Прозрачный бюджет: как тратят государственные деньги
В Казахстане ежегодно выявляют тысячи нарушений в сфере государственных закупок на сотни миллиардов тенге
Распространенные криминальные схемы: лоббирование интересов конкретных поставщиков, махинация с техспецификацией, подписание фиктивных актов, передает корреспондент Устинка LIVE. Ключевым фактором, способствующим коррупционным проявлениям, является системность завышения цен.
Истории, чтение которых заставляет улыбаться одних и хмуриться других, вещающие, например, о приобретении за бюджетные деньги шариковой ручки стоимостью три миллиона тенге одной из госструктур в ВКО (речь о дорогостоящем лоте, о котором в конце ноября сообщили антикоррупционщики, закупку заблокировали, но имена заказчиков не раскрыли), стали для нас чем-то обыденным. Мы привыкли рассуждать в комментариях под подобными постами о повальной коррупции, ругать власть за ее недальновидность в выборе кадров и спорить друг с другом, доказывая свое превосходство в эпистолярном поединке, после чего возвращаться к рутине, напрочь позабыв о прочитанном.
Между тем, государственные закупки - это важная составляющая бюджета страны, от эффективного распределения которого напрямую зависит качество поставляемых населению госуслуг и развитие страны в целом. Именно поэтому контроль за этим сектором экономики не просто важен, а жизненно необходим. Причем не только государственный, но и общественный.
В сфере государственных закупок выявляется достаточно много нарушений, итоги немалого количества госзакупок отменяются. Постоянно проводится анализ коррупционных рисков, госорганы получают соответствующие рекомендации по устранению условий для освоения бюджета не в том направлении, в котором нужно. Выполнение рекомендаций по устранению коррупционных рисков находится на особом контроле у Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции (АДГСПК), проблема ее роста именно в госзакупках уже не первый год обсуждается на заседаниях различных ведомств. Однако на ситуацию в общем это, как показывает практика, не особо влияет. Схемы раскрывают, кого-то наказывают, и опять все начинается по новой.
В мае руководитель Управления антикоррупционного мониторинга Департамента превенции Агентства по противодействию коррупции Данияр Якупов по итогам первого полугодия 2020 года сообщил о крупных хищениях, связанных с государственными закупками. По его данным, с начала года Антикор расследовал свыше 200 дел. Ущерб государству подсчитали и озвучили, сумма оказалась астрономической - 669 миллионов тенге, за махинации осудили 19 человек.
В июне задержали руководителя столичного Управления культуры Нурлана Сыдыкова, которого заподозрили в получении взятки в крупном размере (по некоторым данным - 10 миллионов тенге) от подрядчика за покровительство при оказании услуг по организации праздничных мероприятий.
Буквально на днях сотрудники ДЭР по Западно-Казахстанской области задержали директора одного из предприятий области. Его, как участника госзакупок, подозревают в хищении бюджетных денежных средств на сумму более 143 миллионов тенге, выделенных на строительство жилого дома в рамках государственной программы "Нурлы жер".
В целом за девять месяцев текущего года, по итогам ОПМ "Казына", ориентированного на выявление фактов хищения бюджетных средств в рамках госзакупок и реализации госпрограмм, антикоррупционщики выявили более 200 схем с признаками хищения бюджетных и квазигосударственных средств, в рамках которых из госказны перечислено свыше 360 миллиардов тенге.
Также в конце сентября вице-премьер РК Алихан Смаилов рассказал об итогах внеплановых проверок в сфере государственных закупок во время пандемии, которые провел Комитет внутреннего государственного аудита Минфина.
Нарушения на сумму 28 миллиардов тенге, а это более 65 миллионов долларов, установлены камеральным контролем. Чиновник заверил, что эти факты в полном объеме устранены путем отмены либо пересмотра итогов госзакупок, но сам факт…
В итоге за допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечены шесть должностных лиц, - отметил вице-премьер. - Административная ответственность с наложением штрафа на сумму 10 миллионов тенге рассмотрена в отношении 38 должностных лиц.
