Профессия или образ жизни?
Мы встречаем их почти ежедневно, на оживленных улицах города, на остановках, рынках, около мечетей, церквей и, конечно, магазинов...
Кто-то ходит сюда не один год, как на работу, с грустью заглядывая в глаза прохожих, а кто-то ступил на этот путь совсем недавно - от большой нужды и отчаяния. В обществе их презрительно называют попрошайками, чайками, нищенками и побирушками. Кто эти люди на самом деле? И стоит ли им помогать?
Если присмотреться к тем, кто просят милостыню в Усть-Каменогорске, то условно этих людей можно разделить на несколько категорий: вечно больные и годами собирающие на лекарства от неизлечимых недугов, «инвалиды войны в Афганистане или Чечне», «старушки-одуванчики», «обманутые родственниками и лишившиеся жилья» и, конечно, беспробудные пьяницы, которые просто валяются на асфальте и своим запахом отпугивают всякого, кто решится к ним подойти.
В очередной раз подавая милостыню одной очень даже приятной старушке, я задумалась: в самом ли деле эти люди таким образом собирают себе на пропитание? Я стала к ним присматриваться и даже расспрашивать об их образе жизни.
Признаться, в тот момент многие горожане смотрели на меня с любопытством. Не удивлюсь, что кто-то принял меня за нерадивую родственницу, которая эксплуатирует бедных бабушку и дедушку, или того хуже, посчитали «работодательницей», пришедшей за выручкой.
Мое знакомство с этой категорией людей началось с Центрального рынка. К сожалению, у нас не получилось сфотографировать всех людей, стоящих или сидящих с протянутой рукой. Сначала некоторые из них рассказывали мне свои истории и благодарили за поданные монетки, но, увидев камеру, пытались закрыться и даже оттолкнуть. А остальные и вовсе молчали, видимо, не желая привлекать к себе лишнего внимания. Да оно и понятно, ведь именно невнимание окружающих позволяет им вполне благополучно заниматься тем, чем они бүгін занимаются. Но я не привыкла так быстро сдаваться…
«Приличные» пенсионеры
Ольгу Ивановну (имя изменено) можно нередко здесь встретить. 77-летняя старушка в платочке и с загипсованной рукой скромно стоит, подпирая ограждение и держа в руках пластмассовую баночку из-под сметаны. В ней лежит несколько монет номиналом пять и 10 тенге.
- Я здесь не каждый день, постою немного и ухожу.
- А много дают?
- Нет, 200-300 тенге.
- А почему вы здесь стоите? Вам жить негде?
Оказалось, что жить старушке есть где, по ее словам, у нее имеется частный дом. Живет бабушка с внучкой и новорожденным правнуком.
- Вы не думайте, я не алкашка, не на бутылку прошу, - оправдывается она. – Просто внучка в декрете сидит, вот нам и не хватает, и я ей помогаю. Я здесь постою, так хоть молоко, яйца да хлеб смогу купить. Меня еще машина недавно сбила, добрые люди мне «скорую» вызвали, там мне гипс и наложили, еще и нога с головой болит, полчерепа нет. Раньше сама медиками заведовала, а сейчас я никто.
Не знаю почему, но этой пожилой женщине я поверила - ну не похожа она на бездомную да и глаза как-то виновато прячет. Поэтому и высыпала в ее баночку всю мелочь, что была в моем кошельке… Только я отошла подальше, как к ней подошла «подруга по несчастью», видимо, поинтересовалась, много ли подают и что мне от нее было нужно.
Как оказалось, доверие она вызвала не только у меня. Несколько человек тоже решили ей помочь.
- Почему вы подали милостыню этой бабушке? – спрашиваю у прохожей.
- Жалко ее, видно, что ей материально тяжело, - поделилась горожанка по имени Светлана. – Вижу, что бабушка не пьет, чистенькая, а, отдав 50 тенге, я не обеднею. Вот, правда, не спросила, почему она тут стоит.
Похожая бабулька мне встретилась и около рынка «Жардем». Та в отличие от первой была не столь разговорчивой и слов благодарности вслед не говорила. Тары для подаяний у нее не было, но все равно было ясно, что сидит она здесь не просто так, и прохожие это прекрасно понимали. Когда я тоже протянула ей мелочь, она улыбнулась и с радостью ее взяла, но лишь только я начала расспрашивать, резко изменилась в лице.
