Пейте, дети, молоко: как в Усть-Каменогорске развивали пищевую промышленность
Усть-Каменогорский гормолзавод появился на берегу Иртыша задолго до постройки Иртышского моста и с его появлением много лет оставался заметной частью ландшафта площадки у моста
В начале 2023 года в Усть-Каменогорске анонсировали сооружение новой транспортной развязки под Иртышским мостом со стороны правого берега Иртыша, передает корреспондент Устинка LIVE. Предполагаемое изменение – далеко не первое в истории. Окружающая местность постоянно преображалась с 1940-х годов, первое значительное преображение произошло с сооружением памятника братских могил и постройкой городского молочного завода.
Что представлял собой правый берег Иртыша в 1940-х годах? Неподалеку от берега размещались землянки и избушки, огороды и скотные дворики. Местные жители брали воду из реки – в условиях всякого отсутствия водопровода, а непосредственно вдоль береговой линии, задолго до постройки набережной пролегал земляной вал – насыпная дамба, возводимамыр для защиты Усть-Каменогорска от наводнений. Никакого моста через Иртыш еще не существовало и в проекте, горожане пользовались паромными переправами, один из спусков к парому находился неподалеку от места появления Иртышского моста, на месте нынешней площадки амфитеатра.
Обстановка на местности
Серьезные изменения прибрежной площади спланировали в 1947 году, с утверждением проекта городского молочного завода в Усть-Каменогорске. Старый гормолзавод располагался в тот период времени практически за городской чертой – на улице Крупской в селе Заульбинка, в районе нынешнего таксопарка, и попадал под перспективную застройку промзоны. Проектированием корпусов и сооружений, привязкой площадки нового предприятия занялась Восточно-Казахстанская контора "Облпроект", уже в декабре 1946 года подготовившая первый вариант генплана завода. Его месторасположение утвердили в Усть-Каменогорском горисполкоме 15 маусым 1947 года.
Для этой цели отвели земельный участок в квартале № 14 в границах берега Иртыша, улицы Ушанова, ныне улицы Казахстан и улицы Крепостной, вскоре названной - улица Крылова. Место подобрали ровное и практически пустое, однако первым камнем преткновения стали пара-тройка домишек у берега и мачтовое поле временной Усть-Каменогорской радиостанции, раскинувшееся аккурат перед будущим заводом, между берегом Иртыша и старым памятником на братских могилах. Временный памятник, к слову, существовал с 1930 года, но располагался на небольшом смещении от вновь размеченного местоположения ныне существующего изваяния.
Трудности проектирования
Сложности в сооружении столь значительного предприятия начались еще на стадии разработки территории и в ходе проектирования. Вариант завода, созданный "Облпроектом", забраковали. В заключении по проекту в 1948 году отметили, что хранилище льда – никаких холодильных установок еще не предполагалось – запроектировано по соседству с угольным складом, что не соответствует требованиям пищевой промышленности. Указали также на факт размещения будущего памятника борцам за Советскую власть на территории будущего завода, и последующую невозможность посещения памятника из-за очевидного запрещения свободного доступа на важный объект.
Серьезные претензии высказывались и в адрес руководства треста "Облмаслопром", в ведении которого находилась постройка и завода, и памятника. За 1948 год освоено всего 15% от всего объема строительства завода, площадка памятника и завода оставалась захламленной, образовались наспех вырытые времянки и землянки. За безразличное отношение городской исполнительный комитет своим решением даже указал передать дело на руководство "Облмаслопрома", как игнорирующего требования властей, городскому прокурору. В конечном итоге разработкой проекта административного здания и промышленного корпуса гормолзавода в марте 1948 года занимался проектный институт "Молпромпроект" по заказу Главного управления молочной промышленности Казахской ССР. "Облпроект", в свою очередь, подготовил чертежи ограды предприятия, необходимость архитектурного эстетического оформления которой закладывалось все тем же решением горисполкома. Для возведения гормолзавода и памятника организовано строительно-монтажное управление "Казмясомолстрой".
Подводные камни
Подготовительные работы, продолжение строительства заводских зданий продолжилось, несмотря на ранее упомянутую экспертизу проекта 1948 года. В экспертном заключении говорилось не только о нерациональном размещении тех или иных сооружений предприятия, при дальнейшем изменении чертежей эти недочеты были устранены. Но осталось без изменения принципиальное месторасположение завода. Исследование прибрежного грунта на месте постройки, проведенное в 1947 году, а также ранние пробы 1940 года показали: площадка строительства по большей части представлена осадочными и аллювиальными отложениями Иртыша. Иначе говоря – наносной грунт, сотни лет накапливавшийся с ежегодными разливами суровой реки: галька, песок, суглинок, причем толща наносов в разных точках площадки имела различную структуру. Коренные породы на тот момент даже не исследовались – предполагалась их глубина залегания в добрых несколько десятков метров.