Странно, но факт
Конечно, нельзя утверждать, что госзакупки повально кишат коррупционными схемами, контроль в любом случае осуществляется специалистами Антикора. Однако порой довольно сложно понять логику властей в проведении того или иного конкурса. Вот вроде все правильно, а копнешь чуть глубже и уже начинаешь сомневаться…
Так, в конце мая этого года ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска" объявил конкурс на текущий ремонт контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов в областном центре. Лот №30355892-КСП1, сумма контракта - 111160714 тенге. Участие в госзакупках приняли три компании, в том числе та, доля уставного капитала которой принадлежит государству - ТОО "Өскемен-Тазалық". Впрочем, закупки не состоялись, несмотря на наличие потенциальных поставщиков, готовых эти услуги предоставить - заказчик воспользовался правом и отказался от их осуществления, сославшись на корректировку расходов. А между тем, как написано в Протоколе об итогах №4365386-КСП1 от 29 мая, который также хранится на сайте goszakup.gov.kz, в общем списке поставщиков, участвующих в конкурсе, только ТОО "Өскемен-Тазалық" не прошло по квалификационным требованиям, чтобы забрать контракт на осуществление этих работ. Не спешим делать выводы, однако уже спустя несколько дней, в начале июня, был объявлен новый конкурс на тот же самый ремонт площадок (Лот №35398910-КСП1), но уже на чуть меньшую сумму - почти 89 миллионов тенге, и победителем на этот раз стала фактически аффилированная государству компания ТОО "Өскемен-Тазалық". Напротив ее наименования в Протоколе об итогах №4454166-КСП1 от 12 июня стоит пометка "Допущен" - довольно быстро устранили все недостатки, похвальное рвение…
К тому же, если немного покопаться на сайте госзакупок и сравнить все, что там есть, с тем, о чем говорят официальные пресс-службы, то, наверное, можно усомниться и в собственной адекватности.
К примеру, зачем Усть-Каменогорску понадобился очередной ремонт мусорных площадок, ведь еще в марте прошлого года, согласно тому же сайту госзакупок, из городского бюджета на подобные нужды уже выделяли 80 миллионов тенге (полная сумма контракта на момент объявления конкурса составляла 122 с небольшим миллиона тенге - лот №22886137-ОК1)? А еще в конце июля 2019 года аким Жаксылык Омар сообщил общественности, что в областном центре появится 400 новых контейнерных площадок общей стоимостью работ в 148 миллионов тенге, и добавил, что со времени последнего ремонта прошло 10 лет. Наверное, теперь будем облагораживать мусорные локации каждый год. Кстати, тогда же в акимате отметили, что стоимость одной площадки будет колебаться в пределах 150-170 тысяч тенге. Довольно странная арифметика, если посчитать.
Контора пишет
Если в начале статьи мы вспомнили о пишущей ручке за три миллиона тенге, то можно рассказать и еще об одном интересном конкурсе, который на этот раз объявил акимат областного центра.
Лот №38288621-ЗЦП1: закуп шариковых синих ручек. Все, вроде бы, нормально, но смущает количество закупаемых канцелярских товаров: 236860 штук! В голове сразу возникает несколько вопросов, назойливо крутящихся, будто растревоженный осиный рой: зачем горакимату столько ручек? Неужели в век компьютерных технологий специалисты городских госструктур столько пишут вручную, что каждому из них необходимо по несколько сотен шариковых ручек? А зачем же тогда приобретать планшеты и другое компьютерное оборудование? Зачем тратить миллионы и миллионы тенге, чтобы перевести все базы данных и госуслуг в цифровой формат?
Впрочем, смущает не только количество, но и цена. Стоимость объявленного лота: 4227951 тенге, запланированная цена за единицу составляет почти 18 тенге. В Протоколе об итогах (№5236132-ЗЦП1), в котором отражаются все 21 участник торгов на поставку горвластям пишущих предметов, все-таки нашлась фирма, которая согласилась предоставить необходимый и столь востребованный товар за каких-то 2321228 тенге, сэкономив почти половину. Правда, на странице, где размещена публикация этого лота, пока нет самого договора и неясно, будет ли осуществлена эта поставка. К слову, акимат области в июне закупил ручек всего на 56 тысяч тенге. Правда, до этого в феврале он же закупился на 585 тысяч тенге и в количестве 300 штук, но там речь шла о конкретных наборах гелевых ручек в футлярах для руководящего звена региона, а никак не о сотнях тысяч обычных для города.
Много вопросов возникает и к новогоднему оформлению областного центра, на который отдел ЖКХ города решил потратить 40 с лишним миллионов тенге. В техспецификации почему-то не прописаны работы, которые поставщик должен будет сделать за получаемую сумму, хотя перечень просто необходим быть.
