Бренду "Устинка" исполняется 26 лет. Мы расскажем об истории его становления
1998 год - появление газеты "Устинка", 1999 год - газета "Устинка плюс", 2015 год - сайт ustinka.kz
"Устинке" в этом году 16 шілде исполнится 26 лет, если считать с самого-самого начала. Газеты "Устинка плюс" нет уже два года, но нашему сайту, созданному на волне популярности электронных новостных порталов, уже девять лет и мы продолжаем традиции, заложенные в конце девяностых, оставаясь независимыми и готовыми оказать помогать простым людям.
"А помнишь, как все начиналось?.."
Газета "Устинка" берет свое начало в 1998 году как политический рупор в предвыборной гонке за Акежана Кажегельдина (осенью 1998 года он выдвинул свою кандидатуру в президентских выборах, но к участию допущен не был – прим. автора). А издание открылось в числе многих, родившихся тогда в районах и регионах страны еженедельных печатных изданий, и продолжило свой путь в 1999 году под новым названием "Устинка плюс".
Начиная с 1998 года, команда молодых и одухотворенных редакторов и журналистов творила в период гласности и перестройки, им казалось, что можно говорить абсолютно обо всем!
Первым главным редактором стал Андрей Кратенко, его замом – Александр Агарков. А среди журналистов были восходящие звезды казахстанской журналистики: Галина Вологодская, Ольга Ушакова и Сергей Васильев.
Андрей Кратенко
В то время я работал собкором "Каравана", где и родилась идея создать в регионах газеты, которые по форме и содержанию походили бы на "Караван", - рассказывает журналист Андрей Кратенко. - Мне предложили стать редактором и набрать сотрудников редакции. Директором издания изначально назначили Дмитрия Никифорова. Название газеты тоже придумали в редакции "Каравана". Кто-то вспомнил, что так называли хоккейную команду "Торпедо" и сам город (Усть-Ка). Организационный период растянулся на несколько месяцев, а первый номер все равно делали "с колес". В числе журналистов были Александр Агарков, Сергей Васильев, Ольга Ушакова, Галина Вологодская. Я сделал первый номер и ушел по взаимному согласию. Совмещать две должности было сложно, я выбрал собкорство. Пути разошлись. Позже, примерно в 2010-ом, меня снова позвали в редакцию "Устинки плюс" редактором, были уже новые владельцы, я согласился, но проработал недолго, может быть год (автору посчастливилось работать в тот период под началом Андрея Кратенко и отмечу - это был креативный главред, умеющий дать творческого заряд, которого хватало надолго).
Как отметила собственный корреспондент газеты "Казахстанская правда" в ВКО Галина Вологодская, работавшая тогда корреспондентом "Устинки" в самом первом составе редакции, газета начиналась с одной целью, а продолжила свое существование в другом русле.
Галина Вологодская
Команда была очень молодая, - вспоминает журналист Галина Вологодская. – Серей Васильев вел криминальную тематику, Ольга Ушакова – социальную, экономическую и ЖКХ. Я поражалась ее работоспособности и тому, как она одна все это вытаскивала! У всех был такой молодецкий задор! А я была начинающая. И вела культуру. Благодаря чему узнала всю нашу культурную массовку. Мы собирались на планерках, это был настоящий мозговой штурм и все что-то предлагали. Я выпалила название "Ульбинский тракт" и это была полоса культуры. Мы находили интересные мероприятия, писали про выставки. Был такой художник Меркасимов, о нем писали, про Агейкина делали материалы. Острые темы тоже поднимали – были как раз скандалы вокруг музея искусств в то время.
Абсолютная свобода слова!
Галина Вологодская подчеркнула, что пришли они всем молодым составом в газету на волне абсолютной свободы прессы.
Было ощущение, что нам разрешено все и нам за это ничего не будет, - говорит она. – Но потихоньку, уже в 1999 году, когда здесь развернулась крупная энергетическая компания, они стали поднимать тарифы в шоковом режиме, а для людей в то время было это невыносимо. Денег не было ни у кого. Был кризис платежей. Они отключали дома от отопления полностью. И мне слили документы об окладах топ-менеджеров этой компании. Я сделала публикацию о том, как с населением поступают, и какие у самих сумасшедшие оклады. Нам после этого "прилетел" судебный иск. Мы тогда долго из этого выходили. Мы усвоили, что можно не все. И законодательство в отношении СМИ с той поры все закручивало и закручивало гайки.
