Өскемен
пасмурно
+14°
  • Өскемен
    +14°
  • Алматы
    +17°
  • Астана
    +10°
  • Ақтөбе
    +11°
  • Актау
    +12°
  • Орал
    +12°
  • Қарағанды
    +9°
  • Көкшетау
    +8°
  • Қостанай
    +8°
  • Қызылорда
    +18°
  • Павлодар
    +12°
  • Петропавловск
    +5°
  • Тараз
    +16°
  • Туркестан
    +12°
  • Шымкент
    +17°
$
445.95
-0.83
482.96
-1.04
¥
61.66
-0.11
4.82
-0.02
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Газета Газета

Выбор: жизнь или смерть?

Житель Семея готовился к самоподрыву

44-летний семейчанин Марат Оспанов (имя и фамилия изменены) признался, что 12 лет назад осознанно хотел лишить себя жизни путем самоподрыва. Но зачем молодому мужчине в полном расцвете сил, к тому же женатому, воспитывающему двоих детей, идти на такой роковой шаг?

Как рассказал Марат, такое решение он принял из-за религиозных убеждений…

Исповедь "экстремиста"

Конец 90-х, город Семей. Марат стал больше обычного интересоваться религией, учит арабский, посещает медресе. Но через некоторое время у него произошли разногласия с местным имамом, поэтому он бросает учебу. Затем знакомится с некими людьми, которые приглашают его и еще пару "друзей" на юг страны и убеждают совершить джихад.
- Нам рассказывали, что в мире несправедливо гибнут мусульмане, а все остальные с трусостью на все это смотрят, что не могут даже защитить своих братьев, - рассказывает Марат Оспанов. - Меня это задело! Я хотел спасти мир и готов был пойти на войну.
Так просто Вы готовы были лишиться жизни?

- На тот момент нас обрабатывали, приводили доводы из аята. Говорили, что путем самоподрыва мы можем попасть в рай.

Вы всегда говорите "мы", кто был вместе с Вами?

- Еще двое земляков, а беседовал с нами примерно наш ровесник из Афганистана, который рассказывал, что можно пройти обучение и стать боевиком. Все разговоры велись за столом, за чашкой чая. Мы пробыли в Шымкенте всего два дня, а затем вернулись в Семей. Приехав домой, я мысленно и физически готовился к своей миссии. Через некоторое время один из моих земляков, с которым мы были в Шымкенте, пропадает. Его объявляют в розыск как без вести пропавшего. Позже выяснилось, что он погиб в Ташкенте при теракте в апреле 2004 года. В июле в Узбекистане погибает второй житель нашего города, который совершил самоподрыв возле американского посольства. Его с нами на "встрече" не было, просто мы знали друг друга. Меня на тот момент уже задержали спецслужбы.

Марата Оспанова посадили в колонию строгого режима на 12 лет. Причем изолировали от остальных заключенных.
- Я не планировал взрывать себя в том месте, где были бы невинные люди, поэтому долгие годы, находясь в тюрьме, верил в свою правду. Со мной постоянно беседовали разные теологи. И только спустя лет пять у меня открылись глаза на многие вещи. Один из теологов привел в пример факты, открытые великими учеными ХХ века и доказал, что джихад - это самоубийство. Сейчас думаю, хорошо, что меня задержали, иначе кто знает, может, я мог совершить еще очень много грехов, - признается мужчина.
Судьба второго задержанного, который был вместе с Маратом, закончилась печально, он погиб в 2011 году при взрыве в Карагандинской колонии.

Адаптация

Сейчас 44-летний мужчина жалеет, что связался с экстремистской группировкой, фактически "потерял" детство своих детей и не смог стать для них примером.
- Младший сын еле-еле говорит "папа", только привыкает ко мне, - говорит Марат. - Я вышел на свободу в декабре прошлого года. Нахожусь под надзором. Пока адаптируюсь, подрабатываю. Дальше общаюсь с теологами, которые дают мне наставления.
Наставление дают не только теологи, но и специалисты отдела по делам религии города Семея, которые помогают Марату социально адаптироваться.
- В городе определенное количество приверженцев нетрадиционных религиозных течений. Их средний возраст 34 года, - рассказывает заведующий сектором отдела внутренней политики Семея Мирас Малгаждаров. - Многие из них перестают соблюдать элементарные национальные обычаи, не отмечают день рождения и не ходят на праздники. Со всеми этими людьми мы индивидуально проводим разъяснительную работу. Если они сталкиваются с той или иной социальной проблемой, мы им помогаем. К примеру, находим работу, помогаем получить дополнительное образование, а малоимущим семьям даже помогаем продуктами первой необходимости.
Конечно, пока мы не знаем, как сложится дальнейшая судьба Марата. Радует одно: он понял ценность человеческой жизни, осознал то, что ни одна национальность, фракция и религия не лучше других.

Вопрос теологу

Как понять, что вашего близкого завербовали?
- Судить по внешнему виду нельзя, - рассказывает теолог Центра исследования проблем религий ВКО Талгат Смагулов. - Человек, который поддался вербовке, не обязательно должен носить бороду или короткие штаны.
Как поясняет теолог, в основном поддаются вербовке люди, которые в начале своей религиозной практики испытывают высокий эмоциональный подъем, так сказать, воодушевление. В этот момент человек теряет бдительность и его "иммунитет" к чуждым идеям религиозных течений понижен. Именно этим моментом пользуются вербовщики. То есть когда верующего переполняют чувства, эмоции, а религиозные знания остаются низкими и при этом отсутствуют люди, которые могут оказать компетентную помощь, многие молодые люди (да и некоторые взрослые) становятся легкой добычей вербовщиков и проповедников радикализма.
- Понять, попал ли ваш близкий под вербовку, можно лишь при совокупности нескольких признаков, - говорит Талгат Смагулов. - Среди которых правовой нигилизм, когда верующий отрицает государственные законы и не считает нужным соблюдать их и подчиняться им. В лексиконе верующего появляются такие обвинительные слова в адрес соотечественников, как "кафир", что значит "неверный", "тагут". После которых они начинают делить на "своих" и "чужих". Отрицание и непринятие исламских традиций государствообразующего казахского этноса, что выражается в игнорировании похорон умерших родственников или близких, праздничных мероприятий, связанных с рождением ребенка, бракосочетанием. Посещает сомнительные сайты, содержащие информацию радикального характера.
Помочь человеку, который встал на опасный путь, в первую очередь могут именно близкие. Они, как никто другой, могут оказать моральную поддержку. Но без специалистов не обойтись. Можно обратиться к ним на "Горячую линию 114", которая предназначена для приема от граждан и организаций информации по всем вопросам, касающимся религиозной сферы, а также оказания консультативной и психологической помощи пострадавшим от деструктивной религиозной деятельности. Горячая линия работает круглосуточно. Также ваших звонков ждут в Центре исследования проблем религий Восточно-Казахстанской области: 8 (7232) 70-56-56.
Следующая →