Усть-Каменогорск
ясно
+17°
  • Усть-Каменогорск
    +17°
  • Алматы
    +19°
  • Нур-Султан (Астана)
    +20°
  • Актобе
    +24°
  • Форт-Шевченко
    +19°
  • Атырау
    +24°
  • Караганда
    +19°
  • Кокшетау
    +19°
  • Костанай
    +21°
  • Кызылорда
    +28°
  • Павлодар
    +14°
  • Петропавловск
    +16°
  • Тараз
    +19°
  • Уральск
    +21°
  • Шымкент
    +21°
$
446.49
-0.91
475.38
-2.17
¥
61.66
-0.15
4.79
+0.03
Курсы Национального Банка РК

Звоните, если вы стали очевидцем происшествия, ваши права нарушены, или хотите поднять проблему

Мир Мир Ксения Крестовских
Источник:
Устинка LIVE

Экспортеры ВКО нарушают договорные обязательства из-за ситуации на границе КНР

В Палате предпринимателей региона считают, что это последствия вводимых в РК запретов, которые негативно сказываются на состоянии экономики и имидже страны в глазах зарубежных партнеров

Ситуация с грузами, простаивающими на границе с КНР, не находит положительного разрешения в пользу Казахстана. Деятельность импортеров и экспортеров в равной мере обесточена из-за ограничений со стороны Китая, передает корреспондент Устинка LIVE.

