Проблемы трудовой миграции обсудили предприниматели ВКО с делегацией Узбекистана
И отечественных работодателей, и представителей заинтересованных госструктур РУ волнует предоставление квот, чрезмерно высокая пошлина на привлечение иностранной рабочей силы в РК
В рамках визита в Казахстан Усть-Каменогорск посетила делегация Республики Узбекистан с целью проведения мониторинга и анализа выполнения межправительственных соглашений в области трудовой миграции, передает корреспондент Устинка LIVE.
В состав делегации вошли представители Международной организации по миграции (МОМ) в Узбекистане, Агентства по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений (МЗТО), Национального центра по правам человека, Консульско-правового департамента Министерства иностранных дел РУ.
В первый день гости встретились и побеседовали с работниками строительных предприятий, приехавших на заработки, которые рассказали об условиях труда, выразили удовлетворение размером своей заработной платы и предоставляемым работодателями социальным пакетом.
На следующий день в Палате предпринимателей ВКО прошла встреча делегации с работодателями из строительной сферы в сегменте крупного и среднего бизнеса региона.
И хочется, и колется!
На встрече стороны подняли вопросы, связанные с предоставлением квот на привлечение в Казахстан иностранной рабочей силы из Узбекистана.
Как сообщил заместитель директора по финансовым вопросам ТОО Service СМУ Руслан Шкибаев, представляемамыр им строительная компания с 2015 года привлекает рабочую силу из Узбекистана, а в период пандемии наладила сотрудничество с Агентством по трудовой миграции РУ. Поскольку ВКО является трудодефицитным регионом, здесь всегда ощущается острая нехватка рабочих таких строительных специальностей, как каменщики, литейщики, монолитчики и другие. Ситуацию усугубляет то, что современная казахстанская молодежь не желает заниматься тяжелым физическим трудом. Но главное препятствие – чрезмерно высокая государственная пошлина, размер которой составляет порядка 750 тысяч тенге за получение разрешения на привлечение одного иностранного рабочего. Таким образом, за 100 человек – предприятию необходимо уплатить 7,5 млн тенге в год. В дальнейшем нужно также обеспечить работника достойной заработной платой, социальным пакетом, проживанием, питанием, средствами труда.
Есть пятая категория граждан – сезонные рабочие. Сейчас в нее включены такие специальности, как работник сельского хозяйства, животноводства, растениеводства, то есть не требующие определенных навыков, разнорабочие. Мы просим на площадке правительств обеих республик рассмотреть вопрос включения разнорабочих из сферы строительства в разряд сезонных работников, – продолжил тему Руслан Шкибаев.
Он добавил, что в Российской Федерации проблема решается с помощью выдачи патента, который обходится предпринимателям в разы дешевле, чем в Казахстане. Директор департамента по вопросам занятости НПП РК "Атамекен" Айдана Тогизбаева сообщила, что данная проблема неоднократно поднималась Нацпалатой. В итоге Министерством труда и соцзащиты населения даже был разработан проект Приказа, в котором разнорабочие были включены в пятую категорию, однако правительство данную инициативу не поддержало. В настоящее время работа в данном направлении продолжается, НПП ведет переговоры с новым министром труда и соцзащиты населения Тамарой Дуйсеновой.
НПП "Атамекен" ежегодно проводит анализ потребности в кадрах. В 2019 году мы опросили около 35 тысяч работодателей, у которых от 5 сотрудников и более в штате находится. В результате выяснилось, что по всему Казахстану 75% от всей потребности составляют рабочие кадры, в то время как потребность в специалистах с высшим образованием составляет всего 14%. И такая большая разница наблюдается даже в трудоизбыточных регионах, – привела данные Айдана Тогизбаева.
Среди прочих проблем системы квотирования предприниматели отметили ограниченный срок подачи заявок – до 1 қараша каждого года. Между тем, никто из них не может точно спрогнозировать, выиграет ли тендеры в предстоящем году и сколько именно получит заказов на строительство.
Допустим, я как работодатель приблизительно понимаю, что у меня будет столько-то тендеров, и мне нужно 100 человек. Я подаю в Минтруда заявку, ее согласовывают, но я не имею возможности привлечь этих людей в январе, феврале, так как у меня еще не выигран тендер. Потребность возникает только в июне. Но так как квоту Минтруда за нашим предприятием не резервирует, то какой-то другой работодатель в январе-феврале может прийти и выбрать мои зарезервированные квоты, – осветила суть еще одной проблемы заместитель директора по административным вопросам ТОО VK development group и VK Invest Company Анар Ярулина.
Однако заместитель руководителя Управления координации занятости и социальных программ ВКО Досхан Кайргазинов пояснил, что предприниматель имеет право в течение года подать заявку на увеличение квоты. Это подтвердил и руководитель управления трудовой миграции Минтруда и соцзащиты населения РК Мади Альжан.
Если какая-то есть нехватка, акимат направляет нам вашу заявку, мы ее пересматриваем и дополнительно выделяем квоты», – заверил представитель МТСЗН.
Договоренности и предложения
Национальный программный офицер МОМ Казахстана Светлана Бекмамбетова сообщила о том, что НПП "Атамекен" является основным партнером ее организации по продвижению этических принципов найма на работу.
Сегодня мы проводим встречу в рамках проекта "Программа трудовой миграции Центральной Азии. Фаза 1", который стартовал в сентябре и финансируется Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству. В нем участвуют четыре государства: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Это деловой проект, направленный на проработку различных возможностей для урегулирования трудовой миграции в Центральной Азии, Европе, Америке, странах арабского мира и так далее. То есть мы будем рассматривать разные возможности для трудоустройства наших граждан за рубежом, чтобы их права соблюдались, – пояснила Светлана Бекмамбетова.
Со своей стороны представители узбекской делегации рассказали о том, что в Узбекистане ежегодный приток ресурсов на рынке труда составляет более 600 тысяч человек, которых государство обязано обеспечивать занятостью.
Поэтому есть решение руководителя страны, правительства по трудоустройству граждан, в том числе за рубежом. И вот эта политика реализуется. Мы готовы обучать своих граждан под каждого работодателя отдельной специальности в строительстве. Но если человек уже готовый монолитчик, арматурщик, бетонщик или каменщик, он не может ждать, когда стоимость квоты в Казахстане будет снижаться, у нас очень большой спрос, и мы тогда в другие страны направляем своих граждан, – аргументировал руководитель департамента международного сотрудничества Агентства по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений РУ Равшан Атабаев.
В этой связи узбекская делегация предложила внедрить в Казахстане пилотный проект в сфере строительства, в рамках которого работодателям будут предоставлять льготы на привлечение иностранной рабочей силы. Проект можно реализовать либо в отдельном регионе РК, либо именно по строительным специальностям. В противном случае, в ожидании казахстанской квоты, Узбекистан не сможет направлять своих граждан на работу официально, и рынок Казахстана будут по-прежнему заполнять нелегальные трудовые мигранты, либо предприниматели будут привлекать их как разнорабочих в свои подсобные хозяйства, а на самом деле направлять на строительные объекты.
Представители НПП "Атамекен" поддержали предложение и намерены проработать вопрос внедрения пилотного проекта в строительной сфере с Министерством труда и соцзащиты населения РК.