Усть-Каменогорск
ясно
+14°
  • Усть-Каменогорск
    +14°
  • Алматы
    +16°
  • Нур-Султан (Астана)
    +20°
  • Актобе
    +21°
  • Форт-Шевченко
    +21°
  • Атырау
    +22°
  • Караганда
    +16°
  • Кокшетау
    +19°
  • Костанай
    +20°
  • Кызылорда
    +26°
  • Павлодар
    +16°
  • Петропавловск
    +19°
  • Тараз
    +18°
  • Уральск
    +20°
  • Шымкент
    +20°
$
447.4
-1.49
477.55
-0.38
¥
61.81
-0.21
4.76
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Здоровые дети и их родители в ВКО не готовы к инклюзивному образованию

Неутешительные данные опроса, проведенного в прошлом учебном году в городе Алтай, были озвучены на семинаре в ВКУ имени С. Аманжолова, где педагоги искали пути решения проблемы

Усть-Каменогорск и ВКО / Здоровые дети и их родители в ВКО не готовы к инклюзивному образованию
Фото:
Устинка LIVE

Проблема формирования позитивного (толерантного) отношения к детям с особыми потребностями в образовательной среде сейчас стоит очень остро, передает корреспондент Устинка LIVE.

Когда ребенок "не такой"

В своем докладе на семинаре магистр педагогических наук по дефектологии, учитель-логопед Специальной школы-интерната №2 г. Алтая Оксана Сосновская подчеркнула, что особенные дети в инклюзивных классах сталкиваются с непониманием сверстников, часто чувствуют себя изолированными, становятся объектами буллинга.

В нашей школе обучаются дети с четырьмя видами нарушений: тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, нарушения слуха и эмоционально-волевой сферы, - отметила педагог. - К нам в учебное заведение ежегодно приходят учащиеся из общеобразовательных школ ВКО. Родители рассказывают, что их дети только в нашем учреждении смогли обрести друзей и уверенность в себе.

Информация подтвердилась в ходе исследования, которое проходило в городе Алтае в течение прошлого учебного года и было посвящено отношению к детям с особыми образовательными потребностями (ООП) в классах с инклюзией и без инклюзии. В нем приняли участие более 500 учащихся общеобразовательной школы и их родителей.

Выявленные факты:

  • более 70% учащихся и более 60% родителей школьников считают, что детям с ООП лучше учиться дома, в специальной школе или коррекционном классе;
  • более 50% учащихся уверены, что в инклюзивной среде ребенок с ООП будет чувствовать себя изгоем;
  • менее 30% учащихся готовы дружить с детьми с ООП.


Эти данные призывают научно-педагогическую общественность к обсуждению темы. В школах необходимо проводить диагностику отношения к детям с ООП, но проблема в том, что сегодня остро ощущается дефицит соответствующих диагностических методик. Необходима разработка отечественного и адаптация зарубежного инструментария, способного изменить отношение к обобщенному ребенку с ОВ, определить его модели. В ходе нашего исследования были разработаны авторские методики, определены модели отношения, - проинформировала Оксана Сосновская.

Освободить от стигмы!

Существует мнение, что позитивное отношение к детям с ООП, формируется самостоятельно в ходе инклюзивной практики. Но 40-летний инклюзивный опыт стран Европы и Америки опровергает это утверждение. Особые учащиеся до сих пор подвержены в среде сверстников риску стигматизации и стереотипизации. Даже при явном позитивном настрое к ним, окружающие могут испытывать бессознательное деструктивное отношение. Находясь в таком положении, дети с ООП не могут в полной мере раскрыть свой потенциал, постоянно подвержены стрессу, что чревато проблемами психологического и поведенческого характера, неврозами и даже суицидальными мыслями. Учитывая, что с каждым годом в общеобразовательные школы Казахстана приходит все больше детей с ООП, необходима целенаправленная работа по воспитанию толерантности. По словам специалистов, при поддержке научной общественности должна быть разработана и апробирована серьезная программа по формированию позитивного отношения к особым ученикам в инклюзивной среде.

