Почему система электронного билетирования не приживается в Усть-Каменогорске
Большинство жителей областного центра продолжают рассчитываться в автобусах наличными
Это будет современно, цивилизованно, удобно и прозрачно, говорили они. Это поможет отслеживать финансовые и пассажиропотоки автоперевозчиков, обновить маршрутную схему движения общественного транспорта… И длятся уговоры-обещания вот уже четвертый год! И все это о системе электронного билетирования в Усть-Каменогорске, передает корреспондент Устинка LIVE.
Понятно, что для горожан она, конечно, больше связана с вопросами комфортности. А если учесть местный и столь неподъемный на нововведения менталитет, когда все и вся воспринимается в штыки, в лучшем случае с сомнением, то можно констатировать: пациент скорее мертв.
Жители областного центра в большинстве своем продолжают рассчитываться по привычке наличными, гордо игнорируя шайтан-машины, частенько аккуратно замотанные тряпками и заклеенные скотчем. Кондукторы гордо рассекают по салонам автобусов и трамваев с бумажными билетами наперевес, иногда не зная, работают валидаторы или нет, не вникая в возможности онлайн-оплаты проезда. Зачем? Пока, во всяком случае… Как итог, чиновники до сих пор не знают, куда и как уходят госсубсидии, наконец-то выплаченные автоперевозчикам. А о пассажиропотоках и их регулировании, востребованности, потребности в новых маршрутах и о новых схемах движения можно, кажется, и вовсе забыть.
Транспортный коллапс
Он преследует Усть-Каменогорск уже не первый год. Горожане уже буквально на нервах… Соцсети переполнены гневными комментариями и говорящими фото- и видеосвидетельствами. Многие взялись за организацию петиций и составление досудебных претензий к властям областного центра. Но воз и ныне там! Автоперевозчики вымитинговали себе государственные субсидии, выйдя 19 маусым на протестные забастовки. Требовали, к слову, и отмены электронной системы билетирования. По словам акима города, недавно грозившего автобусникам санкциями за массовый невыход транспорта и срыв движения в непогоду, получили 900 миллионов тенге на льготы, социальные маршруты и удешевление топлива. Пока результаты выволочки не слишком заметны. Также ждем и мерзнем на остановках, не влезаем в битком набитый транспорт, чувствуем дружественное плечо-колено-сумку соседей по салону, нервно пытаемся выковырять мелочь на проезд. Редко и с удивлением передаем карту на рандеву с - упс - работающим валидатором. В общем, весело до слез…
Жители города связывают резкое уменьшение количества пассажирского транспорта на маршрутах именно с внедрением электронного билетирования. Ну не хотят перевозчики добровольно расставаться с живым налом, как и выставлять напоказ все финансовые поступления от нас, между прочим. И сломать эту позицию еще долго не получится. Пассажиры новшество тоже не оценили, мы в этом убедились лично, проведя соцопрос в автобусах.
Очень неудобно сделали. Мне для того, чтобы пополнить счет на карте, нужно проехать половину города. Почему нельзя рассчитаться с телефона или карты банка или пополнить так же? Саму карту нужно покупать за 500 тенге и на каждого члена семьи отдельно. Непонятно, почему власти нам навязывают новый, неудобный способ расчета, но оплату за его внедрение взваливают на нас же, - недоумевает жительница Усть-Каменогорска Светлана, озвучивая мнение многих.
Так что не спешат устькаменогорцы по достоинству оценить столь масштабные усилия властей в их заботе о комфорте пассажиров. Пока оплата за проезд на всех автобусных маршрутах будет осуществляться с выдачей рулонного билета за 90 тенге, система не заработает, разве что когда по карману ударит и проезд за наличные обойдется, по прогнозам, уже в 130 тенге.
А она работает!
Между тем акимат Усть-Каменогорска вполне уверенно заявляет о полном введении электронного билетирования. Везде система работает: в автобусах, маршрутках, трамваях. В последних, к слову, реально и давно действует. Пытаемся узнать, как случилось это чудо, как Транспортной компании города, управляющей трамвайным парком, удалось столь качественно процесс организовать и только ли дело в 100%-й госпринадлежности или грамотный менеджмент тоже важен? Но это другая история… А пока имеем, что имеем.
