Первый в республике театр оперетты открыл свои двери в ВКО
Усмотрев огромный потенциал симфонического оркестра, в котором целое созвездие солистов-вокалистов, открытие инициировал аким региона
Перед самым Новым годом, в середине желтоқсан в Усть-Каменогорске открылся первый и единственный в Казахстане театр оперетты, который стал составляющей частью областного драматического театра, передает корреспондент Устинка LIVE. 27 желтоқсан здесь при полном аншлаге завершили 2024 год спектаклем "Летучая мышь", Иоганна Штрауса (сына).
К слову, удивительна история самой оперетты. Если сейчас этот мировой "шлягер" наравне с балетом "Щелкунчик" и "Лебединое озеро" венчает начало года во многих театрах мира, то премьера 5 сәуір 1874 года в Вене была принята холодно, не выдержала и двадцати представлений, после чего была снята с репертуара. Публика не простила своему любимцу Иоганну Штраусу (сыну) измену традиционному в его творчестве жанру. Ведь для них он стал "королем вальсов", написав их около 500. А он, то ли в отместку, то ли, утратив желание, и вовсе перестал писать вальсы.
Открытие театра оперетты инициировал аким ВКО Ермек Кошербаев, увидев огромный потенциал симфонического оркестра, в котором целое созвездие солистов-вокалистов. Было поставлено три спектакля. В числе которых отечественная опера "Айсулу" композитора Садыка Мухамеджанова и мюзикл "Mamma Mia" со знаменитыми шлягерами группы "ABBA". Причем "Айсулу" и "Mamma Mia" прозвучали на государственном языке.
Долгое время после переезда областного театра драмы в новое просторное здание на левом берегу Иртыша, историческое здание – "Народный дом", построенный в 1902 году ссыльными народовольцами и на пожертвования горожан, где раньше располагался театр, практически было бесхозным… И вот после основательного ремонта "Народный дом" стал постоянным местом прописки театра оперетты. И если раньше оркестр выступал на сцене, то теперь, как говорится, спустился в подполье.
Как вы себя чувствуйте нынче в оркестровой яме? – спросила я у художественного руководителя театра, главного дирижера Симфонического оркестра акима области, заслуженного деятеля РК, кавалера ордена "Құрмет" Александра Галсанова.
Конечно, это для нас непривычно. Но постепенно осваиваемся! Хотя пришлось сократить количество музыкантов до 28, чтобы суметь разместиться. Но это на качество никак не повлияло. А так в оркестре 46 человек. И мы будем продолжать филармоническую деятельность с собственными концертами.
Здесь еще есть такой нюанс. Практически все из коллектива театра оперетты занимаются преподавательской деятельностью в училище искусств им. Народных артистов братьев Абдуллиных или в музыкальных школах. Ведь в свое время симфонический оркестр создавался, как называется, на общественных началах из преподавателей и студентов этих организаций. Так что только преданность высокому искусству стала основной мотивацией совмещать одно с другим.
У пьесы на протяжение ее истории много авторов, в основном немцев. Но самамыр искрометная, наполненная юмором, остроумными репликами, которые разошлись на цитаты, версия русских драматургов Н. Эрдмана и М. Вольпина. В зале смехом сопровождаются буквально все мизансцены из перипетий героев, которые пытаются выкрутиться из лжи. И сами актеры привносят немало комичности в свои образы, как исполнительница Адели Батагоз Жумабекова, Альфреда – Абзал Ес и Жанат Бисимбаев, который исполняет сразу две разноплановые роли: директора театра Фалька и начальника тюрьмы Франка. И, конечно, украшение любого музыкального события – заслуженный артист Республики Казахстан Вячеслав Ткач (баритон). В спектакле он обворожил зрителя в роли князя Орловского, красивого, представительного, яркого хозяина бала-маскарада. И, как всегда действующим лицом становится сам дирижер Галсанов, который отпускает свои смешные реплики в момент, когда в оркестровую яму "адвокат" сбрасывает свой парик, рассекречивая себя – Генриха Айзенштейна. Его блестяще исполнил тенор Абай Каирбек.
Александр Галсанов делает акцент на том, что теноров (высокий тембр мужского голоса) всегда катастрофически не хватает. Им повезло с разносторонне одаренным Абаем Каирбек, который стал еще и сорежиссером спектакля. "Летучую мышь" – Розалинду, исполнила с большим достоинством и иронией лауреат республиканских и международных конкурсов Айжан Мазкенова. И вообще все 7 солистов – лауреаты республиканских и международных конкурсов, с консерваторским образованием. Этому подтверждением служит мнение гостьи из Швейцарии, которая отметила, что не ожидала такого великолепия – на уровне мировых театров, где она видела разные версии "Летучей мыши". Она также отметила хореографию оперетты. А мы к этому добавим, что главный балетмейстер театра Тимур Кожахметов, у которого большой опыт постановок хореографических спектаклей. Он руководитель талантливейшего ансамбля народного танца "Алтай", признанного в республиканском конкурсе 2023 года лучшим в стране. Именно танцовщики этого ансамбля украсили "Летучую мышь" шикарными сценами на бале, искрометным горячим "Чардашем", выразительным шествием "Гусаров" и полькой, переходящей в канкан. А массовка спектакля — это не просто статисты, а его певческая гармоничная канва из многоголосья. Заслуга хормейстера Асель Темировой, которую многие из нас знают как создателя известной за пределами республики мужской группы "IN CORO" – обладателя ни одного гран-при музыкальных конкурсов.