Өскемен
пасмурно
-10°
  • Өскемен
    -10°
  • Алматы
    -2°
  • Астана
    -6°
  • Ақтөбе
    -2°
  • Актау
    +10°
  • Орал
    +3°
  • Қарағанды
    -8°
  • Көкшетау
    -6°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -9°
  • Петропавловск
    -8°
  • Тараз
    +1°
  • Туркестан
    +2°
  • Шымкент
    +5°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

На каких машинах ездило руководство Восточно-Казахстанской области в годы СССР

Легковой автомобиль еще восемьдесят лет назад являлся крайне редким явлением на улицах города Усть-Каменогорска - руководители городских строек ездили на повозках

Усть-Каменогорск и ВКО / Усть-Каменогорск / На каких машинах ездило руководство Восточно-Казахстанской области в годы СССР

Автомобилизация добралась до Усть-Каменогорска довольно поздно, в 1930-х годах. Причем основу подвижного состава в городе составляли грузовики: "полуторки" - автомобили производства Горьковского автозавода – ГАЗ, "трехтонки" – автомобили Московского автомобильного завода – ЗИС, а также ныне полностью забытые грузовики по прозвищу "Язь" – мощные машины "ЯГ" грузоподъемностью пять тонн, производства Ярославского автомобильного завода. Из легковушек присутствовали лишь единичные ГАЗ-А, прозванные "фордиками" за своё происхождение от американского "Форда". Именно на такой машине в те годы работал Сергей Иванович Беляков, старейший водитель Усть-Каменогорска, передает корреспондент Устинка LIVE.

1 С.И.Беляков

Как вспоминал С. И. Беляков, ему довелось побывать в числе самых первых шоферов Усть-Каменогорска, причем постигать правила вождения и эксплуатации машин приходилось самому. Каждый автомобиль воспринимался населением как аттракцион, в особенный восторг при виде машины приходили дети. Комбинат "Алтайполиметалл", чье управление размещалось в Усть-Каменогорске, даже организовывал на автомобилях массовые детские катания в праздники. Вероятно, именно такие катания были запечатлены в 1936 году на улице Максима Горького, у здания детского сада "Юный строитель" – деревянного "Теремка", теперь несуществующего. Конечно же, немногочисленные легковые автомашины принадлежали отнюдь не рядовым предприятиям, а районным органам: Усть-Каменогорск оставался райцентром, пока в 1939 году не стал областным центром вновь образованной Восточно-Казахстанской области.

2 Юный строитель

В 1939-м в Усть-Каменогорске, помимо отсутствия зданий, пригодных для размещения областных организаций, даже не было собственной автобазы. В том же году первую в городе крупную автобазу организовало управление строительства Усть-Каменогорской ГЭС – "Иртышгэсстрой". Гараж строительства ГЭС разместили в самом центре города, в районе нынешней площади Республики – за территорией базарной площади, по адресу: улица Орджоникидзе, 25. Именно в гараж управления "Иртышгэсстрой" в 1940 году поступил первый "статусный" автомобиль для обслуживания Восточно-Казахстанского обкома партии – ЗИС-101. В Москве или Ленинграде такой машиной было никого не удивить, однако для Усть-Каменогорска легковой ЗИС оказался в диковинку. Сложный двигатель в восемь цилиндров и мощностью в добрые сто сил, деревянно-металлический ажурный кузов, и невообразимамыр в те годы вещь – автомобильный радиоприемник. Причем машина по служебным надобностям эксплуатировалась нещадно, водителю "Иртышгэсстроя" Топехину И. Г., за которым был закреплен обкомовский ЗИС-101, в марте 1941 года даже дали тридцатипроцентную надбавку в зарплате – за переработку. В то же время руководство крупных строек города и области довольствовалось ездой на гужевом транспорте. В частности, в 1940 году на заместителя начальника "Иртышгэсстроя", а также на главного механика и главного электрика полагалось по одной легковой лошади каждому.

3 ЗИС-101

Машиной ЗИС-101, непомерно роскошной для сурового времени и невероятно прожорливой в условиях тотального отсутствия горючего, в военные годы пользовались не столь часто. Так в воскресный день 11 сәуір 1943 года на территории гаража была совершена кража. Неизвестный позаимствовал с самой "крутой" машины в области… кожаную обивку сиденья. Мотивация для правонарушения, невиданная по нынешним меркам: сложно себе представить воришку, украдкой обдирающего обшивку сидений джипа или "S-класса". Вот только злоумышленника могли и не поймать, а вахтер автобазы был отдан под суд. Судьба же самой машины оказалась печальна. Автобаза, размещенная в тесных условиях городского центра, рядом с базаром, являлась весьма ненадежной в противопожарном отношении. Так обкомовский ЗИС и сгинул, а для управления строительства ГЭС подобные происшествия оказались еще одним поводом перенести в 1946 году автогараж поближе к стройке, на Аблакетку. В многострадальном гараже в центре города, к слову, в тот же период организовали первую областную автобазу с грузовиками, такси и автобусами.