Никакой конкретики. Почему именно эта сумма стоит в документации, понять практически невозможно. Рассказать, что это будет за оформление, в городском отделе ЖКХ не сочли нужным даже в ответ на четко поставленные вопросы в официальном запросе от редакции. А между тем ежегодно на эти нужды тратятся десятки миллионов тенге. В прошлом на новогоднее благоустройство потратили 35 миллионов бюджетных средств, еще порядка 79 миллионов пустили на подсветку и украшение трех домов на площади Республики…
Умолчали в коммунальном ведомстве и ответ на вопрос, куда деваются прошлогодние украшения, на которые тратят такие баснословные суммы. Сообщили лишь, что они "украсят новые аллеи, а также площадку на Комсомольском острове, стадион "Алтай", площадь Ушанова и русло Комендантки, где в этом году в дополнение к украшениям будет залит ледовый каток". То есть сколько гирлянд осталось, а сколько закупят - неизвестно? Хотя, возможно, специалист, готовящий ответ, просто решил не уточнять? Зато отметили, что искусственную ель, купленную в 2018 году за 14 миллионов тенге, используют аж в третий раз…
Контроль необходим
Директор исполнительного фонда Transparency Kazakhstan - неправительственной, некоммерческой организации, целью которой является работа в области противодействия коррупции, Ольга Шиян в интервью Azattyk Media рекомендовала гражданам следить за тратами государства, потому что они непосредственно влияют на решение социальных нужд населения и качество жизни в целом.
Между тем эта позиция все чаще стала укрепляться в понимании журналистов и общественных деятелей - активность и заинтересованность граждан может влиять на принятие конечных решений госорганов. Если на уровне планирования знать, что какой-то госорган намерен нецелесообразно потратить бюджетные деньги, то можно заранее, до проведения конкурсов, привлечь к этому внимание соответствующих органов, что позволит сэкономить средства налогоплательщиков. Только на 2019 год, по данным Минфина РК, доля государственных закупок в бюджете Республики Казахстан составила четыре с половиной триллиона тенге, и этот объем увеличивается с каждым годом.
Вопрос прозрачности общественного мониторинга в этой сфере является актуальным, чтобы не возрастала возможность для коррупционных проявлений, неэффективности государственных расходов, завышенной стоимости или же низкого качества закупаемых товаров, работ и услуг.
В целом система госзакупок в РК представляет собой открытую информационную систему (портал goszakup.gov.kz - на нем можно отследить всю историю совершаемой закупки), в которой отражаются все данные о заказчике, поставщиках и других участниках. Было бы желание ознакомиться, стать частью системы не только в комментариях, но и в реальности, может любой желающий. В открытом доступе находятся документы об исполнении госзаказа: акты приема-передачи, акты выполненных работ, оказанных услуг, счета-фактуры.
Поиск информации на портале goszakup.gov.kz вовсе не сложен - здесь есть шесть основных страниц, по которым можно найти интересующую информацию.
К примеру, через поиск по БИН заказчика в разделе "Планы ГЗ" можно посмотреть, на что тот или иной орган намерен пустить в ближайшее время деньги налогоплательщиков. В разделе "Отчетность" можно ознакомиться с годовыми планами закупок центральных государственных органов и местных исполнительных органов. В разделе "Реестры" можно скачать исполненный договор госзакупок и ознакомиться с его деталями. В разделе "Закупки" содержится информация об актуальных и завершенных тендерах, доступны информация об итогах тендера, победителе, количестве участников и документы технической спецификации.
Следить и говорить о бюджетных расходах - важно. В таких условиях коррупции сложнее возникнуть, именно так мы стимулируем прозрачность и открытость бюджета. И именно так мы сможем войти в топ развивающихся огромными темпами стран не на словах, а на деле.
Следующая →
Истории, чтение которых заставляет улыбаться одних и хмуриться других, вещающие, например, о приобретении за бюджетные деньги шариковой ручки стоимостью три миллиона тенге одной из госструктур в ВКО (речь о дорогостоящем лоте, о котором в конце ноября сообщили антикоррупционщики, закупку заблокировали, но имена заказчиков не раскрыли), стали для нас чем-то обыденным. Мы привыкли рассуждать в комментариях под подобными постами о повальной коррупции, ругать власть за ее недальновидность в выборе кадров и спорить друг с другом, доказывая свое превосходство в эпистолярном поединке, после чего возвращаться к рутине, напрочь позабыв о прочитанном.
Между тем, государственные закупки - это важная составляющая бюджета страны, от эффективного распределения которого напрямую зависит качество поставляемых населению госуслуг и развитие страны в целом. Именно поэтому контроль за этим сектором экономики не просто важен, а жизненно необходим. Причем не только государственный, но и общественный.