- Ничего говорить не буду и фотографировать меня не надо. Есть у меня дом! И помощь мне ваша не нужна.
Еще один мой собеседник, промышляющий на улице Дзержинского, очень удивился моему желанию первой с ним заговорить. Но быстро сообразил, что можно воспользоваться таким шансом и сходу стал просить 100 тенге на «опохмел». На что я ему напомнила, что деньги надо зарабатывать честным трудом. Тогда дядя Сережа не растерялся (так он назвался) и, несколько секунд подумав, начал сочинять стихи про меня и мой автомобиль. Признаться, его четверостишья были настолько меткими и детальными, что я открыла рот от изумления.
- Поэт, шел бы ты в приемник, там хоть кормят, - отозвался прохожий, который, по всей видимости, видит его здесь не в первый раз.
- Ну что, я же заработал? – с надеждой спросил меня стихотворец.
Что сказать, заработал, и обещанные 100 тенге оказались в руке «поэта».
- Дядя Сережа, не боитесь так вечерами промышлять?
- Да я сам кого хочешь испугаю (смеется беззубым ртом мой герой – прим. авт.). Самое трудное - уживаться с чужаками из других районов, я с ними даже дерусь. Да еще полиция меня шугает, говорят, что в бомжатник отправят.
- А сколько вы в день зарабатываете?
- Это секрет фирмы, - деловито заверил меня мой новый знакомый и добавил, что его фотография будет стоить 1000 тенге! Да, прямо бизнесмен от Бога!
Чем больше я общалась с такими людьми, тем больше у меня возникало вопросов. Кто они? Хорошие актеры? Или жизнь на самом деле вынуждает их стоять с протянутой рукой? Верить попрошайкам, помогать им или просто проходить мимо – личный выбор каждого.
Делиться деньгами, конечно, стоит (вспомните о том, как пожертвованные средства спасают жизни людей), но, наверное, не нужно выворачивать свои карманы ради каждой душещипательной истории и позволять наживаться на своей доброте. Поэтому, перед тем как помочь материально, подумайте, действительно ли деньги пойдут на хорошее дело?
Следующая →
Если присмотреться к тем, кто просят милостыню в Усть-Каменогорске, то условно этих людей можно разделить на несколько категорий: вечно больные и годами собирающие на лекарства от неизлечимых недугов, «инвалиды войны в Афганистане или Чечне», «старушки-одуванчики», «обманутые родственниками и лишившиеся жилья» и, конечно, беспробудные пьяницы, которые просто валяются на асфальте и своим запахом отпугивают всякого, кто решится к ним подойти.
«По-другому не желаем жить!»
В очередной раз подавая милостыню одной очень даже приятной старушке, я задумалась: в самом ли деле эти люди таким образом собирают себе на пропитание? Я стала к ним присматриваться и даже расспрашивать об их образе жизни.
Признаться, в тот момент многие горожане смотрели на меня с любопытством. Не удивлюсь, что кто-то принял меня за нерадивую родственницу, которая эксплуатирует бедных бабушку и дедушку, или того хуже, посчитали «работодательницей», пришедшей за выручкой.
Мое знакомство с этой категорией людей началось с Центрального рынка. К сожалению, у нас не получилось сфотографировать всех людей, стоящих или сидящих с протянутой рукой. Сначала некоторые из них рассказывали мне свои истории и благодарили за поданные монетки, но, увидев камеру, пытались закрыться и даже оттолкнуть. А остальные и вовсе молчали, видимо, не желая привлекать к себе лишнего внимания. Да оно и понятно, ведь именно невнимание окружающих позволяет им вполне благополучно заниматься тем, чем они бүгін занимаются. Но я не привыкла так быстро сдаваться…
«Приличные» пенсионеры
Ольгу Ивановну (имя изменено) можно нередко здесь встретить. 77-летняя старушка в платочке и с загипсованной рукой скромно стоит, подпирая ограждение и держа в руках пластмассовую баночку из-под сметаны. В ней лежит несколько монет номиналом пять и 10 тенге.
