Разбор просчетов: как осваивают деньги по госпроектам
В настоящее время в РК реализуется полтора десятка государственных программ, которые в совокупности охватывают все отрасли экономики и практически все сферы общественной жизни
На старте каждой из них с высоких трибун так или иначе звучали громкие обещания о неизменном социальном росте, смене самой парадигмы мышления, которые помогут жителям страны жить и развиваться в успешном государстве, передает корреспондент Устинка LIVE. И действительно, от качества исполнения этих инициатив напрямую зависит благосостояние всей нации.
Фактически все государственные проекты являются индикаторами качества планирования казахстанской экономики. Вот только стали ли они таковыми на практике? В статье автор попытается проанализировать проблемы реализации государственных программ, значимые моменты недостижения установленных ключевых показателей, причины и условия, им способствовавшие.
Освоение ради освоения?
Порой отчеты государственных органов РК о проделанной работе выглядят как перечень достижений, хотя должны служить скорее материалом для повышения эффективности их работы. Мы не слышим и не видим критического анализа проведенных мероприятий. Возможно, исполнители оценивают эффективность реализации больших госпроектов по затратной части исходя из принципа "главное - освоить бюджет любым способом". Выходит, что как таковой конечный результат при этом никого не интересует. Причем здесь даже не чиновники, на которых возложена "миссия освоения", виноваты, а сам принцип работы целых государственных структур. Ведь, если сделать как необходимо, но при этом сэкономить бюджетные деньги, выделенные по той или иной госпрограмме, то получится "неосвоение", а это уже не есть хорошо. И государственные органы медленно, но верно превращаются в своеобразные тендерные механизмы, через них просто прокачивается государственный бюджет.
Мы не приводим необоснованных доводов, это и не нужно - достаточно жестким критиком реализации государственных программ является Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета РК, читая отчеты и анализы которого касательно проводимой в стране финансовой политики, вполне можно сформировать свое отношение к этим проектам и без оппозиционного взгляда на жизнь. Вся информация размещена в открытом доступе на официальных ресурсах. Причем суть не только в выявлении ошибок, на которых сейчас модно хайповать, а именно в понимании болезненных процессов, что тормозят развитие страны. А таких достаточно много.
Миллиарды в никуда
26 января прошло заседание Правительства РК, на котором Президент Касым-Жомарт Токаев отметил ряд проблем, связанных с реализацией некоторых государственных программ.
К слову, Счетный комитет неоднократно указывал на размежевание и рассредоточение бюджетных средств на одни и те же направления и инструменты, дублирующиеся в госпрограммах. В отдельных случаях отмечается реализация узкоотраслевых вопросов развития непрофильными министерствами, что на самом деле странно.
В своем заключении к проекту трехлетнего бюджета республики на 2021-2023 годы ведомство предлагает планирование и исполнение проектов отдельных программ закрепить в составе именно профильных администраторов. Например, дороги - Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, газификация - Министерство энергетики РК, школы - Министерство образования и науки РК и так далее, что как раз логично.
Кратко об "успехах"
Свойство госпрограмм, которое неизменно должно выполняться - это измеримые, а не размытые индикаторы, отражающие реальный вклад в изменение ситуации в отраслях. И желательно, чтобы по завершении реализации таких республиканских или региональных проектов их администраторы проводили итоговые публичные презентации. Чтобы оценить свои действия с объективной точки зрения, без подхалимства, с привлечением независимых экспертов. Именно в таком случае мы сможем полноценно судить об эффективности проделанной работы, а не вытаскивать данные с отчетов каких-то ведомств. Пока же имеем то, что имеем.
Счетный комитет рассмотрел результаты итоговой оценки программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы и резюмировал, что из всех мероприятий, проведенных по ней, только "15% оказали прямое влияние на достижение ее целей и задач, а остальные 85% (мониторинг проектов, проработка вопросов и выработка предложений, проведение информационно-аналитических исследований, предоставление информации, подведение итогов индустриализации, обеспечение публикации по индикаторам и показателям) имели косвенное влияние на индустриально-инновационное развитие". Это значит, что львиная доля программных мероприятий по факту была не нужна, но запланированный бюджет, равный 878 миллиардам тенге, возможно, все-таки освоили. Данных по Программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, рассчитанной на 2020-2025 годы с бюджетом в 780 миллиардов тенге, пока нет, будущее покажет.
Вот еще: госпрограмма развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы. Вердикт Счетного комитета: отсутствие должного мониторинга и контроля со стороны администраторов республиканского и местных бюджетных программ при планировании и использовании бюджетных средств. Всего по итогам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 2,8 миллиарда тенге. По отдельным фактам нарушений ведомство приняло решение о передаче материалов в правоохранительные органы для принятия процессуального решения.
