Өскемен
малооблачно
-13°
  • Өскемен
    -13°
  • Алматы
    +2°
  • Астана
    -6°
  • Ақтөбе
    -2°
  • Актау
    +8°
  • Орал
    +1°
  • Қарағанды
    -3°
  • Көкшетау
    -9°
  • Қостанай
    -7°
  • Қызылорда
    +2°
  • Павлодар
    -11°
  • Петропавловск
    -9°
  • Тараз
    -3°
  • Туркестан
    +1°
  • Шымкент
    +3°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Пушных дел мастер

В ВКО работает единственно в регионе зверохозяйство

Валерий Мусин - единственный в области предприниматель, который занимается разведением пушного зверя и норки. За четыре года удалось создать небольшое, но стабильно работающее хозяйство. Зверовод не только выращивает животных, но и шьет изделия из меха. Сам Валерий Гильфанович говорит, что к этому его подтолкнули гены предков.

Утро в семье Мусиных начинается не с первыми петухами, а задолго до этого. Еще затемно нужно приготовить фарш для зверей. Быстрый завтрак - и они с супругой берутся за работу. Ведь надо сварить еду и накормить три сотни пушных зверьков.

В гости на ферму к Валерию Мусину попасть нелегко. Если в его доме двери всегда гостеприимно открыты, то познакомиться с питомцами просто так не получится. Для того чтобы не навредить работе зверофермы, случайно потревожив ее обитателей, необходимо выбрать правильное время. Только до полудня, т. е. до кормления. После обеда беспокоить зверя нельзя, наступает время сна.

Мы пришли около 12 часов, животные были голодные и буквально бегали по клеткам. Сейчас на звероферме около 300 норок - маточное поголовье. По словам Валерия Гильфановича, если выпустить всех голодных норок из клеток, то плотоядные запросто съедят человека!

Звероферма занимает территорию в 120 квадратных метров. Красавицы-норки живут в индивидуальных клетках, чернобурок и песцов осталось совсем немного, слишком уж затратный этот зверь.

На протяжении 35 лет Валерий Мусин шил меховые шапки. Себя он шутя называет "шапошником", и многие в Зыряновске знают его именно благодаря этому ремеслу. Был опыт с кроликами, нутриями и даже с ондатрами, но все это с переменным успехом.

В основном приходилось покупать готовый выделанный китайский мех…

Препоны для пушнины

Выращивать зверей Валерий Гильфанович стал четыре года назад. Оказалось, что наладить этот вид фермерской деятельности не так-то просто. Прежде чем завезти пушных животных, пришлось обойти не один чиновничий кабинет как районного, так и областного уровня.

Запрос на ввоз зверей предприниматель отправлял еще 10 лет назад!
- На тот момент, когда создавались законы, пушного поголовья в Казахстане практически не было, а сейчас, чтобы сделать какую-то поправку в законе, нужна корпорация или объединение. А поскольку такое хозяйство у меня одного - объединяться мне не с кем, - рассказывает Валерий Мусин.
Когда долгожданный зверь прибыл из России, оказалось, что бюрократические проволочки - не самое сложное. 40 голов лис-чернобурок и песцов буквально съели все сбережения.
- И лиса, и песец - крупные пушные животные. Чтобы шкурка была хорошей, экономить на питании нельзя, так что первый опыт был не самым удачным, - вспоминает Валерий Гильфанович. - Всякий раз, когда начинаешь что-то новое, думаешь, что деньги потекут легко, а выходит иначе. На первом этапе я вложил в бизнес все, что у
меня было.
Норка появилась на ферме уже на второй год. Шкурка скандинавской красавицы считается элитной, а произведенные из нее изделия - носкими и теплыми. За несколько лет норка на рынке вытеснила другую пушнину, и бүгін 9 из 10 продаваемых изделий - норковые.

Законодательные препоны есть и сейчас.

К примеру, из-за несовершенства правовой базы отсутствует централизованная система вакцинации зверей.

Еще одна значимамыр проблема зверовода - это выделка шкур. В Казахстане ее не делают, и отправлять необработанные шкурки приходится в Новосибирск. Это высокая статья затрат.

Благодаря государственному гранту в 2 млн тенге удалось приобрести зернодробилку для кормов, добавив, правда, вторую половину стоимости агрегата из личных сбережений. Работа, конечно, после этого облегчилась, но меньше ее не стало.

