Как глава администрации Усть-Каменогорска пытался получить служебную автомашину
В конце 1940-х годов органу исполнительной власти в областном центре - Усть-Каменогорскому горисполкому требовался служебный автотранспорт, однако приобрести его оказалось непросто
Автомобилей в послевоенные годы в Усть-Каменогорске имелось ничтожное количество, передает корреспондент Устинка LIVE. Не было своей машины и у руководящей "верхушки" города – в Исполкоме городского Совета. Усть-Каменогорск постоянно расширялся, образовались крупные промышленные узлы, разбросанные в разных концах города: от строительства Усть-Каменогорской ГЭС на Аблакетке до цинкового завода, позже свинцово-цинкового комбината в Заульбинской части города. Нехватка жилья для вновь прибывающих, недостаток стройматериалов для домов и промплощадок и такая теперь забытая проблема, как защита города от наводнений – эти и многие другие задачи постоянно находились в поле зрения руководства горисполкома. В 1946 году председатель горисполкома П. А. Парманов, только заступив на эту должность, задался целью приобретения служебно-разъездного автомобиля.
Парманов Павел Александрович (1895-1978) - почетный гражданин города Усть-Каменогорска. В 1946-1953 годах - председатель Усть-Каменогорского Исполкома городского Совета.
Территориально разбросанную стройку, которой являлся тогдашний Усть-Каменогорск, руководству города приходилось обходить пешком или пользоваться редким попутным транспортом, тогда как решения необходимо было принимать незамедлительно. Занятый наведением порядка на городских улицах, планировкой города, градостроительством и попытками налаживания связи с союзными управлениями строительства предприятий, горисполком был вынужден отвлекаться на собственные насущные проблемы. Развитию и благоустройству города такое положение вещей не способствовало. 15 шілде 1947 года председатель Исполкома Усть-Каменогорского городского совета депутатов трудящихся П. А. Парманов направил письмо в Совет Министров Казахской ССР с просьбой о выделении легковой автомашины. Резолюция республиканского руководства: внести автомобиль в план на 4 квартал 1947 года. Однако ожидание оказалось тщетным: в октябре месяце в государственной плановой комиссии при Совете Министров Казахской ССР – Госплане – ответили: "легковая машина по плану распределения на 4 квартал сего года вам не выделена". Обращаться в Совмин республики по этому вопросу пришлось несколько раз, ответ был одинаков.
Градоначальнику пришлось вновь обращаться в руководство республики, на этот раз в Верховный Совет Казахской ССР в октябре 1947 года. В обращении к председателю Верховного Совета сообщалось о необходимости приобретения для Усть-Каменогорска дорожно-строительных машин, автомобиля скорой помощи, пожарной машины. Скорой помощи в городе фактически не было, пожарная машина была одна, но изношенная. При этом обком партии и многие райисполкомы были обеспечены служебными легковыми автомобилями, чего в адрес горисполкома так и не было сделано. Вышестоящие органы будто разводили руками: не получите машину! Так в сентябре 1948 года дело дошло до обращения Павла Александровича Парманова в инстанцию повыше: в адрес заместителя управляющего делами Совета Министров СССР И. Е. Опарина.
Я Вас очень прошу, товарищ Опарин, помочь нам в выделении легковой автомашины любой марки, хотя бы даже из числа трофейных, так как без легковой машины городскому Совету просто невозможно оставаться, - писал Павел Парманов. - Меня с машиной немного подвел облисполком. Я лично много лет работал заместителем председателя Восточно-Казахстанского облисполкома, а затем послали на должность председателя городского Совета областного центра и обещали немедленно дать мне машину, но у самого облисполкома с машинами скудновато и мне просто ее не дали. Город у нас большой, разбросанный, приходится очень много ходить пешком, а ходить пешком в моем возрасте, перевалившем за полсотни лет, и положении председателя городского Совета не всегда позволительно. Также и не совсем солидно, когда все руководители предприятий города обеспечены легковыми машинами, а председатель городского Совета или его заместитель передвигаются если не пешком, то на грузовой трехтонной машине.
Какой автомобиль мог достаться председателю горисполкома в 1948 году? В одном из писем руководителя исполнительной власти города Усть-Каменогорска в адрес вышестоящих инстанций говорилось: "если не "Победа", которая годится для хороших дорог, которых в городе пока еще немного, то хотя бы ГАЗ-67, нам, как строителям города". Новинку советского автомобилестроения, автомобиль М-20 "Победа", в это время получить было вряд ли возможно: весь первый выпуск "Побед" 1946-1947 годов отправили на доработку из-за многочисленных дефектов, а на Горьковском автомобильном заводе в 1948 году занимались полной реорганизацией производства новой автомашины. Трофейные "Ауди" и "Мерседесы" успели разойтись по гаражам партийных функционеров и военачальников. Все, на что могла рассчитывать городская власть, получив "трофей" – это небольшой автомобильчик, например "DKW", после войны массово применявшиеся в качестве такси в Ленинграде и который за свою оригинальную конструкцию с двухтактным двигателем и фанерным кузовом успел получить прозвища "Дерево, клей, вода" и "Дурак, кто выдумал". Вот и оставался единственный вариант – простой и надежный, зарекомендовавший себя еще на фронтовых дорогах внедорожник ГАЗ-67, да и он мог быть получен городским руководством далеко не сразу.
В 1949 году в Усть-Каменогорск на областную автобазу прибыли первые пять новеньких автомобилей М-20 "Победа". Наконец промышленность сумела освоить новую машину, и они забегали по городам и весям страны. На облавтобазе "Победы" были оборудованы под такси – о работе в качестве таксомоторов автомашин, являвшихся символом страны-победителя, не без гордости рассказывалось в областных газетах. Одну машину передали председателю Восточно-Казахстанского облисполкома. Вскоре и руководство Усть-Каменогорска получило собственный служебный автотранспорт. Отнюдь не роскошного класса и в качестве средства передвижения, никак не средства обозначения номенклатурной иерархии или способа подчеркнуть особо высокий статус. До партийных черных "Волг" и более современных представительских автомобилей с "государственной" регистрацией оставались десятилетия.
Использованы материалы из фондов Государственного архива Восточно-Казахстанской области.