Езда на одном колесе
Общественный транспорт Усть-Каменогорска переживает не лучшие времена. Несмотря на то что в городе появились новые автобусы, закупили их только два перевозчика из десяти. Остальные пока не могут сказать, когда именно им удастся обновить автопарки.
Цены на дизельное топ-ливо и запчасти выросли, тариф на проезд в автобусах пока остается прежним. Но уже скоро он может подорожать больше, чем в два раза, если перевозчиков финансово не поддержит государство. Карманы опустели
Не так давно мы писали, что по договоренности с городскими властями перевозчики обязуются постепенно заменить половину имеющихся у них автобусов. Меморандум об обновлении подвижного состава акимат Усть-Каменогорска заключил с владельцами автопарков после того, как состояние общественного транспорта областного центра раскритиковал аким региона. Даниал Ахметов заметил, что устькаменогорцы не должны ездить в дымящих автобусах с запотевшими стеклами и грязными салонами, а значит, технику надо обновлять.
Но большинство перевозчиков, как оказалось, пока не готово к таким затратам. По их словам, финансовую деятельность предприятий за последний год сильно подкосил подскочивший курс доллара, а еще выросшие цены на запчасти и дизельное топливо. Новые автобусы купили пока только два перевозчика - ТОО "Voska" (четыре) и ТОО "РОСТ" (восемь).
- По мере своей возможности приобретать подвижной состав будет каждый, но пока все планы в подвешенном состоянии, потому что затраты перевозчиков увеличились, а доходная часть нет, - пояснила ситуацию заместитель директора Центра управления пассажирскими перевозками Ольга Графкина. - Большую роль сейчас играет рост курса доллара. Если раньше он стоил 180 тенге и можно было купить, например, два автобуса, то теперь за те же деньги в тенге - только один.
Совсем недавно подорожало дизельное топливо. Вместо 99 тенге за литр его продают по 115 тенге. На 25% выросли цены на запчасти. И это тоже сказалось на перевозчиках. В таких условиях, говорят они, обновляться весьма проблематично.
- Как брать кредит, когда растут затраты на резину, аккумуляторы, горюче-смазочные? - спрашивает директор ТОО "РОСТ" Евгений Клейн. - План на этот год мы выполнили, восемь автобусов закупили, дальше планируем исполнять свои обязательства, но по мере возможности.
Покупая новые автобусы, перевозчики стремятся не только выполнить договорные обязательства, но и попутно заработать больше баллов для прохождения тендера. Пополнение автопарка отечественными машинами по Правилам перевозки пассажиров и багажа дает больше шансов обойти конкурентов. Поэтому казахстанскому автопрому часть перевозчиков отдает больше предпочтения. Но качество сборки этих автобусов, к сожалению, не всегда идеально. По неподтвержденным данным, в Усть-Каменогорске сломалось два новых автобуса. Один, не проездив полгода, а второй - даже месяца.
Владельцы автопарков все, как один, отрицают это и говорят, что любая техника может сломаться, на это и существует гарантия, и не признаются, все ли недавно купленные автобусы стабильно выходят на линию. А вот кондукторы "сломанных" маршрутов оказались куда разговорчивее и подтвердили, что автобусы "с иголочки" действительно выходили из строя.
Обидно, если это действительно так. Ведь перевозчики вкладывают деньги для того, чтобы на линию выходили действительно хорошие автобусы. И если они быстро станут ломаться, затраты на ремонт неизбежно вложат в тариф. В конечном счете это ударит по карману пассажиров.
Подорожание проезда может произойти уже совсем скоро. Перевозчики не зря говорят о своих возросших затратах и уже не раз, кстати, просили поднять тариф. И вот недавно они снова обратились к властям с той же просьбой и уже представили часть данных по своим расходам и рентабельности в отдел экономики и бюджетного планирования города. Теперь специалистам предстоит произвести расчеты, чтобы понять, какой должна стать стоимость проезда. Сами перевозчики пока воздерживаются от комментариев и не называют цену билета, которая их устроит.
- Перевозчики еще доносят нам недостающие документы, ведь они должны обосновать, почему необходимо увеличить тариф, - сообщила руководитель отдела экономики и бюджетного планирования Усть-Каменогорска Елена Литвинова. - В формулах учитываются разные затраты: на ГСМ, зарплату, комплектующие и общая рентабельность. Правда, методика наших расчетов в прошлом году изменилась. Из-за высоких коэффициентов тариф теперь может получиться выше 200 тенге.
Такой запредельный тариф вполне бы устроил перевозчиков, хотя они и боятся потерять часть пассажиров. А вот городские власти такую сумму не поддержат, потому что понимают - не всем устькаменогорцам по силам потянуть такую стоимость билета.