Миллиард причин для коррупции и попустительства
В сфере государственных закупок выявляется достаточно много нарушений, итоги немалого количества госзакупок отменяются. Постоянно проводится анализ коррупционных рисков, госорганы получают соответствующие рекомендации по устранению условий для освоения бюджета не в том направлении, в котором нужно. Выполнение рекомендаций по устранению коррупционных рисков находится на особом контроле у Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции (АДГСПК), проблема ее роста именно в госзакупках уже не первый год обсуждается на заседаниях различных ведомств. Однако на ситуацию в общем это, как показывает практика, не особо влияет. Схемы раскрывают, кого-то наказывают, и опять все начинается по новой.
В мае руководитель Управления антикоррупционного мониторинга Департамента превенции Агентства по противодействию коррупции Данияр Якупов по итогам первого полугодия 2020 года сообщил о крупных хищениях, связанных с государственными закупками. По его данным, с начала года Антикор расследовал свыше 200 дел. Ущерб государству подсчитали и озвучили, сумма оказалась астрономической - 669 миллионов тенге, за махинации осудили 19 человек.
В июне задержали руководителя столичного Управления культуры Нурлана Сыдыкова, которого заподозрили в получении взятки в крупном размере (по некоторым данным - 10 миллионов тенге) от подрядчика за покровительство при оказании услуг по организации праздничных мероприятий.
- С санкции следственного суда в отношении подозреваемого избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, - сообщили в антикоррупционном ведомстве. - В соответствии со статьей 201 УПК РК данные досудебного расследования не подлежат разглашению в интересах следствия. Окончательное решение в отношении подозреваемого с определением степени виновности будет вынесено судом.
Буквально на днях сотрудники ДЭР по Западно-Казахстанской области задержали директора одного из предприятий области. Его, как участника госзакупок, подозревают в хищении бюджетных денежных средств на сумму более 143 миллионов тенге, выделенных на строительство жилого дома в рамках государственной программы "Нурлы жер".
В целом за девять месяцев текущего года, по итогам ОПМ "Казына", ориентированного на выявление фактов хищения бюджетных средств в рамках госзакупок и реализации госпрограмм, антикоррупционщики выявили более 200 схем с признаками хищения бюджетных и квазигосударственных средств, в рамках которых из госказны перечислено свыше 360 миллиардов тенге.
Также в конце сентября вице-премьер РК Алихан Смаилов рассказал об итогах внеплановых проверок в сфере государственных закупок во время пандемии, которые провел Комитет внутреннего государственного аудита Минфина.
- В результате установлены процедурные нарушения в сфере госзакупок на сумму 57,3 миллиарда тенге, - сказал Алихан Смаилов. - Они в полном объеме устранены отменой итогов госзакупок, расторжением договоров с отказом от закупки.
Нарушения на сумму 28 миллиардов тенге, а это более 65 миллионов долларов, установлены камеральным контролем. Чиновник заверил, что эти факты в полном объеме устранены путем отмены либо пересмотра итогов госзакупок, но сам факт…
В итоге за допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечены шесть должностных лиц, - отметил вице-премьер. - Административная ответственность с наложением штрафа на сумму 10 миллионов тенге рассмотрена в отношении 38 должностных лиц.
Странно, но факт
Конечно, нельзя утверждать, что госзакупки повально кишат коррупционными схемами, контроль в любом случае осуществляется специалистами Антикора. Однако порой довольно сложно понять логику властей в проведении того или иного конкурса. Вот вроде все правильно, а копнешь чуть глубже и уже начинаешь сомневаться…
Так, в конце мая этого года ГУ "Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска" объявил конкурс на текущий ремонт контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов в областном центре. Лот №30355892-КСП1, сумма контракта - 111160714 тенге. Участие в госзакупках приняли три компании, в том числе та, доля уставного капитала которой принадлежит государству - ТОО "Өскемен-Тазалық". Впрочем, закупки не состоялись, несмотря на наличие потенциальных поставщиков, готовых эти услуги предоставить - заказчик воспользовался правом и отказался от их осуществления, сославшись на корректировку расходов. А между тем, как написано в Протоколе об итогах №4365386-КСП1 от 29 мая, который также хранится на сайте goszakup.gov.kz, в общем списке поставщиков, участвующих в конкурсе, только ТОО "Өскемен-Тазалық" не прошло по квалификационным требованиям, чтобы забрать контракт на осуществление этих работ. Не спешим делать выводы, однако уже спустя несколько дней, в начале июня, был объявлен новый конкурс на тот же самый ремонт площадок (Лот №35398910-КСП1), но уже на чуть меньшую сумму - почти 89 миллионов тенге, и победителем на этот раз стала фактически аффилированная государству компания ТОО "Өскемен-Тазалық". Напротив ее наименования в Протоколе об итогах №4454166-КСП1 от 12 июня стоит пометка "Допущен" - довольно быстро устранили все недостатки, похвальное рвение…
К тому же, если немного покопаться на сайте госзакупок и сравнить все, что там есть, с тем, о чем говорят официальные пресс-службы, то, наверное, можно усомниться и в собственной адекватности.
