Өскемен
малооблачно
-13°
  • Өскемен
    -13°
  • Алматы
    +2°
  • Астана
    -6°
  • Ақтөбе
    -2°
  • Актау
    +8°
  • Орал
    +1°
  • Қарағанды
    -3°
  • Көкшетау
    -9°
  • Қостанай
    -7°
  • Қызылорда
    +2°
  • Павлодар
    -11°
  • Петропавловск
    -9°
  • Тараз
    -3°
  • Туркестан
    +1°
  • Шымкент
    +3°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

57% опрошенных устькаменогорцев не согласны с практикой дарения подарков учителям

Результаты социологического опроса "Подарки педагогам: За или против?" презентовали в Институте анализа и прогнозирования ВКО

Новости Казахстана / Общество в Казахстане / 57% опрошенных устькаменогорцев не согласны с практикой дарения подарков учителям
Фото:
Устинка LIVE

Основной вывод исследования свидетельствует о том, что более 50% родителей не поддерживают практику дарения подарков педагогам, но большинство из них все равно участвуют в сборе денежных средств, опасаясь общественного осуждения или последствий для своих детей, передает корреспондент Устинка LIVE.

В мае Институт анализа и прогнозирования ВКО провел очередной блиц-опрос на актуальную в конце учебного сезона в школах и детских садах тему: "Отношение родителей к практике вручения подарков педагогам к праздничным датам и на выпускных вечерах". Опрос проводился среди родителей и охватил всего 400 человек. Для расчета результатов было использовано 277 анкет (от родителей, чьи дети посещают в данный момент школу или дошкольное учреждение).

Согласно результатам опроса, большинство родителей относятся к этому процессу с пониманием: 30% выразили положительное отношение, 39% - нейтральное, - сообщил начальник отдела анализа, мониторинга и социальных технологий ИАП ВКО Сергей Елагин. - Негативное отношение отметили 20%, указав, что считают подобную практику коррупционным проявлением. Однако выявилось, что среди родителей учащихся Усть-Каменогорска довольно низкий уровень антикоррупционной культуры. Лишь 15% респондентов готовы жаловаться в компетентные органы на сбор денег педагогам на подарки.

По словам Сергея Елагина, позитивное отношение чаще выражали родители дошкольников – по сумме вариантов "положительно" и "нейтрально" показатель составил 79%; среди родителей школьников доля таких ответов – 61%. Данная категория практически в два раза чаще воспринимает практику подарков педагогам как коррупцию - 25% против 13% среди родителей дошкольников.

По мнению значительной части родителей (63%), подарки должны быть символическими, выражающими внимание, четверть опрошенных (23%) считают, что подарок должен быть творческим, 6% участников опроса выбрали вариант "дорогими и значимыми".

В случае сбора средств на подарки 41% опрошенных родителей с пониманием сдают деньги, считая это нужным вложением. Каждый пятый опрошенный родитель (21%) действуют по обстоятельствам (дарят подарок от себя либо не сдают), 15% указали, что испытывают внутреннее несогласие в этот момент, но сдают, так как неловко отказаться, 11% - сдают только по причине того, что отказ может отразиться на ребенке. Принципиально не сдают на подарки 9% родителей.

Тем самым 57% родителей фактически не поддерживают практику сбора денег на подарки, но в силу разных обстоятельств большинство из них все равно участвуют финансово, то есть их участие в расходах на подарки нельзя назвать добровольным, - заключил Сергей Елагин.

Помимо отношения родителей к практике преподнесения подарков была изучена и финансовая сторона вопроса – конкретные суммы, которые сдают респонденты на презенты к каждому празднику. Согласно результатам, 30,2% опрошенных родителей на каждый праздник сдают не более 1000 тенге, еще 28,2% - от 1000 до 2000 тенге. Каждый десятый сдает от 2000 до 3000, 13,1% - от 3000 до 5000; более 5000 тенге сдают 3,2% опрошенных родителей. Тем самым, средняя сумма сборов в дошкольных и школьных учреждения к каждому празднику составила 1800 тенге. Значительной разницы в сборах в детских садах и школах не выявлено (1900 и 1600 тенге).

Отдельный блок вопросов исследования, касался вопроса преподнесения подарков на выпускной вечер, на эту часть опроса отвечали только родители, чьи дети в прошлом или текущем году выпускались из детского сада или одной из ступеней школьного образования.

Согласно ответам респондентов, чаще всего – в 75% случаев, решение о подарках принималось инициативной группой родителей, которые решали, кому и какой подарок будет преподнесен, такая практика является ведущей, как в дошкольных учреждениях, так и в школах. Негативным моментом в данном случае является наличие в детских садах практики, когда сама администрация дает конкретный список подарков – 10,7%. Среди ответов родителей школьников такая практика не была зафиксирована.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что 34,7% опрошенных родителей сдавали на подарки к выпускному вечеру менее 5000 тенге, 27,1% - от 5 до 10 тысяч. Более половины опрошенных родителей (52,8%) отметили, что сумма являлась для них приемлемой, в 21,8% случаев родители посчитали данную сумму приемлемой, но считают, что можно было обойтись меньшими тратами. Для 14,1% опрошенных родителей сумма не была приемлемой, в большинстве случае респонденты отметили, что в результате им пришлось скорректировать семейный бюджет/отказаться от других покупок.

Как заметил руководитель Комитета по формированию антикоррупционной культуры при Общественном совете ВКО Ануарбек Мухтарханов, инициатива сбора средств на подарки учителям и педагогам детских садов нередко исходит от самих родителей.

Все собирают деньги и те, кто имеют возможность, и те, кто ее не имеют, - сказал Ануарбек Мухтарханович. - Последние, скрипя зубами, отдают, а потом осуждают и всем рассказывают как в садике или школе плохо и деньги собирают. Я думаю, сейчас зарплату учителям хорошо подняли и школы и сады государство обеспечивает, потому не нужно это все – никакие подарки. Цветы – да. Подарки – не стоит. Никто никому ничего не должен.

Негативным моментом является и то, что большинство родителей не готовы обращаться с жалобами в компетентные органы, даже если внутренне или внешне выступают против такой практики дарения.

Это свидетельствует о низком уровне антикоррупционной культуры среди населения, - подчеркнул Сергей Елагин. - На наш взгляд, необходимо реформировать данную сферу и продвигать такие ценности, при которых главным подарком для педагога будет творчество учеников, которое может запомниться надолго. Считаем, что в дальнейшем государственным органам и общественности необходимо проводить работу именно с родителями и находить новые подходы к выражению уважения и благодарности педагогам, которые не будут связаны с денежными средствами.

Как отметила председатель Гражданского Альянса ВКО Аяужан Ашимова, данные опроса донесут до депутатов, общественности и компетентных лиц, а они уже дальше займутся обсуждением и предложениями на эту тему.

Буквально в середине мамыр первый вице-министр просвещения РК Шолпан Каринова напомнила об официальном запрете на дарение подарков школам и учителям.

Из-за практики дарения подарков страдают в первую очередь педагоги. В некоторых школах и дошкольных учреждениях существует практика вручения списков подарков, а где-то одаривать принято всех педагогов, включая предметников, помимо классного руководителя. А есть школы и садики, где руководство категорически против каких-либо презентов кроме скромных букетов цветов. Потому ни в коем случае нельзя однозначно сказать, что все учителя и воспитатели – коррупционеры. Многое зависит от руководства учреждения. Положа руку на сердце, хочется добавить, что тем, кто несет свет знаний, по большому счету подарки не нужны – дорого внимание!

Следующая →