4 М-1

В послевоенные годы, хоть и прибавилась к машинам советского производства американская и трофейная немецкая техника, машин на улицах города больше не становилось. Лишь у руководства крупнейших строительных организаций имелась разъездная легковая техника. В частности, у союзного треста "Казгидроэнергострой" – строительства Усть-Каменогорской ГЭС в наличии появились "Эмка" – ГАЗ М-1 и вездеход ГАЗ-67Б. Прочие немногочисленные автомобили собирались из остатков по запчастям, а о буквальном хождении председателя Усть-Каменогорского горисполкома по инстанциям в попытках "выбить" служебную машину мы уже рассказывали в одном из предыдущих материалов. В итоге председатель горисполкома Павел Александрович Парманов дошел до самых высших органов власти и добился своего. 18 маусым 1949 года вышло распоряжение Совета Министров СССР за подписью И. В. Сталина о передаче из гаражей руководящих органов в адрес министерств и ведомств страны автомобилей, требующих ремонта. Так Усть-Каменогорскому городскому исполкому досталась грузовая машина ЗИС-5 и два автомобиля всё той же марки ЗИС-101 из автобазы Президиума Верховного Совета СССР, имевшие вначале, при московской прописке, номерные знаки МА-33-71 и МА-33-72. Затем облисполком в том же 1949 году получил новенькую "Победу", которые параллельно начали поступать на областную автобазу в качестве машин такси.

5 ЗИМ

Пятидесятые годы оказались временем, когда автомобиль понемногу стал превращаться в показатель статуса и в таком небольшом городе, как Усть-Каменогорск. Этому преображению поспособствовал выпуск Горьковским автозаводом автомашины ГАЗ-12, он же "ЗИМ". Техника и внешне, и по оснащению роскошнее "Победы", но намного доступнее редкого представительского лимузина новой модели ЗИС-110, которые в Казахстане можно было встретить лишь в Алма-Ате. Понемногу образовалась "табель о рангах": "ЗИС" полагался республиканским и союзным должностям, "ЗИМ" – областным руководителям, а всем прочим доставались "Победы". Однако и руководство местных строительных организаций желало иметь машину покомфортнее. В частности, управляющий трестом "Усть-Каменогорскстрой" Б. М. Сиротников в 1956 году обращался в областной исполком с просьбой выделить ему автомобиль "ЗИМ". Ответ облисполкома оказался достаточно рациональным и весьма остроумным: вследствие широкой разбросанности объектов в Восточно-Казахстанской области, строительством которых занимался трест, выделить тресту "два автомобиля "Москвич" с ведущим передком". То есть, тресту вместо "ЗИМ"-а достались две машины-вездехода "Москвич-410" - эдакий прапредок современных кроссоверов.

6 Москвич-410

Легковой автомобиль в дальнейшем становился всё меньшим предметом роскоши, однако некоторые образцы оставались показателем статуса и принадлежности к уже окончательно сформировавшейся номенклатуре. Например, всем известная "Волга" являлась высшим шиком для советского гражданина. Имелись машины, принципиально недоступные для граждан: лимузины ЗИЛ и ГАЗ-13. В Усть-Каменогорске автомобилей ГАЗ-13 "Чайка" имелось всего два, в гараже обкома партии и облисполкома. Возможно, именно "Чайка" главы Восточно-Казахстанского обкома партии А. К. Протозанова ныне находится в одной из частных коллекций в городе. Затем появилась обновленная модель – "Чайка" ГАЗ-14, которая в 1989 году стала жертвой борьбы с привилегиями, когда чиновников с "Чайки" пересаживали на машины попроще – на "Волгу". Получается, столь высокостатусных машин, отделяющих верхушку власти по партийным спискам от обычных граждан, было не столь много, чего не скажешь о нынешней красивой картинке, наблюдаемой около зданий областных организаций и без номенклатурных табелей советского прошлого.

7 Чайка и Протозанов

При написании материала использованы материалы Государственного архива Восточно-Казахстанской области.

Следующая →