за пару месяцев до 18-летия Саши. У Куимовых в районе котлованов была дача, и Александр поехал туда вместе с друзьями.
Помню, что было очень жарко, мы полтора часа прождали автобус, а потом шли с остановки на дачу и по пути решили искупаться, - вспоминает Саша. - Мне захотелось нырнуть с утеса. Обрыв был невысоким - метра полтора. Я начал отталкиваться от земли, чтобы прыгнуть в воду, но край берега у меня под ногами осыпался… И я упал вниз, в котлован. Сильно ударился. Всё тело сразу онемело. Единственное, чем я мог пошевелить, была голова.
Друзья вытащили Сашу на берег. Вызвали "скорую".
Товарищи долго боялись звонить Сашиной маме. Потом всё же набрали номер Ольги Куимовой:
Здравствуйте, тут Санька в больнице. Головой стукнулся немножко…
Шанс есть всегда
Я была в панике, меня трясло, - вспоминает Ольга. - Когда в больнице мне сказали, что сын полностью парализован - мир будто рухнул....
У Александра было тяжелое состояние. Два месяца он провел в больнице. Врачи сразу сказали, что никакая операция не поможет.
Саша лежал совершенно недвижимый. Даже нос почесать не мог - просил маму или медсестер.
Перед выпиской сына я спросила врача: "Что мне делать?", - вспоминает Ольга Куимова. - Хирург ответил: "Учитесь жить заново. И готовьтесь к тому, что всю жизнь будете кормить Сашу с ложечки". Я в это не поверила. Мне казалось, что так быть просто не может.
Потом уже другой врач скажет Ольге: "Шанс есть всегда. И чудеса иногда, очень редко, но всё же случаются".
Проверка на прочность
Тот первый год после травмы женщина помнит плохо.
Сына выписали, но что и как делать с ним дома – непонятно, - рассказывает Ольга. – У Саши появились сильные пролежни, я начала, как могла, переворачивать его. Заказала специальную кровать, перепробовала десятки разных мазей. Нам обоим было сложно и физически, и психологически: споры, крики, истерики… Мы с сыном прошли все пять стадий горя, о которых пишут в учебниках психологии: от отрицания до принятия.
В первый год после травмы Саша почти не оставался один. Помогали родственники, часто приходили его друзья. Хотя были и те, кто отвернулся, перестал общаться с семьей Куимовых.
Бог им судья, - говорит Ольга. – Я понимаю, что у всех – своя жизнь, свои заботы. Но я искренне благодарна тем, кто нас тогда поддержал. Сашины друзья приходили его проведывать и днем, и даже ночью, когда я была на сменах. На "Казцинке" мне помогли финансово: выделили деньги на покупку медицинского подъемника. Это такое специальное устройство для перемещения лежачих людей с кровати в инвалидное кресло, а также из кресла в ванную и так далее. Этот подъемник очень дорогой. Но это неописуемо нужная вещь, так как Сашу отныне поднимал автоматический механизм, а не я в прямом смысле собственноручно.
Успехи
Примерно через год после выписки у Саши случилась первая маленькая победа: он смог пошевелить рукой!
Это потребовало стольких сил, вы не представляете! Я был весь потный! –вспоминает Александр. – После этого стал разрабатывать правую руку, научился ее переворачивать, а позже и поднимать.
Кого я только не приводила к нам домой – и массажистов, и реабилитологов, и мануальных терапевтов, и бабушек-целительниц, - улыбается Ольга Куимова. – Цены на все процедуры были космическими. Некоторые манипуляции вообще не давали эффекта, но были и такие, где наблюдался видимый прогресс. Особенно помог курс реабилитации в Талдыкоргане. Саша научился держать вилку и самостоятельно есть. Он стал закидывать руку на ноутбук и одним пальцем приловчился печатать на клавиатуре.
Работа на компьютере стала лучшим развитием мелкой моторики. Сейчас я могу даже играть на ноутбуке в игры, - улыбается Александр.
Хочешь жить – умей учиться
За эти годы каких только казусов у нас не было! Однажды я пришла с работы, а Саша весь замерзший лежит. Оказалось, что я не закрыла форточку, в комнате стало холодно, а укрыться сам он не может. Так и лежал продрогший до моего прихода. Нечто похожее было у нас и с освещением. Вечером сын не мог сам включить себе свет и часто ждал меня в темноте.
Недавно Куимовы переехали из квартиры на пятом этаже в частный дом. И учли при ремонте все бытовые нюансы: провели освещение так, чтобы управлять лампочками Александр мог с пульта.
Сейчас мы уже приспособились к жизни. И знаете, я столько нового узнала! – смеется Ольга. – Я научилась готовить…нет, не ризотто с итальянским соусом, не французские круассаны, я научилась варить в домашних условиях раствор фурацилина и различные мази! Впрочем, новые рецепты блюд на кухне тоже освоила.
Смех без причины…
Жить без юмора в нашей ситуации никак нельзя, - уверена Ольга Куимова. – К примеру, я недавно повезла сына на инвалидной коляске в баню, но мы с ним зацепились за высокий порог и оба упали! Что делать? Я давно поняла: в любой непонятной ситуации нужно…шутить. Вы бы знали, как мы с Сашей хохотали, лежа возле бани. А потом само собой пришло в голову решение проблемы. Даже соседей звать не пришлось, я нашла способ, как усадить Сашу обратно в коляску.
Также с юмором и улыбкой Саша несколько раз находил себе в Интернете работу. Александр любит общаться с людьми, поэтому с радостью брал на себя телефонные обзвоны клиентов фирм. Он даже работал в международной компании и искал преподавателей английского языка.
После пандемии трудоустроиться онлайн стало сложнее, - говорит Александр. – А вообще на последнем месте работы сначала даже не догадывались, что я прикован к кровати. Я прекрасно общался, умел договариваться, доносить информацию. Женщине-руководителю не понравилась только моя…майка! Однажды во время онлайн-созвона она потребовала, чтобы я надел рубашку. Совершенно спокойно, с улыбкой, я объяснил, почему не могу этого сделать. Ей было неловко… Но я сам отношусь к таким ситуациям спокойно. И совершенно солидарен с мамой: "В любых непонятных ситуациях нужно…шутить!". Так что если кому-то нужен общительный, жизнерадостный и стрессоустойчивый сотрудник – это ко мне, обращайтесь. И это вполне серьезно!