В свои 57 лет Валерий Мусин работает по 15, а то и больше часов в день, без выходных и праздников. Рядом с ним его надежная поддержка - супруга Наталья.

На своем приусадебном участке они не только содержат зверохозяйство, но и садят огород, выращивают домашнюю птицу.

Новое или забытое старое?

Надо сказать, что хоть бүгін зверохозяйство Валерия Мусина и единственное в стране, когда-то на зыряновской земле уже выращивали и песцов, и норок, причем довольно успешно. Крупное хозяйство располагалось в небольшой деревне Алтынсай, неподалеку от райцентра. Обеспечивали работники пушниной и норковыми шкурками Советский Союз вплоть до середины 1990-х.

1995-1996 годы были особенно тяжелыми для предприятия, последние рабочие, кто еще боролись за сохранение пушнины в стране, зарплату получали натурпродуктом. Тогда в распоряжение Валерия Мусина и попали первые шкурки, выращенные в нашем регионе.
- Я сразу оценил разницу в качестве меха, - говорит зверовод. - Это было отличное сырье, вещи из него можно носить десятилетиями в отличие от китайского меха. Тогда я впервые задумался о том, что нужно выращивать своих зверей. И сейчас, когда делаю товар из нашего меха, смело и с гордостью говорю, что эта вещь будет служить своему владельцу не один десяток лет.
Шьет, правда, Валерий Гильфанович пока немного. В основном это головные уборы, недавно появилась линия жилеток.
- Я понимаю, что мое дело еще предстоит продолжить детям, а вот уже мои внуки оденут в меха не только всю страну, - с улыбкой говорит Валерий Мусин. - Это кропотливый и ежедневный труд, результат которого виден не сразу.
Зверохозяйство - семейный бизнес Мусиных. Помогают Валерию его сын и внук. 11-летний Кирилл благодаря дедушке уже сейчас многое знает о зверях.

К слову, экскурсию на звероферме нам проводил младший из Мусиных. Кирилл подробно рассказал, что можно делать, когда подходишь к клетке, а чего нельзя. К примеру, пытаться потрогать норку ни в коем случае не стоит, и пальцы в клетку совать нельзя - откусит!

Три поколения Мусиных в Зыряновске живут по соседству - отец Валерия, сам Валерий Гильфанович и семья сына.
- Мой отец всегда был для меня надежным помощником и примером. Трудиться и гордиться своим трудом научил именно он, - говорит Валерий Гильфанович. - Несмотря на преклонный возраст, он до сих пор содержит большой частный дом и дает мне много полезных советов, передавая опыт и мудрость.

Зов предков

Сам Валерий Мусин считает, что неспроста стал заниматься разведением зверей. В семейной летописи он нашел историю Мусы-бабы, и есть все основания считать, что известный на Востоке Казахстана Муса Мусин - его далекий предок.

Родоначальник династии Мусиных родился в Казани, служил ямщиком российского купца. В начале XIX века, спасаясь от голода, Муса вместе с сыном Садыком перебрался в Семипалатинск. Однажды он увидел, как местные выбрасывают за ненадобностью шкуры зверей, и решил скупать их подешевле. Отец и сын вручную мездрили, дубили и мяли кожу. А из выделанной овчины шили тулупы, которые пришлись по душе горожанам. Так семья Мусиных стала известна в Семипалатинске...

В 14-летнем возрасте вместе со своим отцом Валерий был в гостях у деда в Татарстане. Тогда и узнал о знаменитом предке.

Когда-то 90-летний Муса-баба оставил своим детям немалое состояние. Как и его далекий потомок, наш герой считает, что пожинать плоды бүгіншнего труда будут его отпрыски.

Вот уже и наступило время расширяться. Небольшой филиал зверофермы Мусина появился в Алматинской области, но там все на начальной стадии. И в Зыряновске грядут большие перемены. Сейчас звероферма расположена в частном секторе. Нескольких соток земли недостаточно, нужно расти.
- Мне выделили участок недалеко от города, там и планируем строительство, - говорит Валерий Гильфанович. - Это еще одна сложная ступенька в нашей работе, но думаю, что все получится. Зверохозяйство должно увеличиваться. Нам нужны рабочие. Вселяет уверенность мысль: мой прапрадед 200 лет назад начал большое дело, наверное, это гены - кровь предков не дает мне покоя.

Следующая →