Чуть более недели назад казахстанские импортеры получили телеграммы из СУАР о том, что движение грузов со станции Алашанькоу приостановлено до 20 сентября. Cроки ожидания отправок для наших импортеров растянулись до двух-трех месяцев. Пока они несут колоссальные убытки, товары в Казахстане становятся все дороже, что сказывается на конечном потребителе и, в целом, на экономике нашего государства. Заместитель директора по экономическим вопросам Палаты предпринимателей ВКО Аскар Жакупбаев рассказал, чем чревата задержка грузов на границе и какие пути выхода из создавшегося положения предлагает Палата Правительству РК.
- Уже два года идут перебои с поставками как в ту сторону, так и в эту. Срываются контракты, растут расходы на экспедиторские услуги. Ограничения со стороны КНР продолжаются и для железнодорожного, и для автотранспорта. По этой причине мы несем большие потери: растут цены на одежду, обувь, бытовую технику, домашний текстиль – на все, что завозится к нам из Китая. Согласно аналитике из открытых источников, у нас сегодня идет рост цен на 40%, – приводит статистику Аскар Жакупбаев.
Если ранее по железной дороге из КНР в Казахстан ежемесячно отправлялось четыре состава по 75 вагонов каждый, то теперь их число сократилось вчетверо. Кроме того сегодня Китай, как и страны Европы, предпочитает контейнерные перевозки, при которых контейнеры с грузами помещают на специальные платформы. Однако в Казахстане их насчитывается всего около 200, в то время как мы в среднем завозим из КНР четыре тысячи контейнеров в месяц на сумму порядка 300 млн долларов. Что же касается автомобильного транспорта, то китайская сторона ввела новое требование по использованию металлических клетей во избежание личных контактов с людьми и распространения коронавирусной инфекции. Груз помещают в клетку, которую с помощью подъемного крана устанавливают и снимают с автоплатформы. При этом клетка тоже имеет свой вес, что снижает допустимый вес груза, на ее изготовление требуются время и деньги, а главное – каждый раз предприниматели вынуждены изготавливать новые клетки, потому что после доставки товара они уже никому не нужны и служат лишь в качестве металлолома.
- В чем издержки наши? Если груз не отправлен, его отдают на хранение, которое в среднем обходится предпринимателю в 200-300 долларов. Вот почему все эти товары дорожают на 40%, и это отражается на нас, потребителях. На границе Достык-Алашанькоу стоят сотни груженых машин, которые должны зайти в Казахстан. КНР отказывается открыть переезд, ссылаясь на карантин, который длится уже месяц. Они объясняют это загруженностью портов и железнодорожных станций, нехваткой свободных платформ для контейнеров. Но в то же время Китай использует Казахстан как транспортный коридор, и поставки грузов в Европу через нашу страну идут без перебоев, – констатирует Аскар Жакупбаев.
По данным представителя НПП, в 2020 году транзитом через Казахстан было совершено 12 406 рейсов в Европу, за семь месяцев этого через Алашанькоу прошел 3651 поезд, рост поставок из СУАР в Европу составил 35%. Сегодня в один только немецкий город Дуйсбург ежедневно прибывает четыре поезда из Китая!
- Вроде для Казахстана это хорошо: мы для транзита предоставляем наши дороги, с них деньги берем. Но есть же обратная сторона медали: к нам китайцы вывозить грузы не торопятся. К примеру, ТОО "Усть-Каменогорский конденсаторный завод", руководство которого официально обратилось в Палату предпринимателей ВКО, с 17 июня не может получить со склада временного хранения "Хоргос" необходимые комплектующие, и соответственно не может осуществить поставку своей продукции по заключенным договорам. И получается, что предприятие не исполняет договорные обязательства и несет огромные убытки в виде штрафов, пени. Поэтому мы не должны занимать такую позицию, что мы выступаем в качестве экспортного коридора, а к себе вывезти товары не можем, – аргументировал Аскар Шакенович.
Он также отметил, что аналогичная ситуация складывается с грузоперевозками из Казахстана в Китай. При этом негативный эффект в разы усиливается введенными в РК ограничениями на экспорт жмыха, шрота, подсолнечника, подсолнечного масла и других.
- Конечно, квоты – это уже не запрет. Но все равно если какие-то ограничения вводят, то естественно, ранее заключенные контракты будут не выполнены нашими экспортерами. А если контракты не выполнены – это же идет во вред деловому имиджу страны. Партнеры скажут: "А зачем нам с казахстанцами дело иметь, у них завтра опять запретят экспорт". Придет другой поставщик – они лучше с ним будут работать. Министерство сельского хозяйства это понимает, но перед ними же еще одна задача стоит – накормить страну. И тем не менее тут не надо перестраховываться. Если мы на какой-то рынок пришли и там начали работать, то нам надо закрепиться на этом рынке. Поэтому различные ограничения и запреты не должны вводить, ведь мы свою добропорядочность перед лицом иностранных партнеров теряем. К примеру, в прошлом году подсолнечник запретили экспортировать, и все – китайцы нашли других партнеров. А у нас 12 тысяч поездов по 50 вагонов брошенные стояли – это же сумасшедшие суммы! Поэтому мы сейчас не должны впадать в какую-то панику и закрывать свою границу в направлении Китая или любой другой страны, – считает представитель Палаты.
Учитывая, что переговоры, проведенные Минсельхозом и КТЖ с китайской стороной, ничего не дали, Палата предпринимателей ВКО намерена от имени бизнес-сообщества ВКО внести свои предложения на встрече с председателем президиума НПП РК "Атамекен" Тимуром Кулибаевым для их представления в Правительство.
- К этому вопросу Министерство и Правительство должны подходить очень осторожно. У нас же всегда есть два инструмента – "кнут и пряник". "Кнут" – это пошлина. Можно ввести пошлины для тех, кто вывозит что-то из страны. У них есть контракты – пожалуйста, включайте это в стоимость продукции. Зато мы пополним бюджет, и эти средства можно направить на развитие сельского хозяйства, на субсидирование отрасли переработки. В России давно так делают: там 30 долларов пошлина составляет за одну тонну продукции. А "пряник" – это мы должны развивать свое производство. Например, только по переработке подсолнечника наши предприниматели построили в ВКО два крупных завода – в городе Семей и селе Предгорное Глубоковского района. И когда наш крестьянин будет сдавать к ним сырье, нужно ему дополнительно выплачивать субсидии, то есть стимулировать бизнес, чтобы он заполнил заводы маслосеменами, – предлагает Аскар Жакупбаев.
В Палате предпринимателей считают, что Правительство должно использовать все рычаги, но они должны быть рыночными. Необходимо определить четкую стратегию Казахстана в этом вопросе – до какого времени будут поддерживать поставщиков сырья, как поддерживать переработку сельхозпродукции. Эти два направления должны развиваться параллельно друг другу.
- Мы поддерживаем весь бизнес – который занимается сырьем, переработкой, и в то же время мы поддерживаем и экспортера, и импортера, и трейдера. У нас есть предприниматели, которые закупают по контрактам в России 10 тысяч тонн подсолнечника, перевозят его сюда и дальше экспортируют в Китай. Зачем для них устанавливать какие-то барьеры в виде квот? Тем более это продукция не наша, это идет реэкспорт. Предприниматель, когда завозил эту продукцию, заплатил НДС, все остальные налоги и пошлины, он принес доход государству и отправил груз на экспорт. У него есть логисты, он создал рабочие места. Вообще, трейдер – это тот человек, который "мосты наводит", завоевывает рынки других стран. Это такое звено, которое в торговле играет важную роль и, самое главное, создает имидж делового партнера для нашей страны. Поэтому Палата все звенья поддерживает, и Правительству надо выверенную политику проводить. А не так, что подорожало подсолнечное масло – все, вводим запреты или квоты! Это путь в никуда, – подытожил Аскар Жакупбаев.
Эти вопросы ПП ВКО поднимет на встрече с руководством Нацпалаты "Атамекен" 20 сентября.
Следующая →