Өскемен
пасмурно
-10°
  • Өскемен
    -10°
  • Алматы
    -2°
  • Астана
    -6°
  • Ақтөбе
    -2°
  • Актау
    +10°
  • Орал
    +3°
  • Қарағанды
    -8°
  • Көкшетау
    -6°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -9°
  • Петропавловск
    -8°
  • Тараз
    +1°
  • Туркестан
    +2°
  • Шымкент
    +5°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Қазақстан Қазақстан Евгения Чех
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

Цифровая "напасть": продукты в РК опять подорожают?

Бизнес-сообщество Казахстана выступает с открытым протестом против обязательной маркировки на молочную продукцию, которую планируют ввести в рамках ЕАЭС уже в этом году

По предварительным расчетам, ежегодные расходы только на приобретение цифровых кодов для нее составят 3,3 млрд тенге, передает корреспондент Устинка LIVE.

В конце тамыз пилотное тестирование проекта по внедрению системы маркировки и прослеживаемости молочной продукции провели на базе ТОО "Эмиль". Предприниматели региона уверены: новшество повысит стоимость продукции для конечного потребителя в полтора раза. Мы постарались изучить проблему со всех сторон и выяснить, кому же это выгодно.

Из истории вопроса

14 қыркүйек 2020 года Совет ЕЭК достиг принципиальной договоренности о введении маркировки на отдельные виды молочной продукции. При этом казахстанские уполномоченные органы согласились на это нововведение без проведения необходимых процедур - анализа регуляторного воздействия, проведения пилотной стадии, в конечном счете анализа целесообразности введения маркировки. На заседании Высшего Евразийского экономического совета Касым-Жомарт Токаев заявил о неразумности введения в условиях кризиса отдельных наиболее затратных решений органов Союза, к числу которых следует отнести и маркировку. Но вопреки установкам Главы государства и многочисленным обращениям производителей, протокольным решением первого заместителя премьер-министра РК Алихана Смаилова от 7 қыркүйек прошлого года уже определены конкретные меры по ускоренному внедрению новшества в Казахстане. Производители продуктов питания и отраслевых ассоциаций обратились к Президенту РК.
- Бизнес-сообщество против предлагаемого российскими партнерами основного подхода по маркировке - внедрения форсированной, высокозатратной, обязательной, тотальной маркировки на все виды товаров, подхода, принципиально отличающегося от международного опыта, где маркировка и соответствующая система прослеживаемости вводилась только на очень узкий круг товаров, с доказанным уровнем контрафакта, - говорится в обращении. - Мы против предлагаемого подхода, так как считаем, что в отношении подавляющего большинства категорий товаров повседневного спроса маркировка экономически нецелесообразна.
По мнению участников отрасли, предлагаемамыр мера станет дополнительным налогом с потребителей в пользу заинтересованных лиц, ведь сбор и распределение средств от предлагаемой системы переданы в частные руки через механизм государственно-частного парт-нерства. Причем, помимо затратного приобретения цифровых кодов, также предстоят единовременные расходы на оборудование для всех производителей, которые являются необоснованно дорогими и сопоставимы с размерами доходов предприятия за два года. При этом в РК система учета товаров уже реализована через доступный механизм - счета-фактуры и электронные счета-фактуры и не требует дополнительных расходов бюджетных средств и существенных затрат производителей. Производители опасаются, что при запуске системы они столкнутся с большими технологическими сложностями, которые повлияют на производительность труда: снижение скорости производственных линий, несчитываемость кодов из-за возможных сбоев системы, потери товаров из-за повреждения кодов во время транспортировки и т.д.
- Слепое следование позиции партнеров приведет к необратимым последствиям для казахстанской экономики. Производители товаров будут вынуждены затраты, понесенные на закупку оборудования и программное обеспечение, его обслуживание и наладку, включить в цену товаров, что вызовет их удорожание. Наиболее значительно при этом вырастут цены на самые ходовые товары, что сильно ударит по социально незащищенным слоям населения. Часть предприятий малого и среднего бизнеса вынуждены будут закрыться, так как не справятся с дополнительными разовыми затратами, - считают производители.
Предприниматели просят поручить уполномоченным госорганам провести совместно с палатой "Атамекен" анализ регуляторного воздействия введения обязательной маркировки товаров на казахстанскую экономику в целом. Анализ должен проводиться с привлечением независимых экспертов и последующим открытым обсуждением в Парламенте стране и "Атамекене".

Плавали, знаем!

Программа внедрения оборудования по маркировке товаров инициирована ЕАЭС и уже действует в России и Белоруссии, а в настоящее время пилотный проект тестируется в Казахстане. Его цель - отслеживание исходных данных о товаре: когда, где, кем и из чего он был произведен. По всей стране выбрано семь предприятий для участия в пилоте, в том числе ТОО "Эмиль".