Неофициально нам сообщили, что власти, кроме повышения оплаты проезда, пытаются найти и другое решение, как поддержать перевозчиков и при этом не сильно увеличить стоимость билетов в общественном транспорте.
- Насколько мне известно, сейчас решается вопрос в правительстве о дотациях со стороны государства, мы давно этого хотим, и в других городах эти субсидии из бюджета перевозчики получают, - сообщил нам владелец одного из автопарков города.
Судя по всему, в Усть-Каменогорске все-таки назрела необходимость участия государства в финансировании автобусных парков. Ведь, так или иначе, речь идет об общественном транспорте, пенсионерах и малообеспеченных гражданах, которым порой сложно наскрести денег на билет. А если затраты перевозчиков растут, и при этом они должны обеспечивать комфорт пассажирам, чтоб не было стыдно ездить в городских автобусах, участие государства нам действительно необходимо.
Расчеты по величине тарифа, к слову, будут готовы к началу қыркүйек. После этого власти обсудят с перевозчиками уже конкретную стоимость. Что касается обновления подвижного состава, то на этот счет акимат готовит проект с участием Европейского банка реконструкции и развития на сумму 5,1 млрд тенге. Именно на нее могут прокредитовать перевозчиков. Но эти деньги все равно придется возвращать. Поэтому тариф не должен быть убыточным и дополнительные доходы в виде вложений из бюджета тоже не будут лишними. Может быть так - общими силами - все-таки удастся привести общественный транспорт Усть-Каменогорска в презентабельный вид, причем не только за счет тарифа на проезд.
Сентябрь практически наступил, и совсем скоро мы узнаем, какую же стоимость проезда обсуждают власти и перевозчики. И, самое главное, станет известно, будет ли государство вкладываться в развитие автопарков или все это ляжет на нас, пассажиров.
В тему
В очередном тендере перевозчики УстьКаменогорска будут участвовать в 2018 году.
До этого срока у них еще есть время, чтобы закупить новые автобусы.
Регулярно, но не все
По словам Ольги Графкиной, у перевозчиков УстьКаменогорска хорошая регулярность движения. По Правилам перевозки пассажиров и багажа она должна составлять 85%, а на наших маршрутах она значительно выше. К примеру, регулярность маршрута №1 за полгода составила 98% , №10 и №12 96%, №11 95%.
Следующая →
Не так давно мы писали, что по договоренности с городскими властями перевозчики обязуются постепенно заменить половину имеющихся у них автобусов. Меморандум об обновлении подвижного состава акимат Усть-Каменогорска заключил с владельцами автопарков после того, как состояние общественного транспорта областного центра раскритиковал аким региона. Даниал Ахметов заметил, что устькаменогорцы не должны ездить в дымящих автобусах с запотевшими стеклами и грязными салонами, а значит, технику надо обновлять.
Но большинство перевозчиков, как оказалось, пока не готово к таким затратам. По их словам, финансовую деятельность предприятий за последний год сильно подкосил подскочивший курс доллара, а еще выросшие цены на запчасти и дизельное топливо. Новые автобусы купили пока только два перевозчика - ТОО "Voska" (четыре) и ТОО "РОСТ" (восемь).
- По мере своей возможности приобретать подвижной состав будет каждый, но пока все планы в подвешенном состоянии, потому что затраты перевозчиков увеличились, а доходная часть нет, - пояснила ситуацию заместитель директора Центра управления пассажирскими перевозками Ольга Графкина. - Большую роль сейчас играет рост курса доллара. Если раньше он стоил 180 тенге и можно было купить, например, два автобуса, то теперь за те же деньги в тенге - только один.
Совсем недавно подорожало дизельное топливо. Вместо 99 тенге за литр его продают по 115 тенге. На 25% выросли цены на запчасти. И это тоже сказалось на перевозчиках. В таких условиях, говорят они, обновляться весьма проблематично.
- Как брать кредит, когда растут затраты на резину, аккумуляторы, горюче-смазочные? - спрашивает директор ТОО "РОСТ" Евгений Клейн. - План на этот год мы выполнили, восемь автобусов закупили, дальше планируем исполнять свои обязательства, но по мере возможности.
Ломались или нет?
Покупая новые автобусы, перевозчики стремятся не только выполнить договорные обязательства, но и попутно заработать больше баллов для прохождения тендера. Пополнение автопарка отечественными машинами по Правилам перевозки пассажиров и багажа дает больше шансов обойти конкурентов. Поэтому казахстанскому автопрому часть перевозчиков отдает больше предпочтения. Но качество сборки этих автобусов, к сожалению, не всегда идеально. По неподтвержденным данным, в Усть-Каменогорске сломалось два новых автобуса. Один, не проездив полгода, а второй - даже месяца.