В рамках исследования нами был определен механизм формирования позитивного отношения к детям с ООП. В числе факторов ему препятствующих - дефицит информации о жизни, особенностях и способностях людей с ограниченными возможностями, незнание алгоритмов взаимодействия с ними. Из страха сделать что-то не так, сказать что-то не то, нормотипичные ученики игнорируют особого сверстника. Выходом может стать разработка межшкольных проектов, цель которых взаимодействие детей и педагогов общеобразовательных и специальных школ. Организация совместных мероприятий, педагогических семинаров, обмен опытом, - поделилась опытом Оксана Александровна.

В Алтае такая работа проводится: есть взаимосвязь Специальной школы-интерната № 2 и Школы-лицея. В прошлом году в ходе реализации исследовательского проекта "Спорт для всех" был проведен цикл совместных спортивно-развлекательных мероприятий. Как результат – развенчание стереотипов о детях с ООП, эволюция отношения к ним. В этом учебном году работа продолжается уже на уровне творческих выступлений.

Дорогу осилит идущий…

Барьером в процессе формирования может стать и скрытость самого процесса инклюзии, уверена магистр педагогических наук по дефектологии. В казахстанских школах чаще всего не принято обозначать на родительских собраниях факт присутствия в классе ребенка с ООП.

Это объясняется логичным желанием защитить его, но на деле получаем обратную реакцию. Ученики видят, что ребенок не такой, как все, посещает кабинет поддержки инклюзии, и, пытаясь защититься от неизвестного, заносят "странного" одноклассника в "черный список", - рассказывает Оксана Сосновская. - Обнадеживающим считаем тот факт, что большая часть школьников и их родителей хотели бы получать информацию о состоянии ребенка с ООП именно для того, чтобы наладить с ним контакт. В зарубежных школах считается нормой знакомство родителей учащихся с особенностями и возможностями ребенка, пришедшего в класс. Педагогический опыт, накопленный в нашем интернате, подтверждает правильность этих выводов. В одном классе у нас могут заниматься дети с различными нарушениями. Педагоги работают в тесной взаимосвязи с родителями, совместными усилиями создают комфортные условия не только для обучения и развития детей, но и для их равноправного взаимодействия.

Одна из мам, член попечительского совета спецшколы Наталья Кузовлева отмечает, что знание особенностей всех детей в классе позволяет родителям правильно объяснить своему ребенку, почему его одноклассник постоянно повторяет одну и ту же фразу или может без разрешения встать на уроке, научить общаться с таким ребенком. Как результат – сплоченные классы, в которых каждый ученик – личность, все разные, но все имеют право на развитие своего потенциала. Важным, в рамках работы по формированию позитивного отношения к особым ученикам, является воспитание чувства успеха у детей с ООП и поощрение совместной деятельности всех учащихся, независимо от диагноза.

В нашей школе-интернате практикуется тесное взаимодействие всех учащихся в рамках внеклассной деятельности. Каждую неделю в школе проходят концерты, праздники, утренники, главные действующие лица которых - сами ученики, в том числе дети с самыми сложными диагнозами. Учащиеся друг друга поддерживают и никогда не упрекают за "выходы" из сценария, которые имеют место в силу особенностей детей, - резюмирует педагог.

В Казахстане процесс внедрения инклюзии в образование начался сравнительно недавно. Ожидаемо, что на пути его реализации возникают трудности. Задача научно-педагогического общества не закрывать глаза на проблемы, а совместными усилиями искать пути их решения. Часто инклюзивный образовательный вектор противопоставляется системе специального коррекционного образования, что, на взгляд специалистов, в корне не верно. Это два важных звена одного процесса – развития детей с ООП. Есть необходимость тесного взаимодействия коллективов коррекционных и общеобразовательных учреждений, а также ученых. Перед ними стоит общая задача полноценного включения детей с ООП не только в образовательный процесс, но и в социум.

Следующая →