Усть-Каменогорск
ясно
+17°
  • Усть-Каменогорск
    +17°
  • Алматы
    +19°
  • Нур-Султан (Астана)
    +20°
  • Актобе
    +24°
  • Форт-Шевченко
    +19°
  • Атырау
    +24°
  • Караганда
    +19°
  • Кокшетау
    +19°
  • Костанай
    +21°
  • Кызылорда
    +28°
  • Павлодар
    +14°
  • Петропавловск
    +16°
  • Тараз
    +19°
  • Уральск
    +21°
  • Шымкент
    +21°
$
446.49
-0.91
475.38
-2.17
¥
61.66
-0.15
4.79
+0.03
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Правда трасс без прикрас: дороги ВКО проверяют беспристрастные специалисты

В Восточно-Казахстанской области появился филиал Национального центра качества дорожных активов, специалисты которого уже приступили к работе

"То яма, то канава" - такой фразой из анекдота характеризуют наши дороги водители и удивляются, когда среди бездорожья появляются участки ровной трассы. А между тем на строительство транспортных артерий региона выделяются миллиарды из областного и республиканского бюджетов, передает корреспондент Устинка LIVE.

Теперь дороги региона будут на контроле беспристрастных специалистов. Ведь в Восточно-Казахстанской области появился филиал Национального центра качества дорожных активов, специалисты которого уже приступили к работе.

В Восточном Казахстане с рабочим визитом побывал генеральный директор Национального центра качества дорожных активов Замир Сагинов. Вскрылись проблемы, имеющиеся в сфере дорожного строительства. И появилась надежда, что часть из них, касающуюся качества дорожного полотна, удастся решить.

Лаборатория на колесах объехала уже часть транспортных артерий региона. Было порядка 238 выездов, по итогам которых специалисты центра выявили 249 нарушений разного характера.

Автолаборатория буквально напичкана оборудованием, которое сканирует лазером дорожное покрытие, передавая данные на монитор бортового компьютера, где они подвергаются оцифровке и дальнейшему анализу.

- В комплексе "Дорога-PRO" находятся датчики пути, которые производят замеры протяженности полотна, - рассказывает инженер дорожного строительства Даурен Жанузаков. - Есть датчики, измеряющие ровность дорожного покрытия по международному стандарту. Функция видео дает возможность снимать дорогу. После мы сможем увидеть, где есть ямки, шелушения, трещины, их указываем, обводим, записываем площадь и нажимаем обработку, затем выдается таблица, где прописаны данные - сколько метров квадратных ямочность и кромочность на данном участке. Есть JPS. Обработка информации проще, когда есть привязка к местности. Имеется георадар - он зондирует основание дороги, и в обработке можно видеть толщину всех слоев.

"Тяп-ляп"не получится?

Специфику работы специалистов передвижной лаборатории удалось увидеть на примере городской трассы на подъезде к селу Ново-Ахмирово, где основные работы по устройству покрытия завершены. Идет установка бордюров и укладка тротуаров. Однако уже после первого сканирования к подрядчику - ТОО "Восток-Асфальт" - появились вопросы по качеству дорожного полотна.

- На этом участке выявили две проблемы. Первая – водонасыщение. В асфальте не обнаружено мелких частиц, например, минерального порошка. Вторая - коэффициент уплотнения. До определенной структуры асфальт должен уплотниться, чего здесь не произошло. Подрядной организации сделано предписание. Теперь подрядчик устраняет проблему, - пояснил генеральный директор Национального центра качества дорожных активов Замир Сагинов.

Если бы эти недочеты не выявили, по словам специалистов, дорога начала бы разрушаться и через три-четыре года подлежала бы вновь капитальному ремонту.

- Водонасыщение - это показатель того, сколько воды в себя берет асфальт. Начнутся дожди и резкие перепады температур - замерзание-оттаивание, и вода будет рвать асфальт изнутри. Дорога начнет "шелушиться" и впоследствии разрушится, - сказал Замир Сагинов.

Отметим, ранее филиал Национального центра качества дорожных активов провел уже несколько выездов на этот участок трассы. С помощью лаборатории специалисты отобрали четыре пробы материала. Анализ показал, что три из них не соответствуют требованиям.

У подрядной организации, по словам директора филиала Национального центра качества дорожных активов по ВКО Ержана Аязбаева, не было минерального порошка на момент дорожных работ, но это не объективная причина ремонтировать как попало.

- Это внутренние проблемы подрядчика. Мы не карательный орган. Но направляем письмо заказчику, и он знает, что может не оплачивать эту работу и подрядчику - для устранения недочетов, - объясняет Ержан Аязбаев.