С очередного сто-пятисотого переноса срока запуска системы - 1 қыркүйек - стараемся узнать причины и следствия сверхзатяжного внедрения, дважды отправляли официальные запросы во все профильные горведомства, где задавали многочисленные - 18 пунктов - вопросы, которыми забрасывают редакцию "Устинки плюс" читатели. Мы интересовались и стоимостью вечно неработающих валидаторов, и кто их должен ремонтировать, и отключением GPS-трекеров водителями автобусов, и когда же пресловутое приложение OskemenBus начнет работать корректно, и многое другое. Ответ получили только от Отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Усть-Каменогорска: на выборочные вопросы, не слишком информативный, вызывающий еще больше вопросов. Их мы уже публиковали, и сейчас эти данные уже потеряли свою актуальность. В Центре управления пассажирскими перевозками областного центра нас проигнорировали, ну не нашли, видимо, полноценных и убедительных ответов, предпочли отделаться абсолютно невнятной пресс-конференцией замруководителя, проведенной в онлайн-режиме, без приглашения журналистов, без провакационных вопросов, читать, для галочки.
И да, имеется некоторая информация от Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО.
Со 2 желтоқсан 2020 года запущено мобильное приложение OskemenBus. С момента запуска приложение скачали около 100 тысяч пользователей. Выданы 11483 льготные карты, 37135 карт для детей в возрасте от 7 до 15 лет. Оценка ситуации внедрения системы электронного билетирования возможна только после полного охвата всех маршрутов города Усть-Каменогорска, - сообщили в ведомстве.
Исчерпывающе, неправда ли? Увы, такая работа со СМИ уже буквально входит в норму. Однако мы сдаваться не планируем.
Секретный документ?
Во сколько нам в целом обошлось внедрение проекта электронного билетирования, которое, по задумке авторов, должно было облегчить жизнь не только горожанам, но и самим перевозчикам? Сказать сложно. В конце 2018 года официальные лица заявляли о 300 миллионах тенге, которые акимат Восточно-Казахстанской области намеревался выделить на установку всей системы. Еще 700 миллионов тенге планировали получить от потенциальных инвесторов в рамках контракта государственно-частного партнерства. Планировалось, что инвестор будет не только вкладывать средства в приобретение оборудования, но и эксплуатировать его в течение 10 лет.
В качестве мер государственной поддержки предполагается софинансирование проекта ГЧП в размере 30% от стоимости инвестиционных затрат, - говорилось на тот момент в официальном сообщении Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО.
Тогда же власти обещали, что валидаторы (специальные устройства считывания) также будут устанавливать на новых автобусах, которые закупят для Усть-Каменогорска в 2019 году. Не срослось. Впрочем, иного уже не ожидаешь.
Конечно, проект с горем пополам, но все-таки внедрили - власти заключили договор с белорусским холдингом IBA Group, специалисты которого взяли на себя поставку и установку необходимого оборудования собственного производства (валидаторы), а также отладку и интеграцию программного обеспечения с существующей автоматизированной системой диспетчерского управления в Усть-Каменогорске. К слову, сами белорусы, которые планировали закончить с маленьким провинциальным, по их столичным меркам, города (приехали спецы из Минска) в кратчайшие сроки, столкнулись с "усть-каменогорским феноменом", о чем неоднократно рассказывали журналистам. Это когда вроде все необходимое для работы есть, но постоянно что-то мешает и приходится переносить сроки исполнения все дальше и дальше. Но суть не в этом.
Мы так и не смогли самостоятельно отыскать официальную, верную стоимость договорных отношений между нашими госорганами, кто бы у руля ни стоял: Региональный центр ГЧП ВКО, Управление пассажирского транспорта региона, городской Отдел ЖКХ или подчиненный ему ТОО "Центр управления пассажирскими перевозками" и международным холдингом IBA Group. Нет, стоимость услуг "по организации, контролю, мониторингу, учету системы диспетчеризации общественного транспорта в рамках реализации проекта "Внедрение и сопровождение автоматизированной системы контроля и оплаты проезда на общественном транспорте в городе Усть-Каменогорске с созданием информационной системы диспетчеризации городского пассажирского транспорта" на портале государственных закупок есть. Периодически Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Усть-Каменогорска и ТОО "ЦУПП" заключают договорные отношения, в сентябре этого года подписали договор на 58 миллионов 330 тысяч тенге. В обязанности поставщика входит: формирование и анализ информации о выходе на маршруты, анализ основной информации по работе перевозчиков за каждый день, работы по сопровождению маршрутной сети, расписаний, выявление нарушений расписаний и еще море работы, которая и предполагает диспетчеризацию. Интересно бы было узнать, сколько средств вложила международная компания IBA Group, сколько потратили наши власти, что мы теперь должны инвесторам, если они действительно инвесторы, но достать эту информацию не с помощью журналистского запроса, а путем простого серфинга в Интернете. Ведь именно для развития всеобщей цифровизации, компьютерной грамотности и вовлечения населения в государственную политику официальную информацию выкладывают в Сеть. Столько сайтов госучреждений, тонны статистической информации, но найти договор, заключенный ГЧП, нам так и не удалось. Вероятно, не там смотрели, но не обнаружили его и в "Реестре договоров концессии и государственно-частного партнерства" на сайте rdk.gosreestr.kz, хотя по логике вещей уж там-то он быть должен, ведь отчитываются власти-то за работу в рамках именно ГЧП. Мы, конечно же, все-таки отправим запросы в уполномоченные инстанции, чтобы узнать точную стоимость "транспортной модернизации", но как тогда искать информацию простым людям, если их заинтересует, куда все-таки государство направляет бюджетные деньги, формируемые из налоговых и прочих отчислений?