К примеру, зачем Усть-Каменогорску понадобился очередной ремонт мусорных площадок, ведь еще в марте прошлого года, согласно тому же сайту госзакупок, из городского бюджета на подобные нужды уже выделяли 80 миллионов тенге (полная сумма контракта на момент объявления конкурса составляла 122 с небольшим миллиона тенге - лот №22886137-ОК1)? А еще в конце июля 2019 года аким Жаксылык Омар сообщил общественности, что в областном центре появится 400 новых контейнерных площадок общей стоимостью работ в 148 миллионов тенге, и добавил, что со времени последнего ремонта прошло 10 лет. Наверное, теперь будем облагораживать мусорные локации каждый год. Кстати, тогда же в акимате отметили, что стоимость одной площадки будет колебаться в пределах 150-170 тысяч тенге. Довольно странная арифметика, если посчитать.
Контора пишет
Если в начале статьи мы вспомнили о пишущей ручке за три миллиона тенге, то можно рассказать и еще об одном интересном конкурсе, который на этот раз объявил акимат областного центра.
Лот №38288621-ЗЦП1: закуп шариковых синих ручек. Все, вроде бы, нормально, но смущает количество закупаемых канцелярских товаров: 236860 штук! В голове сразу возникает несколько вопросов, назойливо крутящихся, будто растревоженный осиный рой: зачем горакимату столько ручек? Неужели в век компьютерных технологий специалисты городских госструктур столько пишут вручную, что каждому из них необходимо по несколько сотен шариковых ручек? А зачем же тогда приобретать планшеты и другое компьютерное оборудование? Зачем тратить миллионы и миллионы тенге, чтобы перевести все базы данных и госуслуг в цифровой формат?
Впрочем, смущает не только количество, но и цена. Стоимость объявленного лота: 4227951 тенге, запланированная цена за единицу составляет почти 18 тенге. В Протоколе об итогах (№5236132-ЗЦП1), в котором отражаются все 21 участник торгов на поставку горвластям пишущих предметов, все-таки нашлась фирма, которая согласилась предоставить необходимый и столь востребованный товар за каких-то 2321228 тенге, сэкономив почти половину. Правда, на странице, где размещена публикация этого лота, пока нет самого договора и неясно, будет ли осуществлена эта поставка. К слову, акимат области в июне закупил ручек всего на 56 тысяч тенге. Правда, до этого в феврале он же закупился на 585 тысяч тенге и в количестве 300 штук, но там речь шла о конкретных наборах гелевых ручек в футлярах для руководящего звена региона, а никак не о сотнях тысяч обычных для города.
Много вопросов возникает и к новогоднему оформлению областного центра, на который отдел ЖКХ города решил потратить 40 с лишним миллионов тенге. В техспецификации почему-то не прописаны работы, которые поставщик должен будет сделать за получаемую сумму, хотя перечень просто необходим быть.
- Праздничное оформление мест народного гуляния и общегородских территорий (приобретение, изготовление и установка новых элементов оформления, украшение существующей городской инфраструктуры), - написано в документе общими фразами. - Работы по изготовлению, доставке, монтажу, демонтажу элементов праздничного оформления, украшение мест народного гуляния производятся по дефектным ведомостям и актам, составленным отделом жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города совместно с победителем конкурса. Эскизы концепции украшения определенных Заказчиком мест и отдельных элементов оформления согласовываются с Заказчиком и со всеми заинтересованными государственными органами.
