Өскемен
пасмурно
-4°
  • Өскемен
    -4°
  • Алматы
    +1°
  • Астана
    -7°
  • Ақтөбе
    -3°
  • Актау
    +10°
  • Орал
    +5°
  • Қарағанды
    -8°
  • Көкшетау
    -5°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -8°
  • Петропавловск
    -7°
  • Тараз
    +3°
  • Туркестан
    +5°
  • Шымкент
    +7°
$
498.34
+3.47
519.72
-0.93
¥
68.79
+0.45
4.85
-0.06
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Об автомобилях с ретро-выставки ко Дню города

Какие машины показали в ходе мероприятия у Дома культуры металлургов, посвященному празднованию Дня города

Газета / Об автомобилях с ретро-выставки ко Дню города
Фото:
Устинка LIVE/ А. Смирнов

Ровный рокот стародавнего двухсотсильного восьмицилиндрового двигателя и "крякалка" милицейского сигнально-громкоговорящего устройства. Звуки из прошлых времен замечательно вписались в исторический ландшафт площади перед бывшим Дворцом культуры металлургов. 25 тамыз, ко дню Города, здесь были собраны вместе замечательные образцы старинной техники, воссозданные практически в своем первоначальном виде.

ГАЗ-13 "Чайка"

Автомобиль, который было невозможно приобрести ни за какие деньги. Выпуск был штучным, каждый экземпляр собирался вручную. Машины распределялись согласно номенклатуре среди руководства областей и республик. Созданная в 1959 году "Чайка" ГАЗ-13, в отличие от своих предшественников, машин попроще, изначально задумывалась для номенклатуры – аппарата чиновников Советского Союза. Самый скоростной и комфортабельный автомобиль СССР, наряду с еще более редкими и штучными ЗИЛ-ами, перевозившими членов Политбюро.

Выпускался ГАЗ-13 до 1981 года, пока окончательно не сменился новой моделью – "Чайка" ГАЗ-14. "Чайка" оказалась несколько более распространенной, чем ЗИЛ, поскольку предназначалась для руководства ступенькой ниже. Тем не менее, по причине своей статусности и редкости каждая такая машина обрастала догадками и легендами.

Считается, что автомобилей ГАЗ-13 в Усть-Каменогорске было всего два: в гараже обкома партии и гараже облисполкома. С заменой их на автомобили более современных марок старые ГАЗ-13 перешли на работу в службу быта, где занимались обслуживанием свадеб.

Судьба одной из "Чаек", судя по рассказам, осталась незавидной: после приватизации она сгинула в безвестном гараже. "Чайке", что прибыла на выставку своим ходом, повезло явно больше. Экземпляр 1973 года выпуска притягивает взгляд обилием хромированных украшений, витиеватыми формами кузова, "многоэтажными" задними фонарями. Роскошно отделанная приборная панель и особенность всех "Чаек" - дополнительные откидные сиденья. Во внешности особенно заметны бампера в «аэрокосмическом» стиле и деталь, благодаря которой "Чайку" точно не спутаешь с другими машинами: радиаторная решетка, будто собранная из множества маленьких "птичек".

"Волга" ГАЗ-21 и ГАЗ-22

Скорая

Автомобилем из серии ГАЗ-21 даже сейчас мало кого удивишь, десятки таких машин всё ещё бегают по улицам Усть-Каменогорска. Выставочные экземпляры же оказались далеко не самыми обычными. ГАЗ-22Б – вариант для скорой медицинской помощи, производился в 1962-1970 годы. Когда-то это был основной тип санитарного автомобиля, что применялся в городах СССР, такие машины базировались практически в каждом гараже скорой помощи.

Существовал заводской вариант 22-й Волги и в варианте обычного легкового «универсала», но выпуск их оказался исключительно невелик. Бывших машин скорой помощи сохранилось же намного больше, с попаданием их в частные руки после списания из медслужб. Показанная «Волга» весьма детально воссоздана в качестве «санитарки». Даже повторен оригинальный, характерный лишь для "санитарок" кожух за местом водителя вдоль левого борта, где размещались инструменты и запасное колесо. Колорита добавляют носилки, что были в обязательном комплекте медицинского автомобиля.

