Өскемен
ясно
+2°
  • Өскемен
    +2°
  • Алматы
    +17°
  • Астана
    +8°
  • Ақтөбе
    +19°
  • Актау
    +19°
  • Орал
    +22°
  • Қарағанды
    +6°
  • Көкшетау
    +8°
  • Қостанай
    +6°
  • Қызылорда
    +21°
  • Павлодар
    +6°
  • Петропавловск
    +8°
  • Тараз
    +18°
  • Туркестан
    +16°
  • Шымкент
    +19°
$
444.22
+0.37
476.38
+2.08
¥
61.31
+0.06
4.82
+0.02
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Евгения Чех
Ақпарат көзі:
Устинка Live

Устькаменогорцы испытали на себе персональный "конец света"

В ТОО "Шыгысэнерготрейд" рассказали, почему жителей города массово отключают за долги

Практика отключения электричества должникам в Восточном Казахстане действует уже около 10 лет. Казалось бы, опасаясь испытать на себе персональный "конец света", люди должны платить за потребленную электроэнергию исправно и в срок. Но в последнее время что-то пошло не так. Без света остаются не только те, кто не доплатили "копейки", но и люди без долгов, передает корреспондент Устинка LIVE. Сегодня мы разбираемся с правомерностью отключения за мизерный долг, с тем, обязаны ли нас об этом предупреждать, и другими нюансами.


Не тронь рубильник!

Начнем с того, что еще совсем недавно - два года назад - потребители могли бы навсегда забыть эту проблему. В 2016 году рассматривались предложения о внесении поправок в законы РК, защищающие права потребителей. Одна из них касалась запрета для энергоснабжающих организаций на прекращение подачи электроэнергии за долги. Было предложено взыскивать задолженность только через суд. Почему же поправки не приняли? За разъяснением мы обратились в антимонопольное ведомство ВКО.

- Поправки рассматривали, но коммунальщики пролоббировали свои интересы, - комментирует руководитель Департамента АРЕМ по ВКО Кайрат Уразбаев. - Сейчас они имеют право отключать должников от подачи электроэнергии. Также в договоре с "Шыгысэнерготрейдом" прописаны все эти санкции, потребители его подписали, а значит, согласились с таким условием.

Что ж, подписали - получите! Устькаменогорцы, собравшиеся в этот понедельник - 29 қазан - в офисе компании "Шыгысэнерготрейд", расположенном на улице Ворошилова, практически атаковали окошки операторов. Все по одной причине - накануне им отключили свет из-за задолженности, о которой они даже не знали.

- Вчера я ложился спать, и свет еще был, а утром - уже нет, - рассказал житель города Андрей. - Последний раз я оплатил счет за электроэнергию 1 қазан, и квитанций после этого мне не приходило. Оказалось, что у меня долг, и из-за этого мне отрубили электроэнергию. Но я же не знал о долге! Никаких оповещений о предстоящем отключении от "Шыгысэнерготрейда" не было.

Представители предприятия прокомментировали, что предупреждать они и не должны. Ежемесячно бытовые потребители получают счета-извещения, которые содержат информацию не только об имеющейся задолженности, но и письменное уведомление потребителей о том, что в случае несвоевременного исполнения обязательств по оплате ТОО "Шыгысэнерготрейд" прекращает ее подачу без дополнительного уведомления. Обращайте внимание на бумажные счета-извещения, где дополнительно выделена информационная строка: в случае если есть долг на начало расчетного периода - "Срочно оплатите долг". Если только текущее начисление - "Не забудьте оплатить счет". В случае если у бытового потребителя имеется предоплата на начало периода - "Благодарим за оплату". Юридические лица, финансируемые из бюджета и потребители, использующие электроэнергию не для бытовых нужд, получают письменные уведомления об ограничении подачи при наличии просроченной задолженности в соответствии с условиями заключенных договоров электроснабжения.


Копейка рубль бережёт

Однако устькаменогорцы жалуются, что и счета они не получали.

- Подрядной организацией, доставляющей наши счета-извещения, является АО "Казпочта" на основании договора о закупках услуг, - говорит заместитель генерального директора ТОО "Шыгысэнерготрейд" Алексей Пинэко-Скворцов. - Счета за электроэнергию ежемесячно им передаются, после мы производим выборочный обзвон потребителей для подтверждения доставки. Если счет не пришел, потребителю необходимо обратиться к нам - в ТОО "Шыгысэнерготрейд". По поступившим жалобам наши специалисты проводят ряд мероприятий, направленных на выявление и устранение нарушений. Мы проверяем все факты на предмет соответствия их действительности - звоним соседям, делаем сверку доставки и другое. В случае обнаружения нарушений в работе наших сотрудников или работников Казпочты, по вине которых произошло нарушение, к ним принимаются соответствующие меры наказания.