Исследования указывали и на возможность затопления территории завода вследствие очередного наводнения: объективно еще не приходилось учитывать будущее изменение гидротехнических условий Иртыша с запуском Усть-Каменогорской ГЭС, строительство которой в 1948 году происходило не намного упорядоченным путем, чем возведение гормолзавода. Заключение показало: условия размещения предприятия необходимо рассчитать с намного большей точностью и накоплением значительной выборки исследовательских данных, и только тогда выносить вердикт: строить завод на берегу Иртыша, или выбирать более надежную площадку.
Задворки городских строек
Усть-Каменогорский молочный завод, несмотря на загвоздки в своем расположении, "аутсайдерское" положение в числе промышленных строек города и всякое отсутствие упоминаний хода его постройки в официальных "передовых" справках, все-таки оказался возведен на ранее утвержденной площадке. Вот только его корпуса окончили отнюдь не в 1949 и не в 1951 году, как предполагалось. Традиционно – к очередному государственному празднику, к 7 қараша… 1954 года. С окончанием всех доделок, 1 қаңтар 1956 года строительно-монтажное управление треста "Казмясомолстрой" ликвидировали. С 1955 года гормозлавод набирал работников, в частности – требовались котельщики и кочегары, а также операторы и ремонтники холодильных установок: ледники к середине 1950-х в пищевой промышленности ушли в прошлое. Завод получил очень простой адрес – улица Крылова, 1, стало быть, оказался самым началом одной из центральных улиц Усть-Каменогорска. Его громадная водонапорная башня выглядела своего рода "мамырком" на фоне водной глади Иртыша и пока совсем "одноэтажной" городской территории, и оставалась весьма заметным объектом до конца 1960-х годов – до развертывания строительства Иртышского моста.
Предприятие запомнилось как место работы многих жителей города – в 1973 году в подразделениях комбината областного объединения молочной промышленности – на Облмолкомбинате работало в общей сложности 548 человек. Однако "костыли", расставленные проектировщиками, строителями и разрешительными структурами в 1940-х годах, дали о себе знать. Непрочный грунт берега Иртыша показал слабину, и промышленный корпус завода, будучи обреченным на саморазрушение, начал трескаться. На поздних фотографиях завода и памятника братских могил, расположенного перед заводским корпусом, можно заметить: производственное здание скреплено стяжками в попытках сохранения целостности стен.
Предание забвению
На одной из архивных фотографий, сделанных 9 тамыз 1970 года, в день открытия Иртышского моста, можно заметить еще довольно узкое и богатое зеленью начало улицы Ушанова, без всякого кругового движения и большое светлое здание в "сталинском" стиле, прямо вплотную к полотну моста. Именно таким запомнился гормолзавод в последнее десятилетие своего существования. В середине 1970-х уже успели подготовить проект нового мощного молочного комбината на перспективной территории застройки Усть-Каменогорска, на Самарском шоссе. Корпус комбината на берегу Иртыша в 1980 году хоть и действовал до последнего, но продолжал разрушаться, и дни старого – а в календарном отношении не столь старого предприятия, которому просто не повезло с самого момента его возникновения, оказались сочтены.
Среди рассказов местных жителей о временах существования производителя главной детской радости советских времен – мороженого, есть много упоминаний о периоде его сноса. Тогдашние мальчишки имели огромное желание понаблюдать за тем, как взрывают остатки полуразрушенных зданий, однако милицейское оцепление неустанно бдело за порядком на территории опасных работ. Так в 1983 – 1984 годах городской молочный комбинат по адресу – улица Крылова, 1, прекратил свое существование. И хотя частный сектор напротив гормолзавода, в районе начала улицы Крылова, на месте нынешнего торгового центра оставался вплоть до двухтысячных годов, никакая деталь прилегающей к мосту площадки с самых советских времен не выдавала ни малейшего намека на существование столь крупного и известного на весь город предприятия пищевой промышленности. Предприятия, которое осталось лишь в адресных упоминаниях, в памяти бывших работников и простых горожан, а также на паре-тройке черно-белых фотографий.
При написании статьи использованы материалы Государственного архива Восточно-Казахстанской области.