ГАЗ

А вот "21-я" Волга – общеизвестная машина. Какая ее модификация может привлечь наибольшее внимание? Конечно же, спецмашина в ливрее Госавтоинспекции СССР: броская канареечная окраска, сигнальная "люстра" старого образца. Специальная окраска желтого цвета с синими элементами стала внедряться во второй половине 1960 годов повсеместно на милицейских автомобилях. Возможно, в Усть-Каменогорске "Волга" семейства ГАЗ-21 успела не только послужить в ГАИ, но и примерить такую окраску.

"Москвич-401-422"

Москвич

"Москвич" стал первым по-настоящему народным автомобилем в СССР. Гражданин Союза впервые в истории смог приобрести автомобиль в частные руки: именно "Москвич" изобразили на знаменитом плакате "Накопил и машину купил!" 1950 года, рекламировавшем сберкнижки.

История появления "Москвича" напрямую связана с победой в Великой Отечественной войне: в счет репарационных выплат было демонтировано оборудование с немецкого завода "Опель", на котором выпускалась модель "Кадет". Именно "Опель-Кадет" стал прототипом "Москвича-400". Оснастка, чертежи и даже немецкие специалисты были вывезены в СССР для подготовки к производству автомобиля на бывшем сборочном заводе в Москве - Московском заводе малолитражных автомобилей.

"Москвичи-400" пошли с конвейера в 1947 году, позже появился "Москвич-401" с двигателем большей мощности. Вскоре приступили к выпуску "Москвичей" - фургонов: в стране ощущалась острая необходимость в мелкой развозной технике, особенно для нужд учреждений связи. Кузов фургона выполнялся из твердых пород дерева, крыша обтягивалась дерматином. Выбор такой технологии обуславливался острейшим дефицитом в послевоенные годы листового стального проката, пригодного для штамповки автомобильных кузовов: единственный выпускавший его комбинат "Запорожсталь" еще не оправился от разрушений войны. "Деревянных" фургонов, прозванных "Буратино", выпустили около двадцати тысяч штук, они чаще всего применялись в качестве почтовых автомобилей. Однако их кузова быстро приходили в негодность и все "Москвичи-422" давным-давно сгнили в труху. На выставке присутствовал воссозданный заново вариант машины 1955 года с некоторой "изюминкой": помимо кузова, из дерева выполнили еще и руль.

"Запорожец" ЗАЗ-965

Запорожец

Очередной виток истории "народного" автомобилестроения. Детище бывшего Запорожского комбайнового завода "Коммунар" - "Запорожец". Они быстро полюбился населению, как самый дешевый и доступный автомобиль и получили прозвище "Горбатый" за характерную форму кузова.

На конвейере семейство ЗАЗ-965 продержалось с 1960 до 1969 года, но подавляющее большинство таких "Запорожцев" сгинуло на свалках и в металлоприемных пунктах еще в 90-е годы. Так "Горбатый" ЗАЗ, однажды в прошлом переставший восприниматься как автомобиль, на момент обретения исторической ценности стал невероятной редкостью.

На выставке присутствовал вариант машины первых выпусков, с огоньками - "капельками" на передних крыльях и наименованием "Запорожець" на передке. Особенность экспоната – номерные знаки. Госавтоинспекция в Усть-Каменогорске с целью отделения в транспортном потоке государственных и собственных машин выдавала номера на машины частных лиц с особыми сочетаниями букв. На этом "Запорожце" видим буквы "ВКИ": это означает "Восточный Казахстан", "Индивидуальная". Частных автомобилей было мало: раздавали серию "ВКИ" на протяжении доброго десятка лет, до начала 1970-х. Тем интереснее и исторически более точно воспроизведен конкретный экземпляр машины: народный автомобиль в руках индивидуального владельца.

Голос водителя в громкоговорителе: "Осторожнее!" Кольцо посетителей расступается. Милицейская "Волга", крякая сиреной и мигая круглым спецсигналом, выезжает с площадки. Загорается фонарь с красным крестом на "Волге" – скорой помощи. Мощным рывком стартует "Чайка". Выставочные исторические образцы техники отправились в обратный путь на стоянку в коллекцию ретро-машин, показавшись на выставке и порадовав множество горожан на недолгом общедоступном показе.

Следующая →