Казахстанским аудиторам предлагают публиковать в СМИ все отчеты о проверках
Агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции в Казахстане выявило коррупционные риски в сфере государственного аудита и финансового контроля
В результате проведенного анализа Агентством выявлены серьезные коррупционные риски в сфере государственного аудита и финансового контроля, сообщает пресс-служба ведомства. Мониторинг показал, что проявление коррупции в деятельности контрольных органов существенно снижает эффективность, а следовательно, негативно влияет на успешную реализацию стратегических задач государства.
Благодаря тщательному анализу был выявлен ряд причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений в данной сфере.
Одной из причин является несовершенство системы органов госаудита. На данный момент она состоит из четырех звеньев (Счетного комитета, ревизионных комиссий на местах, Комитета внутреннего государственного аудита МФ и его территориальных подразделений, служб внутреннего аудита в центральных и местных исполнительных органах), которые в значительной степени дублируют друг друга, из-за чего многие организации подвергаются проверкам неоднократно.
Следующей причиной стало наличие в нормативных правовых актах дискреционных норм, способствующих коррупционным проявлениям.
Так, проверяющие в ходе контроля наделены широкими полномочиями: самостоятельно могут вносить изменения в утвержденный перечень объектов госаудита; исключить или существенно расширить проверяемые объекты; продлить сроки проведения госаудита. Помимо этого, они уполномочены вносить изменения и дополнения в план аудита, программу и аудиторские задания в ходе проведения проверок.
Также, одной из основных причин возникновения коррупции при осуществлении проверок органами госаудита служит "контакт" ревизора и проверяемого субъекта. Зачастую именно здесь в целях сокрытия выявленных нарушений, проверяющие получают взятки за положительное решение возникшей проблемы.
Еще одной проблемой органов госаудита и финансового контроля является непрозрачность их деятельности. Так, на сайтах Счетного комитета и ревизионных комиссий городов Астаны, Алматы, Карагандинской и Жамбылской областей отсутствуют аудиторские отчеты, аудиторские заключения и отчеты внутреннего аудита. У Комитета внутреннего государственного аудита Минфина и его территориальных департаментов вообще отсутствуют собственные сайты. Контролирующие органы ограничиваются размещением пресс-релизов, планов и краткой информации о работе.
В целях исключения предпосылок коррупции в этой сфере предлагается:
– пересмотреть действующую систему органов госаудита и финансового контроля с исключением дублирующих звеньев;
– для исключения "прямого контакта" автоматизировать все процессы госаудита и финконтроля с переходом на электронный формат;
– внести соответствующие изменения и дополнения в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность контролирующих органов, с учетом выявленных дискреционных и коррупционных норм;
– уполномоченным органам в сфере контроля за бюджетом в соответствии с Законом "О противодействии коррупции" провести внутренний анализ коррупционных рисков в нормативных правовых актах и организационно-управленческой деятельности;
– в целях реализации принципа гласности и обеспечения доступа к информации (статья 4 Закона "О доступе к информации") обязать органы госаудита и финконтроля публиковать в СМИ, в том числе на своих интернет-ресурсах, полные отчеты о своей деятельности, в т.ч. проводимых проверках и их результатах (аудиторские отчеты, аудиторские заключения и отчеты о результатах внутреннего аудита);
– для профилактики коррупционных правонарушений, по опыту передовых зарубежных стран (США, Великобритания), ввести "рейтинг эффективности деятельности госаудиторов" с внедрением механизмов их стимулирования.
Агентство настоятельно рекомендует Счетному комитету, Министерству финансов, ревизионным комиссиям принять меры по устранению выявленных коррупционных рисков и усилить работу по профилактике коррупции в собственных рядах.
Следующая →
Благодаря тщательному анализу был выявлен ряд причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений в данной сфере.
Одной из причин является несовершенство системы органов госаудита. На данный момент она состоит из четырех звеньев (Счетного комитета, ревизионных комиссий на местах, Комитета внутреннего государственного аудита МФ и его территориальных подразделений, служб внутреннего аудита в центральных и местных исполнительных органах), которые в значительной степени дублируют друг друга, из-за чего многие организации подвергаются проверкам неоднократно.
Следующей причиной стало наличие в нормативных правовых актах дискреционных норм, способствующих коррупционным проявлениям.
Так, проверяющие в ходе контроля наделены широкими полномочиями: самостоятельно могут вносить изменения в утвержденный перечень объектов госаудита; исключить или существенно расширить проверяемые объекты; продлить сроки проведения госаудита. Помимо этого, они уполномочены вносить изменения и дополнения в план аудита, программу и аудиторские задания в ходе проведения проверок.
Также, одной из основных причин возникновения коррупции при осуществлении проверок органами госаудита служит "контакт" ревизора и проверяемого субъекта. Зачастую именно здесь в целях сокрытия выявленных нарушений, проверяющие получают взятки за положительное решение возникшей проблемы.
Еще одной проблемой органов госаудита и финансового контроля является непрозрачность их деятельности. Так, на сайтах Счетного комитета и ревизионных комиссий городов Астаны, Алматы, Карагандинской и Жамбылской областей отсутствуют аудиторские отчеты, аудиторские заключения и отчеты внутреннего аудита. У Комитета внутреннего государственного аудита Минфина и его территориальных департаментов вообще отсутствуют собственные сайты. Контролирующие органы ограничиваются размещением пресс-релизов, планов и краткой информации о работе.
В целях исключения предпосылок коррупции в этой сфере предлагается:
– пересмотреть действующую систему органов госаудита и финансового контроля с исключением дублирующих звеньев;
– для исключения "прямого контакта" автоматизировать все процессы госаудита и финконтроля с переходом на электронный формат;
– внести соответствующие изменения и дополнения в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность контролирующих органов, с учетом выявленных дискреционных и коррупционных норм;
– уполномоченным органам в сфере контроля за бюджетом в соответствии с Законом "О противодействии коррупции" провести внутренний анализ коррупционных рисков в нормативных правовых актах и организационно-управленческой деятельности;
– в целях реализации принципа гласности и обеспечения доступа к информации (статья 4 Закона "О доступе к информации") обязать органы госаудита и финконтроля публиковать в СМИ, в том числе на своих интернет-ресурсах, полные отчеты о своей деятельности, в т.ч. проводимых проверках и их результатах (аудиторские отчеты, аудиторские заключения и отчеты о результатах внутреннего аудита);
– для профилактики коррупционных правонарушений, по опыту передовых зарубежных стран (США, Великобритания), ввести "рейтинг эффективности деятельности госаудиторов" с внедрением механизмов их стимулирования.
Агентство настоятельно рекомендует Счетному комитету, Министерству финансов, ревизионным комиссиям принять меры по устранению выявленных коррупционных рисков и усилить работу по профилактике коррупции в собственных рядах.