Госпрограмма "Нұрлы жол" на 2020-2025. Фактическое автопродление. В рамках ее реализации на инвестирование в автодорожную инфраструктуру республиканского значения запланировано 2,1 триллиона тенге. В новой программе сохранены ранее отмеченные Счетным комитетом недостатки в части отсутствия результативно-ориентированного подхода при реализации инвестиционных проектов в автодорожной отрасли.
Вот тогда не будет раздутых ПСД и ТЭО, дублирования непрофильными ведомствами чужих проектов, надуманных мероприятий ради отчетности и "освоения".
Мы ни в коем случае не утверждаем, что государственные программы сплошь и рядом нерентабельны, несут лишь убытки Казахстану. Мы лишь отмечаем те недостатки, которых в документах с запланированными и затраченными бюджетными(!) астрономическими суммами быть просто не должно.
Следующая →
Фактически все государственные проекты являются индикаторами качества планирования казахстанской экономики. Вот только стали ли они таковыми на практике? В статье автор попытается проанализировать проблемы реализации государственных программ, значимые моменты недостижения установленных ключевых показателей, причины и условия, им способствовавшие.
Освоение ради освоения?
Порой отчеты государственных органов РК о проделанной работе выглядят как перечень достижений, хотя должны служить скорее материалом для повышения эффективности их работы. Мы не слышим и не видим критического анализа проведенных мероприятий. Возможно, исполнители оценивают эффективность реализации больших госпроектов по затратной части исходя из принципа "главное - освоить бюджет любым способом". Выходит, что как таковой конечный результат при этом никого не интересует. Причем здесь даже не чиновники, на которых возложена "миссия освоения", виноваты, а сам принцип работы целых государственных структур. Ведь, если сделать как необходимо, но при этом сэкономить бюджетные деньги, выделенные по той или иной госпрограмме, то получится "неосвоение", а это уже не есть хорошо. И государственные органы медленно, но верно превращаются в своеобразные тендерные механизмы, через них просто прокачивается государственный бюджет.
Мы не приводим необоснованных доводов, это и не нужно - достаточно жестким критиком реализации государственных программ является Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета РК, читая отчеты и анализы которого касательно проводимой в стране финансовой политики, вполне можно сформировать свое отношение к этим проектам и без оппозиционного взгляда на жизнь. Вся информация размещена в открытом доступе на официальных ресурсах. Причем суть не только в выявлении ошибок, на которых сейчас модно хайповать, а именно в понимании болезненных процессов, что тормозят развитие страны. А таких достаточно много.
Миллиарды в никуда
26 января прошло заседание Правительства РК, на котором Президент Касым-Жомарт Токаев отметил ряд проблем, связанных с реализацией некоторых государственных программ.
- На реализацию Дорожной карты занятости был выделен один триллион тенге, - сказал Глава государства. - Освоено 98,2% этих средств. Программа сыграла важную роль в обеспечении занятости населения и поддержке деловой активности. Однако при проверке информации об открытии десятков и сотен тысяч рабочих мест были выявлены расхождения. Трудоустраивали граждан только на бумаге. Сведения об одном лице вносились в единую информационную систему несколько раз. Зафиксировано 15 тысяч таких случаев.Токаев отметил, что треть из тех, кто устроились на работу, не перечисляли средства в пенсионный фонд. Из триллиона тенге, выделенного на ДКЗ, выплачено налогов всего на 5,5 миллиарда тенге. Это половина процента. А сумма была освоена…
- Органы, ответственные за государственные доходы, должны взять вопрос на жесткий контроль, - отрезал глава государства. - В случае необходимости следует привлечь к этой работе и правоохранительные органы.Президент уточняет, что одна из главных проблем нормальной реализации подобных проектов заключается в разобщенности действий министерств, акиматов, нацкомпаний и других субъектов.
К слову, Счетный комитет неоднократно указывал на размежевание и рассредоточение бюджетных средств на одни и те же направления и инструменты, дублирующиеся в госпрограммах. В отдельных случаях отмечается реализация узкоотраслевых вопросов развития непрофильными министерствами, что на самом деле странно.
В своем заключении к проекту трехлетнего бюджета республики на 2021-2023 годы ведомство предлагает планирование и исполнение проектов отдельных программ закрепить в составе именно профильных администраторов. Например, дороги - Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, газификация - Министерство энергетики РК, школы - Министерство образования и науки РК и так далее, что как раз логично.
