Пересмотрят ли тариф на медуслуги в 2024 году, рассказали в филиале ФСМС по ВКО
Итогами года уходящего и планами на будущий в интервью поделился директор ВКФ Фонда социального медицинского страхования Данияр Исенов
Система медстрахования значительно расширяет права и возможности пациентов. Если раньше можно было пройти бесплатное обследование только в определенной поликлинике и, соответственно, приходилось долго ждать, то сегодня можно обратиться за консультацией узкого специалиста или диагностическим обследованием в частную клинику, которая является прямым поставщиком фонда, даже если она находится в другом городе. Благодаря внедрению ОСМС, объем финансирования по сравнению с 2020 годом вырос чуть ли не вдвое (2020 год - 50 млрд тенге, 2023 – 87 млрд тенге), передает корреспондент Устинка LIVE.
Тем не менее, многие казахстанцы считают, что система ОСМС зашла в тупик. Почему это не так, рассказал директор филиала ФСМС по ВКО Данияр Исенов.
Финансирование выросло по всем приоритетным направлениям, как кардиохирургия, нейрохирургия, ЭКО, реабилитация и другие. Увеличилось финансирование к услугам высокоточной диагностики МРТ/КТ, дорогостоящим исследованиям, высокотехнологической медицинской помощи, - отметил Данияр Исенов. - Только финансирование на проведение МРТ с 2020 года увеличилось в три раза. Поэтому однозначно ни о каком тупике и речи быть не может!
- Предполагается ли в обозримом будущем пересмотр тарифов на медуслуги в системе стационаров и в системе ПМСП? Если да, то когда, и какие тарифы могут быть пересмотрены?
Да, планируется пересмотр всех тарифов, с учетом повышения заработной платы прочим работникам до 20% и включением в тариф сумм на оплату обязательных пенсионных взносов работодателей в размере 1,5%. В среднем тарифы повысятся на 4%. По другим инициативам (включение инфляции, амортизационных расходов и других), пересмотр возможен лишь при выделении бюджетных средств.
- Будет ли корректироваться информационная система таким образом, чтобы врач мог указывать больше одного повода обращения за прием? Особенно это актуально для пенсионеров, они приходят к врачу с целым букетом болячек.
Это вопрос уже к Министерству здравоохранения - будут ли вноситься изменения в информационные системы.
- Будет ли каким-то образом пересматриваться система штрафов для медорганизаций?
Мониторинг качества медицинских услуг проводится на предмет соблюдения поставщиком требований стандартов организации оказания медицинской помощи и других нормативных правовых актов по оказанию медицинской помощи, а также необоснованного отклонения от клинических протоколов. Оценивается оказание медицинской помощи, то есть в случаях несоблюдения требований стандартов или клинических протоколов диагностики и лечения имеется риск утяжеления состояния пациентов, или недооценки тяжести состояния, и как следствие, данные факты могут привести к некорректно подобранному выбору тактики лечения. Фондом по итогам мониторинга качества оказанной медицинской помощи применяются дефекты, то есть производится уменьшение суммы, подлежащей к оплате.
По вопросу пересмотру системы штрафов, стоит отметить, что в 2022 году дефект по некорректному и некачественному заполнению медицинской документации пересмотрен, на сегодняшний день при выявлении таких нарушений, уменьшение суммы не производится. Других пересмотров не планируется.
- Чем вызвано было введение линейной шкалы в ОСМС? Нельзя ли ее отменить, как того хотят в некоторых медорганизациях?
Линейная шкала – это механизм расчета суммы оплаты в случаях превышения месячной суммы договора закупа услуг, без учета результатов мониторинга договорных обязательств по качеству и объему медицинских услуг. В случае превышения суммы, предъявленной поставщиком над месячной суммой, предусмотренной договором закупа услуг, по линейной шкале проводится снятие суммы превышения. Отмена линейной шкалы приведет к перевыполнению суммы договора. В период пандемии COVID-19 отменяли применение линейной шкалы в связи с ограничительными противоэпидемиологическими мероприятиями, что привело к выполнению за шесть месяцев девятимесячного объема финансирования. Данная норма была введена в связи с ежегодным ростом перепотребления консультативно-диагностических услуг с целью регулирования финансовых потоков в рамках выделенных лимитов. Применение линейной шкалы было всегда, и ввела ее МЗ РК. Раньше объемы тоже распределялись помесячно в приложении к договору, но контролировали мы годовой объем, а сейчас смотрим соблюдение плана помесячно и при превышении объема снимаем его. При формировании платежных документов поставщиками за оказанные консультативно-диагностические услуги необходимо было наличие в информационной системе (ИС) Минздрава подписанных платежных документов за предшествующий период между поставщиком и соисполнителем по заключенным договорам соисполнения. Данные требования отменяются в целях самостоятельного регулирования отношений между поставщиками и соисполнителями в рамках заключенного договора. В ИС Единой платежной системе внесены соответствующие изменения. На сегодняшний день Министерством здравоохранения внесены изменения и дополнения в Правила оплаты. Соответствующая доработка находится в процессе реализации в ИС "Единая платежная система" и будет доступна пользователям после утверждения НПА.
Наряду с тем, что система ОСМС создает определенные благоприятные условия для финансирования медпомощи, теперь на первый план выходит сама организация медицинской помощи, уровень менеджмента в клиниках, правильная маршрутизация пациентов.
Именно по данному направлению мы ведем большую работу - это обучение медиков, встречи с коллективами медицинских организаций области, - резюмировал директор филиала ФСМС ВКО.