Владельцы автопарков все, как один, отрицают это и говорят, что любая техника может сломаться, на это и существует гарантия, и не признаются, все ли недавно купленные автобусы стабильно выходят на линию. А вот кондукторы "сломанных" маршрутов оказались куда разговорчивее и подтвердили, что автобусы "с иголочки" действительно выходили из строя.
Обидно, если это действительно так. Ведь перевозчики вкладывают деньги для того, чтобы на линию выходили действительно хорошие автобусы. И если они быстро станут ломаться, затраты на ремонт неизбежно вложат в тариф. В конечном счете это ударит по карману пассажиров.
Тариф вверх?
Подорожание проезда может произойти уже совсем скоро. Перевозчики не зря говорят о своих возросших затратах и уже не раз, кстати, просили поднять тариф. И вот недавно они снова обратились к властям с той же просьбой и уже представили часть данных по своим расходам и рентабельности в отдел экономики и бюджетного планирования города. Теперь специалистам предстоит произвести расчеты, чтобы понять, какой должна стать стоимость проезда. Сами перевозчики пока воздерживаются от комментариев и не называют цену билета, которая их устроит.
- Перевозчики еще доносят нам недостающие документы, ведь они должны обосновать, почему необходимо увеличить тариф, - сообщила руководитель отдела экономики и бюджетного планирования Усть-Каменогорска Елена Литвинова. - В формулах учитываются разные затраты: на ГСМ, зарплату, комплектующие и общая рентабельность. Правда, методика наших расчетов в прошлом году изменилась. Из-за высоких коэффициентов тариф теперь может получиться выше 200 тенге.
Такой запредельный тариф вполне бы устроил перевозчиков, хотя они и боятся потерять часть пассажиров. А вот городские власти такую сумму не поддержат, потому что понимают - не всем устькаменогорцам по силам потянуть такую стоимость билета.
Неофициально нам сообщили, что власти, кроме повышения оплаты проезда, пытаются найти и другое решение, как поддержать перевозчиков и при этом не сильно увеличить стоимость билетов в общественном транспорте.
- Насколько мне известно, сейчас решается вопрос в правительстве о дотациях со стороны государства, мы давно этого хотим, и в других городах эти субсидии из бюджета перевозчики получают, - сообщил нам владелец одного из автопарков города.
Судя по всему, в Усть-Каменогорске все-таки назрела необходимость участия государства в финансировании автобусных парков. Ведь, так или иначе, речь идет об общественном транспорте, пенсионерах и малообеспеченных гражданах, которым порой сложно наскрести денег на билет. А если затраты перевозчиков растут, и при этом они должны обеспечивать комфорт пассажирам, чтоб не было стыдно ездить в городских автобусах, участие государства нам действительно необходимо.
Расчеты по величине тарифа, к слову, будут готовы к началу қыркүйек. После этого власти обсудят с перевозчиками уже конкретную стоимость. Что касается обновления подвижного состава, то на этот счет акимат готовит проект с участием Европейского банка реконструкции и развития на сумму 5,1 млрд тенге. Именно на нее могут прокредитовать перевозчиков. Но эти деньги все равно придется возвращать. Поэтому тариф не должен быть убыточным и дополнительные доходы в виде вложений из бюджета тоже не будут лишними. Может быть так - общими силами - все-таки удастся привести общественный транспорт Усть-Каменогорска в презентабельный вид, причем не только за счет тарифа на проезд.
Сентябрь практически наступил, и совсем скоро мы узнаем, какую же стоимость проезда обсуждают власти и перевозчики. И, самое главное, станет известно, будет ли государство вкладываться в развитие автопарков или все это ляжет на нас, пассажиров.
Есть резерв!
На случай поломки автобуса владельцы автопарков обязаны иметь резерв. По Правилам перевозки пассажиров и багажа 10% от общего количества подвижного состава должно стоять в запасе. Если вы пришли на остановку в межпиковое время (во время обеда), да еще и автобус сломался, то интервал движения между маршрутом утраивается. А если просто обеденный перерыв, то интервал движения нужно умножить на два. Так вы узнаете время, которое придется выстоять в ожидании автобуса.В тему
В очередном тендере перевозчики УстьКаменогорска будут участвовать в 2018 году.
До этого срока у них еще есть время, чтобы закупить новые автобусы.
Регулярно, но не все
По словам Ольги Графкиной, у перевозчиков УстьКаменогорска хорошая регулярность движения. По Правилам перевозки пассажиров и багажа она должна составлять 85%, а на наших маршрутах она значительно выше. К примеру, регулярность маршрута №1 за полгода составила 98% , №10 и №12 96%, №11 95%.