Если у вас есть проблемы с получением счетов, вы всегда можете заключить договор с "Шыгысэнерготрейдом" на получение уведомлений по SMS-рассылке или на свою электронную почту.

В понедельничной очереди оказались и другие горожане, которые, как им казалось, вовремя оплачивали счета, но, как и Андрей, не получали квитанций и не знали точной суммы к оплате. Денег, внесенных ими на счет ТОО "Шыгысэнерготрейд", оказалось недостаточно, и образовался небольшой долг.

- Я недоплатила каких-то 150 тенге, и из-за такой смешной суммы меня отключили! - возмущается другой потребитель Светлана. - А теперь придется платить штраф
за подключение в размере 2800 тенге!

Как оказалось, сумма долга не имеет значения, гораздо важнее его срок.

- Порядок работы с должниками включает в себя анализ задолженности за определенный период, формирование реестров на отключение, при этом мы обязательно проверяем срок от даты доставки платежного документа, - продолжает Алексей Валерьевич. - Хотелось бы отметить тот факт, что отключение потребителей осуществляется не одномоментно с образованием задолженности, а по истечении 30 календарных дней после образования задолженности. То есть мы фактически кредитуем своих потребителей на указанный срок. И, конечно, также мы работаем по взысканию дебиторской задолженности в досудебном и судебном порядке.


Платим за потребленное

Но если в доме нет света - не спешите сразу оплачивать услугу подключения, может оказаться, что долга и нет.

- У меня вообще ситуация абсурдная была, - жалуется устькаменогорец Азамат Мусабаев. - В воскресенье отключили свет. Весь выходной просидели... Прихожу в понедельник, мне здесь говорят, что да, у вас задолженность за сентябрь, я оплачиваю постоянно. Как только зарплата на карточку падает, перевожу на счета. Как могла образоваться задолженность? Хорошо - оплатил вместе с подключением! Так они говорят, что только завтра смогут прислать электрика. Сидели в итоге три дня без света.

Причем прибывшая бригада ВК РЭК обрадовала Азамата сообщением, что никто ему электричество за долги не "обрубал", просто провод отгорел. Подачу электроэнергии возобновили, а вот за какое "подключение" он заплатил, так мужчине и не объяснили! Чтобы вернуть свои деньги, рекомендуем ему обратиться в энергоснабжающую организацию.

Еще один вопрос, который волнует потребителей - сама плата за подключение.

- Странно, когда я звонил в call-центр "Шыгысэнерготрейда", мне сказали, что за подключение возьмут 880 тенге, - задается вопросом Сергей Корнеев. - Пришел платить, оказалось, нужно внести две с чем-то тысячи, чтобы дали свет.

Как нам сообщили в пресс-службе компании, только один раз абонента подключат бесплатно, а за все остальные случаи ему придется платить - таковы условия договора. Цена зависит от того, какие счетчики установлены. В частном доме - она одна, в многоквартирном - другая. Имеются и дистанционные приборы учета. Сколько придется заплатить за подключение, вам точно скажут операторы в абонентском отделе.

Суд - не вариант!

Люди жаловались нам и на качество обслуживания. Говорили, что работало только одно окно, остальные были на техническом перерыве, на большие очереди и духоту в операционном зале. То, что такие моменты случаются, в "Шыгысэнерготрейде" подтвердили. Однако с оговоркой - редко. Большой наплыв, в основном, случается в конце месяца, когда люди идут оплачивать счета.

- У нас для обслуживания потребителей предусмотрено четыре оператора - четыре окна, - сообщают в пресс-службе компании. - Не может такого быть, чтобы только одно работало.

Так что должников отключали и будут отключать, ведь с каждым из них разбираться в суде - дело неблагодарное.

- Основная часть просроченной дебиторской задолженности мы собираем с применением способа ограничения потребления электроэнергии, - утверждает Алексей Пинэко-Скворцов. - Взыскание просроченной задолженности через суды является долгим и более затратным по исполнению. Меры предупредительного характера недейственны и снижают платежную дисциплину потребителей.
Можно долго жаловаться на проблемы, которые возникают при отключении света без предупреждения. Это и порча продуктов в холодильнике, и выход из строя бытовой техники. Однако в этом году ни один из должников, которым свет "вырубали", в суд с претензиями к компании не обращался. Причины возникновения задолженности у каждого квартиросъемщика также разные. Вывод напрашивается один - будьте внимательны и педантичны. Лучше сделать предоплату, чем потом переплачивать за подключение.

Общее количество потребителей электроэнергии в Усть-Каменогорске составляет около 130 тысяч физических и около шести тысяч юридических лиц. На 1 қазан задолженность свыше одного месяца имеют практически 30 тысяч, а это - каждый четвертый! Около 700 (12%) предприятий и организаций города также несвоевременно оплачивают счета.
Следующая →