Выезды сотрудников центра на дороги осуществляются по графику, утвержденному совместно с управлением дорожного транспорта. Объемы и суммы работ специалистов не интересуют. Важно только качество используемого материала - его соответствие существующим нормам.

- Центр работает по заказу Комитета автодорог РК. Рычагов давления у местных властей на нас нет. Мы независимые эксперты, - подчеркивает Ержан Аязбаев.

И если итог работ целиком и полностью на совести подрядчика, то качество материалов зависит от поставщика.

К примеру, щебень и ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон) везти издалека нерентабельно. У нас их выпускает ТОО "Восток-асфальт".

- Если хрупкость битума превышает нормы, то зимой на дороге образуются трещины. Их заливают, обрабатывают, - рассказывает руководитель Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржан Жумадилов. - У нас появилось новое покрытие - ЩМА с повышенным количеством щебня, стабилизирующих материалов и битума. Оно имеет свойство самозаживляться. Трещины "зарастают". В составе добавки целлюлоза. Добывают щебень за телевышкой, рядом с поселком К. Кайсенова, где есть карьер и дробильносортировочный завод.

Дефицит кадров

Нехватки хороших материалов нет. Битум поставляет Павлодар, остальное производят непосредственно в регионе. Почему же тогда состояние автодорог не выдерживает никакой критики, а их строительство растягивается на колоссальные сроки? Основная причина всех бед, как отметил Нуржан Жумадилов, недостаток квалифицированных кадров.

В области порядка 20 дорожно-строительных компаний, которые работают на объектах.

У всех существует недостаток специалистов: механизаторов, машинистов бульдозеров и автогрейдеров, погрузчиков. Не хватает и специализированной техники. Но ее можно взять в лизинг, а решение кадровых вопросов нужно поднимать на высоком уровне.

- В Семее в политехническом колледже и в Усть-Каменогорске на базе политеха собираются обучать машинистов бульдозеров, погрузчиков, автогрейдеров и экскаваторов, - говорит Нуржан Жумадилов. - Раньше в ВКГТУ при технопарке "Алтай" обучали. В зимнее время со всех подрядных организаций брали студентов на практику. Число грантов по обучению машинистов-механизаторов необходимо увеличить. В ВКГТУ есть специальность "Строительство автодорог и аэродромов". Студентов-транспортников объединили со строителями, и грантов для обучения специалистов-дорожников стало мало. Хотелось бы, чтоб больше выделяли грантов для таких студентов-бакалавров в ВКГТУ.

Выходит, что дело за малым - утолить кадровый голод строительно-дорожных организаций, выучив специалистов. На их подготовку уйдет несколько лет.

Оцифровка проблем

Тем временем в планах центра - оцифровать все дороги Казахстана в ближайшие три-четыре года. Простым гражданам можно будет увидеть полную картину состояния автодорог страны на сайте ведомства. По мнению генерального директора Национального центра качества дорожных активов Замира Сагинова, главное - информировать общественность о существующих дефектах и чтобы люди сами не умалчивали о недочетах на дорогах. Найти свои "косяки" на сайте центра смогут и сами подрядчики.

- Мы будем рекомендовать каждому региону, какие материалы для дорожного покрытия необходимо применять в зависимости от климатических и других условий. Также подготовим информацию по проектным организациям - кто и какие нарушения допускает. Словом, создадим рейтинг строительных организаций, рейтинг инженерных компаний, - говорит Замир Сагинов.

Задача экспертов - заранее мониторить качество дорог на этапе строительства и давать рекомендации подрядчику и заказчику, как устранить те или иные дефекты.

- Если будет жесткий контроль на этапе строительства, то у подрядчика будет меньше проблем впоследствии, - отмечает Замир Сагинов. - В целом по республике мы уже совершили порядка четырех-пяти тысяч выездов и выявили три с половиной тысячи дефектов. На ремонт дорог в Восточном Казахстане выделяются огромные средства. Из областного и республиканского бюджетов в целом в этом году на дорожные работы поступило 37 млрд тенге. Ремонт ведут на трассах Оскемен - Калбатау, на границе Алматинской области, Майкапчагай, Семей - Павлодар и других. Везде много работы и большое число дефектов.

До первого снега осталось немного времени. Работы по оцифровке дорог региона сотрудники филиала центра качества дорожных активов продолжат в следующем году. Если эксперты уложатся в заявленные сроки и оцифруют все дороги республики, а подрядчики вовремя устранят указанные ими дефекты, есть надежда лет через пять наконец-то проехать по приличным автобанам без крепкого словца.
Следующая →