Оператор проекта АО "Казахтелеком" пригласил представителей Палаты предпринимателей ВКО на производство, где проводился испытательный запуск оборудования, осуществляющего маркировку на линиях розлива молока и кефира.
- Мы пришли к единому мнению, что в этом виде процесс будет тормозить производство. Оказалось, что QR-коды расположены в разных местах на упаковках, кроме того, в процессе они зачастую обрезаются. Были и другие существенные замечания, и в целом сочли результат неудовлетворительным, - прокомментировал испытательный запуск оборудования директор ПП ВКО Кайрат Мамырбаев.
Итогом пробного запуска стало решение о том, что ТОО "Эмиль" посчитает все затраты, которые необходимо будет нести с внедрением линии маркировки, и то, как они скажутся на конечной стоимости продукции для потребителей. Директор ТОО "Эмиль" Анна Аберле предоставила реализаторам молочной продукции произведенные расчеты, из которых вытекает, что уже только на выходе маркированной продукции с предприятия ее стоимость вырастет на 29% с учетом необходимости приобретения оборудования и программного обеспечения, непосредственно самой маркировки, оплаты труда дополнительных штатных единиц и оплаты оператору АО "Казахтелеком"
3,5 тенге за каждый промаркированный экземпляр продукции.
- Вот с этим результатом пилотного проекта дальше мы пойдем в Министерство сельского хозяйства РК доказывать, чего они хотят, за какие деньги и для чего это нужно. То есть если государство все-таки не откажется от внедрения этой системы, то мы должны рекомендовать, чтобы электронную систему счетов-фактур, виртуального склада и СНТ скоординировали с этой системой маркировки. Либо пусть предоставляют финансовые средства всем для внедрения системы, - пояснила Анна Аберле.
Свои расчеты предпринимательница предложила дополнить расходами конечных реализаторов продукции, которые они вынуждены будут понести в случае введения маркировки. А это оплата труда бухгалтера и дополнительной штатной единицы, которая будет отвечать за прием маркированной продукции, замена кассовых аппаратов на систему автоматизации процесса стоимостью порядка 1 млн тенге. Итого - 40-50% дополнительной накрутки ляжет в стоимость продукции, посчитали участники встречи. Для примера: литр молока, который бүгін стоит 420 тенге, будет обходиться покупателям в 600 тенге!

Еще больше ситуация обострится в 2023 году, когда закончатся налоговые каникулы для бизнеса и накрутка на реализуемые товары достигнет 30%. Сейчас в продуктовых магазинах держат надбавку на молочную продукцию до 20%, но уже спустя чуть больше года это станет невозможным, ведь никто не будет работать себе в убыток. Чтобы воспрепятствовать спрогнозированным событиям, бизнес-сообщество считает необходимым создать рабочую группу и участвовать в процессе на всех его этапах - в частности, когда оператор проекта привезет в ТОО "Эмиль" обновленное оборудование и начнет проводить следующие испытания. Кроме того, необходимо уже бүгін направить произведенные расчеты в Министерство торговли, Минсельхоз, центральный аппарат НПП "Атамекен", АО "Казахтелеком", с тем чтобы показать нагрузку на бизнес и конечного потребителя молочных продуктов. Этим займутся представители Палаты предпринимателей ВКО.
Что будет дальше, покажет время.

Мнение

Директор по корпоративным отношениям DANONE BERKUT, представитель Молочного Союза Казахстана по южному региону РК Динмухамед Айсаутов:
- Не побоюсь этого слова — это будет коллапс экономики! Реально, в этой ситуации на рынке выигравших нет, кроме группы российских олигархов во главе с Алишером Усмановым, которые и инициировали создание этой системы. По нашим расчетам, только по семи товарным позициям ежегодные затраты на нанесение маркировки составят 22 млрд тенге (табак, алкоголь, фармацевтика, парфюмерия, пиво, безалкогольные напитки, молочные продукты). Это не считая инвестиций в закуп дорогостоящего оборудования. То есть ежегодные затраты на маркировку превысят весь земельный налог, собираемый в РК за год — около 19 млрд тенге.
Заместитель председателя Ассоциации фермеров Казахстана Ербол Есенеев:
- Просто недобросовестная конкуренция со стороны российских производителей молочной продукции. Как мы знаем, Россия за последние годы резко нарастила производство молока, вышла на самообеспеченность и теперь думает о внешних рынках. Казахстан в этом смысле очень удобен как сосед по ЕАЭС. Введя требования по маркировке, можно просто убрать с рынка часть казахстанских производителей, особенно мелких, и занять освободившуюся нишу.

К сведению

Система цифровой маркировки и прослеживания товаров в России и ЕАЭС была разработана Центром развития перспективных технологий. Согласно открытым данным, ЦРПТ на 50% принадлежит USM Holdings Алишера Усманова, еще по 25% у "Ростеха" и бизнесмена Сергея Галицкого, основателя крупнейшей российской розничной сети "Магнит". В России до 2024 года планируется охватить маркировкой практически все товары народного потребления. Код, кстати, тоже небесплатный ЦРПТ будет зарабатывать именно за счет продажи каждого кода. Для России цена одного кода определена в 50 копеек. То есть в переводе на нашу валюту 3 тенге. Они также лягут в цену каждого товара. И по опыту подобных проектов мы знаем, что тарифы постоянно растут: 3 тенге через короткое время вполне могут превратиться в 30, как это случилось, например, с абонентской платой за подключение фермеров к системе Qoldau.
Следующая →