"Предлагаемый подход обеспечит реализацию принципов бюджета, ориентированного на результат, исключив хаотичность в планировании проектов в регионах исходя из наличия проектно-сметной документации, - говорится в документе. - Рекомендуемые изменения позволят четко разграничить ответственность за эффективную реализацию проектов в курируемых отраслях совместно с местными исполнительными органами".К слову, сам Президент говорит, что "администраторами бюджетных программ планируются ненужные проекты, готовятся за десятки и сотни миллионов технико-экономические обоснования и ПСД с раздутыми сметами".
- Затем припирают Минфин к стенке: "деньги на ПСД потрачены, дайте деньги на сам объект, - говорит Касым-Жомарт Токаев. - Так дело не пойдет. Поручение по этому поводу я давал. Жду системных решений по данному вопросу. Более 90% всех нарушений в этой сфере приходится именно на неэффективное планирование.А ведь как вариант всему виной может быть не столько неправильное распределение финансовых потоков, сколько все-таки злой умысел? Ведь как удобно тратить деньги на разработки разработок…
Кратко об "успехах"
Свойство госпрограмм, которое неизменно должно выполняться - это измеримые, а не размытые индикаторы, отражающие реальный вклад в изменение ситуации в отраслях. И желательно, чтобы по завершении реализации таких республиканских или региональных проектов их администраторы проводили итоговые публичные презентации. Чтобы оценить свои действия с объективной точки зрения, без подхалимства, с привлечением независимых экспертов. Именно в таком случае мы сможем полноценно судить об эффективности проделанной работы, а не вытаскивать данные с отчетов каких-то ведомств. Пока же имеем то, что имеем.
Счетный комитет рассмотрел результаты итоговой оценки программы индустриально-инновационного развития РК на 2015-2019 годы и резюмировал, что из всех мероприятий, проведенных по ней, только "15% оказали прямое влияние на достижение ее целей и задач, а остальные 85% (мониторинг проектов, проработка вопросов и выработка предложений, проведение информационно-аналитических исследований, предоставление информации, подведение итогов индустриализации, обеспечение публикации по индикаторам и показателям) имели косвенное влияние на индустриально-инновационное развитие". Это значит, что львиная доля программных мероприятий по факту была не нужна, но запланированный бюджет, равный 878 миллиардам тенге, возможно, все-таки освоили. Данных по Программе индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, рассчитанной на 2020-2025 годы с бюджетом в 780 миллиардов тенге, пока нет, будущее покажет.
Вот еще: госпрограмма развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы. Вердикт Счетного комитета: отсутствие должного мониторинга и контроля со стороны администраторов республиканского и местных бюджетных программ при планировании и использовании бюджетных средств. Всего по итогам аудита установлены финансовые нарушения на общую сумму 2,8 миллиарда тенге. По отдельным фактам нарушений ведомство приняло решение о передаче материалов в правоохранительные органы для принятия процессуального решения.
Госпрограмма "Нұрлы жол" на 2020-2025. Фактическое автопродление. В рамках ее реализации на инвестирование в автодорожную инфраструктуру республиканского значения запланировано 2,1 триллиона тенге. В новой программе сохранены ранее отмеченные Счетным комитетом недостатки в части отсутствия результативно-ориентированного подхода при реализации инвестиционных проектов в автодорожной отрасли.
"Продолжается практика нацеленности уполномоченного органа на процессы по освоению бюджетных средств, а не на результативность мероприятий в развитии отрасли", - пишет Счетный комитет.Что примечательно, в Казахстане никто не несет ответственность за фактический провал этих многомиллиардных программ. Вроде того, что ну не получилось, тогда изменим индикаторы на более приемлемые, скорректируем и запустим снова в массы. А вот если ужесточить ответственность за плохо проделанную работу в рамках реализации этих проектов вплоть до уголовной, то списывать неудачи на внешние факторы у администраторов просто не получится. Работа по проекту не принесла ожидаемых результатов - значит, неправильно планировал, следовательно, преступно проигнорировал свои обязанности, милости просим ответить по закону. Возможно, только так можно вывести реализацию бюджетной политики на новый уровень.
Вот тогда не будет раздутых ПСД и ТЭО, дублирования непрофильными ведомствами чужих проектов, надуманных мероприятий ради отчетности и "освоения".
Мы ни в коем случае не утверждаем, что государственные программы сплошь и рядом нерентабельны, несут лишь убытки Казахстану. Мы лишь отмечаем те недостатки, которых в документах с запланированными и затраченными бюджетными(!) астрономическими суммами быть просто не должно.