- Я здесь не каждый день, постою немного и ухожу.
- А много дают?
- Нет, 200-300 тенге.
- А почему вы здесь стоите? Вам жить негде?
Оказалось, что жить старушке есть где, по ее словам, у нее имеется частный дом. Живет бабушка с внучкой и новорожденным правнуком.
- Вы не думайте, я не алкашка, не на бутылку прошу, - оправдывается она. – Просто внучка в декрете сидит, вот нам и не хватает, и я ей помогаю. Я здесь постою, так хоть молоко, яйца да хлеб смогу купить. Меня еще машина недавно сбила, добрые люди мне «скорую» вызвали, там мне гипс и наложили, еще и нога с головой болит, полчерепа нет. Раньше сама медиками заведовала, а сейчас я никто.
Подайте на пропитание!
Не знаю почему, но этой пожилой женщине я поверила - ну не похожа она на бездомную да и глаза как-то виновато прячет. Поэтому и высыпала в ее баночку всю мелочь, что была в моем кошельке… Только я отошла подальше, как к ней подошла «подруга по несчастью», видимо, поинтересовалась, много ли подают и что мне от нее было нужно.
Как оказалось, доверие она вызвала не только у меня. Несколько человек тоже решили ей помочь.
- Почему вы подали милостыню этой бабушке? – спрашиваю у прохожей.
- Жалко ее, видно, что ей материально тяжело, - поделилась горожанка по имени Светлана. – Вижу, что бабушка не пьет, чистенькая, а, отдав 50 тенге, я не обеднею. Вот, правда, не спросила, почему она тут стоит.
Похожая бабулька мне встретилась и около рынка «Жардем». Та в отличие от первой была не столь разговорчивой и слов благодарности вслед не говорила. Тары для подаяний у нее не было, но все равно было ясно, что сидит она здесь не просто так, и прохожие это прекрасно понимали. Когда я тоже протянула ей мелочь, она улыбнулась и с радостью ее взяла, но лишь только я начала расспрашивать, резко изменилась в лице.
- Ничего говорить не буду и фотографировать меня не надо. Есть у меня дом! И помощь мне ваша не нужна.
Бедный поэт
Еще один мой собеседник, промышляющий на улице Дзержинского, очень удивился моему желанию первой с ним заговорить. Но быстро сообразил, что можно воспользоваться таким шансом и сходу стал просить 100 тенге на «опохмел». На что я ему напомнила, что деньги надо зарабатывать честным трудом. Тогда дядя Сережа не растерялся (так он назвался) и, несколько секунд подумав, начал сочинять стихи про меня и мой автомобиль. Признаться, его четверостишья были настолько меткими и детальными, что я открыла рот от изумления.
- Поэт, шел бы ты в приемник, там хоть кормят, - отозвался прохожий, который, по всей видимости, видит его здесь не в первый раз.
- Ну что, я же заработал? – с надеждой спросил меня стихотворец.
Что сказать, заработал, и обещанные 100 тенге оказались в руке «поэта».
- Дядя Сережа, не боитесь так вечерами промышлять?
- Да я сам кого хочешь испугаю (смеется беззубым ртом мой герой – прим. авт.). Самое трудное - уживаться с чужаками из других районов, я с ними даже дерусь. Да еще полиция меня шугает, говорят, что в бомжатник отправят.
- А сколько вы в день зарабатываете?
- Это секрет фирмы, - деловито заверил меня мой новый знакомый и добавил, что его фотография будет стоить 1000 тенге! Да, прямо бизнесмен от Бога!
Чем больше я общалась с такими людьми, тем больше у меня возникало вопросов. Кто они? Хорошие актеры? Или жизнь на самом деле вынуждает их стоять с протянутой рукой? Верить попрошайкам, помогать им или просто проходить мимо – личный выбор каждого.
Делиться деньгами, конечно, стоит (вспомните о том, как пожертвованные средства спасают жизни людей), но, наверное, не нужно выворачивать свои карманы ради каждой душещипательной истории и позволять наживаться на своей доброте. Поэтому, перед тем как помочь материально, подумайте, действительно ли деньги пойдут на хорошее дело?