Никакой конкретики. Почему именно эта сумма стоит в документации, понять практически невозможно. Рассказать, что это будет за оформление, в городском отделе ЖКХ не сочли нужным даже в ответ на четко поставленные вопросы в официальном запросе от редакции. А между тем ежегодно на эти нужды тратятся десятки миллионов тенге. В прошлом на новогоднее благоустройство потратили 35 миллионов бюджетных средств, еще порядка 79 миллионов пустили на подсветку и украшение трех домов на площади Республики…
- Основная часть этой суммы идет на оплату работ по монтажу и обслуживанию предметов оформления, включая высотные работы и применение автовышек, - сообщил городской акимат. - Основной объем работ охватят "при помощи уже имеющихся материалов.
Умолчали в коммунальном ведомстве и ответ на вопрос, куда деваются прошлогодние украшения, на которые тратят такие баснословные суммы. Сообщили лишь, что они "украсят новые аллеи, а также площадку на Комсомольском острове, стадион "Алтай", площадь Ушанова и русло Комендантки, где в этом году в дополнение к украшениям будет залит ледовый каток". То есть сколько гирлянд осталось, а сколько закупят - неизвестно? Хотя, возможно, специалист, готовящий ответ, просто решил не уточнять? Зато отметили, что искусственную ель, купленную в 2018 году за 14 миллионов тенге, используют аж в третий раз…
Контроль необходим
Директор исполнительного фонда Transparency Kazakhstan - неправительственной, некоммерческой организации, целью которой является работа в области противодействия коррупции, Ольга Шиян в интервью Azattyk Media рекомендовала гражданам следить за тратами государства, потому что они непосредственно влияют на решение социальных нужд населения и качество жизни в целом.
- Для начала изучите бюджет своего поселка, города или района, - говорит она. - Это можно сделать через интерактивную карту бюджетов Transparency Kazakhstan (tikazakhstan.org - прим. авт.). Если вы не найдете в бюджете статей расходов на проблемы, которые очевидны, - допустим, в вашем населенном пункте плохие дороги или нет освещения, нет досуга для молодежи или проблемы с санитарией и стихийными свалками, - то для начала стоит встретиться со своим акимом или депутатами, обратиться к ним с письмом через Egov и предложить внести в статьи расходов решение этой проблемы. К тому же вы имеете право потребовать от них отчета, каким образом были потрачены средства ранее, какие компании стали подрядчиками по освоению средств бюджета.
Между тем эта позиция все чаще стала укрепляться в понимании журналистов и общественных деятелей - активность и заинтересованность граждан может влиять на принятие конечных решений госорганов. Если на уровне планирования знать, что какой-то госорган намерен нецелесообразно потратить бюджетные деньги, то можно заранее, до проведения конкурсов, привлечь к этому внимание соответствующих органов, что позволит сэкономить средства налогоплательщиков. Только на 2019 год, по данным Минфина РК, доля государственных закупок в бюджете Республики Казахстан составила четыре с половиной триллиона тенге, и этот объем увеличивается с каждым годом.
Вопрос прозрачности общественного мониторинга в этой сфере является актуальным, чтобы не возрастала возможность для коррупционных проявлений, неэффективности государственных расходов, завышенной стоимости или же низкого качества закупаемых товаров, работ и услуг.
В целом система госзакупок в РК представляет собой открытую информационную систему (портал goszakup.gov.kz - на нем можно отследить всю историю совершаемой закупки), в которой отражаются все данные о заказчике, поставщиках и других участниках. Было бы желание ознакомиться, стать частью системы не только в комментариях, но и в реальности, может любой желающий. В открытом доступе находятся документы об исполнении госзаказа: акты приема-передачи, акты выполненных работ, оказанных услуг, счета-фактуры.
Поиск информации на портале goszakup.gov.kz вовсе не сложен - здесь есть шесть основных страниц, по которым можно найти интересующую информацию.
К примеру, через поиск по БИН заказчика в разделе "Планы ГЗ" можно посмотреть, на что тот или иной орган намерен пустить в ближайшее время деньги налогоплательщиков. В разделе "Отчетность" можно ознакомиться с годовыми планами закупок центральных государственных органов и местных исполнительных органов. В разделе "Реестры" можно скачать исполненный договор госзакупок и ознакомиться с его деталями. В разделе "Закупки" содержится информация об актуальных и завершенных тендерах, доступны информация об итогах тендера, победителе, количестве участников и документы технической спецификации.
Следить и говорить о бюджетных расходах - важно. В таких условиях коррупции сложнее возникнуть, именно так мы стимулируем прозрачность и открытость бюджета. И именно так мы сможем войти в топ развивающихся огромными темпами стран не на словах, а на деле.