В свободном доступе разве что суммы планируемых и осуществленных затрат предприятий, занимающихся контролем и осуществлением перевозок: ТОО "ЦУПП" и ТОО "Транспортная компания г. Усть-Каменогорска", осуществляющая трамвайное сообщение в городе. Траты на первое предприятие в этом году городской Отдел ЖКХ планировал в размере 159 004 873 тенге, на второе - 321 220 099 тенге. В 2020 году: 52 786 428 и 107 902 556 соответственно. Суммы немалые, хотя здесь прописаны приобретение запчастей, техники, услуги по обучению сотрудников, услуги связи, коммунальные расходы и так далее. Впрочем, обоснование подобных затрат совсем не снимает еще один логичный вопрос: почему система до сих пор работает из рук вон плохо, тем более когда уполномоченные лица говорят об обратном?
Примечательно, но на сайте IBA Group говорится о фактическом успехе проекта электронного билетирования в Усть-Каменогорске.
Работы по внедрению системы в главном городе Восточно-Казахстанской области стартовали в 2019 году. За это время было установлено оборудование более чем в 500 единицах транспорта - специалисты смонтировали около 1,2 тыс. валидаторов, порядка 500 бортовых компьютеров и 500 терминалов для приема оплаты наличными, - гласит информация белорусских партнеров.
Партнеры по договору ГЧП рассказывают о внедрении "автоматизированной системы диспетчерского управления, которая позволяет диспетчерам контролировать движение всего общественного транспорта в городе и помогает обеспечивать соблюдение графика, маршрута движения и регулярности перевозок". Говорится, что это "позволит минимизировать ситуации, когда общественный транспорт будет существенно опаздывать или отклоняться от утвержденной схемы движения". Спешу вас разочаровать, соратники по ЕАЭС, -
в Усть-Каменогорске так просто ничего не работает. Даже за большие деньги. Вы же, наверное, не видели, как у нас в автобусах валидаторы (гордость компании, между прочим!) тряпками заворачивают или просто заклеивают бумажками? Приезжайте, полюбуйтесь. Увидеть бы договор о ГЧП, тогда можно было бы говорить о том, несем ли мы за такие "проказы" недовольных новшеством автоперевозчиков какие-то штрафные санкции или они прописаны в рубрике как форс-мажор?
Далее предусмотрен этап развития системы. Работа в этом направлении уже ведется, подробности появятся позже, - написано с надеждой на сайте IBA Group…
Трудности перевода
Кстати, Усть-Каменогорск не единственный город, где электронное билетирование люди встретили в штыки. В Караганде вот тоже не прижилось новшество. Ранее сообщалось, что местные автопарки расторгли договоры с ТОО Smart Card, которое на протяжении пяти лет внедряло электронную оплату проезда в общественном транспорте. Компания так и не запустила свой сервис.
Компания обязалась окончательно запустить систему 15 желтоқсан 2020 года. Однако к этой дате она полноценно не заработала, поэтому мы расторгли меморандум в одностороннем порядке. В настоящее время договоры с компанией расторгают и перевозчики, - прокомментировал в феврале заведующий сектором пассажирского транспорта Караганды Асыл Тулеубаев.
Валидаторы в автобусах Караганды включили 15 қыркүйек 2020 года, отключили - 1 наурыз 2021 года. За этот период продали 30 тысяч транспортных карт и осуществили 900 тысяч транзакций на сумму 70 млн тенге. Вернули ли людям деньги, не сообщается.