1999 год был феноменален по напору событий. Газета стала народным рупором, отстаивающим права населения. Журналисты поднимали самые резонансные темы, оставаясь на волне популярности. Народ шел в редакцию, зная, что его здесь услышат, поддержат, помогут.
Молодая редакция
Журналист и фотограф Виктор Вологодский делится, что изначально у газеты не было типографии не то, что в городе, даже в стране! Ездить за напечатанной газетой еженедельно приходилось… в Новосибирск! Что он и делал самолично. Сегодня это представить сложно. Но 12 часов туда и 12 обратно ради читателя – это огромный труд, помимо которого Виктор занимался еще и фотографией.
Никого не волновало, где ты делал и как обрабатывал материалы, главное было – вовремя сдать, - делится Галина Вологодская. - Писали мы от руки. Компьютеры были только в редакции – всего пара-тройка. На тот момент это было что-то за гранью – иметь свой компьютер. А поскольку почерк у меня такой, что только я сама могла понять, что я там написала на исчерканной бумажке, приходила в редакцию и мы садились с наборщицами, набирали текст. Одной из них была Ольга Черкашина. Все журналисты так делали. Во времена, когда у крутых бизнесменов были огромные мобильники с антеннами, широкие двубортные пиджаки и черные шестисотые "Мерседесы", мы смотрели на все это с удивлением, как и на компьютеры. Это позднее стало доступным.
Журналист Ольга Ушакова рассказала, что газета создавалась по образу "Каравана" и когда в Усть-Каменогорске появилась "Устинка" - это был настоящий фурор.
Из контента там была политика, экономика, обязательно были фото полуобнаженных женщин (с намеком на наготу) – так решили привлекать народ (такое было время), нужно было писать что-то о сексе, - говорит Ольга Ушакова. - Еще была социалка, странички с анекдотами и кроссвордами. Писали остро. Критиковали. В составе журналистов, помню, некоторое время был и Денис Данилевский. Версткой занимались Сергей Мальцев (к сожалению, его с нами больше нет – прим. автора) и Александр Миронов. У нас был молодой классный коллектив! Писали мы материалы, интересные читателю. А в октябре 1998 года Кажегельдина к участию в выборах не допустили. Дмитрий Никифоров перерегистрировал газету, и тогда появилась "Устинка плюс" - это был июль 1999 года. Состав почти не изменился, но редактор сменился – после Андрея Кратенко пришел Алексей Чуенко, потом Александр Белов. После пришел Евгений Черкашин. Каждый внес свой вклад в газету.
Из своих материалов в "Устинке" Ольга Николаевна вспоминает лето 1999 года, когда она поехала на раскопки с археологом Зейноллой Самашевым на Берельские курганы. Там работала международная экспедиция археологов.
Тогда извлекли из этих курганов мумии лошадей, сруб дерева, в котором был захоронен именитый кочевник, - рассказывает Ольга Ушакова. - Там нашли множество подвесок – ювелирные изделия, выполненные в зверином стиле и покрытые плакированным золотом, что говорило о высоком уровне мастерства кочевников. Как говорил сам Самашев, был такой народ – грифы, о котором упоминал древнегреческий историк Геродот. Кто-то поведал легенду о грифах, стерегущих золото. Было высказано предположение, что это как раз тот народ, который обитал в местах Берельских курганов.
Тогда у "Устинки" появилась традиция – отмечать совместно Новый год. Совсем не избалованные деньгами очень молодые впервые коллективом отправились отмечать свой первый яркий корпоратив в ресторане.
В 1999 году мы выпустили праздничный номер тогда еще "Устинки", где мы представились читателям – все наши фото были опубликованы, мы рассказали о себе. "Устинка" выходила в цвете. Это была народная газета с самого начала, - подчеркнула Ольга Николаевна.
На смену 90-ым пришли яркие 2000-ые. Менялся коллектив, наполняясь выпускниками журфака. Одно оставалось неизменным – это по-прежнему была народная газета!