Вообще говорят, что в Алматы, где сейчас система электронного билетирования успешно работает, процесс ее внедрения растянулся на восемь лет. Корень проблемы автоперевозчики видят в несовершенстве законодательной базы и некорректной поддержке государства. Совместная деятельность местных исполнительных органов, операторов электронного билетирования и перевозчиков не регламентирована. В итоге каждый акимат решает вопрос с внедрением системы по-своему, что порождает массу проблем.
Зато в Нур-Султане с недавнего времени местные жители получили возможность оплачивать проезд в автобусах банковскими картами. Там обновили систему оплаты, сделали ее максимально удобной, а также внедрили возможность пополнения транспортных карт в режиме онлайн. Как передает официальный сайт столичного акимата, в рамках пилота пассажир может произвести оплату с помощью карт VISA и Mastercard, а также со смартфона, оснащенного системой NFC. Для проведения транзакции достаточно приложить их к специальному терминалу, размещенному рядом с валидатором. Видимо, развитие под неусыпным взором Президента страны сказывается…
МНЕНИЕ
Карты, QR, Beeline? Нал!Каждое расследование, тем более на столь животрепещущую и значимую тему, касающуюся большинства устькаменогорцев¬пассажиров, должно быть подкреплено социальным опросом ¬ срезом общественного мнения. Так решили мы во время подготовки этого материала. Решено, сказано, сделано! Во вторник мы с фотокорреспондентом отправились на абордаж автобусов основных автоперевозчиков областного центра. Сомнительное, надо сказать, удовольствие, особенно в час пик. Облегчало задачу лишь то, что цели добраться до определенной точки у нас не было. То есть заходили в первый прибывший автобус. Цель ¬ опросить как кондукторов, так и пассажиров о предпочтительных для них формах оплаты проезда, жизнеспособности на текущий момент системы электронного билетирования в Усть¬Каменогорске. Проще говоря, стоила ли овчинка выделки столь масштабных вложений и усилий.
Кондуктор автобуса маршрута №38 ТОО "Марат М":- Валидатор ломается, но редко. В принципе, пассажиры пользуются и тем и другим способом оплаты проезда примерно одинаково. Если валидатор сломан, всегда носят с собой мелочь, проблем с оплатой не возникает.Кондуктор автобуса маршрута №1 ТОО "РОСТ":
- Валидаторы у нас всегда работали, бүгін что-то барахлить начали, но у двери возле водителя сейчас можно расплатиться. Чаще оплачивают проезд наличными, (два из трех валидаторов в этом автобусе не работали - прим. ред.).Кондуктор автобуса маршрута №12 ТОО "VoSca":
- Работать-то валидаторы работают, но пассажиры ими почти не пользуются. Наверное, пока цены на проезд не поднимут, никто не пошевелится. Ввели вот QR-коды, чтобы оплачивать через приложение "Мой Beeline", так на фирме нам сказали, что они не работают (мы с фотокором специально проверили - работают! Оплата прошла, кондуктор очень удивилась - прим. ред.).
ГЛАС НАРОДА
Медсестра, 39 лет:- Пользуюсь наличкой, так ведь удобнее и привычнее. Не хочу и не буду делать карту, я лучшее эти 500 тенге проезжу. Все равно валидаторы часто не работают.
Студентка вуза, 22 года:
- Купила карту, так оплачивать мне больше нравится. Мелочь с собой не надо носить, с кондукторами, которые часто, мягко говоря, не в духе, контактировать не приходится.Студентка колледжа, 17 лет:
- Карту не делала, а зачем? Но, наверное, придется...С деньгами мне проще.Пенсионерка, 72 года:
- Картой расплачиваюсь. Приобрели внуки, сказали, что надо. Ну, надо, значит, надо.Работник промпредприятия, 22 года:
- Оплачиваю почти всегда наличными, валидаторы все время сломаны. Но карту тоже сделал, хотя редко ею пользуюсь.Пенсионерка, 67 лет:
- Сама редко езжу в автобусах, но все время натыкаюсь на сломанные валидаторы, поэтому карту делать не стала, оплачиваю как раньше наличкой.Студент колледжа, 15 лет:
- Карточку сделал, но так и не пользуюсь, даже не закидывал на нее деньги. Наличкой удобнее.Продавец, 47 лет:
- Наличными оплачиваю, так надежнее ¬ всегда знаешь, что точно расплатишься и уедешь. Валидаторы все время сломаны.
А какой способ оплаты в автобусе выбираете вы?