Эксперты установили, по чьей вине яичница стала в Казахстане деликатесом
Эксперты выяснили, как обычные куриные яйца в нашей стране превращаются в золотые. Оказалось, виноваты в этом совсем не птицы, а спекулянты.
Фото:
Открытые источники
Именно спекулянты завышают цены на продукт: покупают яйца на фабриках всего по 18 тенге за штуку, а продают едва ли не в два раза дороже. Из-за этого уже не каждый казахстанец может позволить себе на завтрак омлет или глазунью, сообщает «сайт телеканала КТК».
Местных яиц в Актау нет. Все, что на прилавках - привозные из соседних областей и России. Одно яйцо продавцы оценивают в 25-30 тенге. В зависимости от сорта. Самые дешевые – маленькие коричневые, самые дорогие – большие деревенские. Торговцы говорят, что на чужих яйцах даже не пытаются нажиться.
Байрам Мамедов, продавец:
- Покупаю на базаре, раньше было дорого. Сейчас подешевле. Мы на каждое яйцо один тенге добавляем. 24 - покупаю, продаю - 25.
Зато дачники Мангистауской области свои яйца ценят высоко. За десяток снесенных домашними курами просят 600 тенге! Куда скромнее петропавловские разводчики птиц. Они свой товар предлагают по 240, но все равно теряют клиентов. Пенсионерка Валентина Савченко за весь день смогла продать лишь два десятка.
Валентина Савченко, пенсионерка:
- Корм, все подорожало. Многие уже не выращивают, потому что курица, она же не круглый год несется, она еще весной, а зимой она вообще не несется. А кормить надо. Тот, кто растит, много не заработает, кто продает, тоже много не заработает.
Фабричные яйца в магазинах Петропавловска гораздо дешевле домашних – по 180. В Костанае они дороже на 10 тенге, но это если брать у официальных дилеров и оптом. В розницу – по 200.
Антонина Поплавская, продавец:
- У нас клиенты - в основном пенсионеры. Им очень удобно. Они с такой благодарностью всегда приходят, что яйцо подешевле и вся продукция у нас подешевле, чем в окружении нашем, на нашем пятачке у нас дешевле.
В магазинах, которые напрямую сотрудничают с птицефабриками, яйца дешевле на 30 и даже 50 тенге, чем в соседних торговых точках. В Караганде антимонопольной службе не понравилось, что некоторые компании простые яйца превратили в золотые. Шесть предприятий заподозрили в ценовом сговоре.
Геннадий Жмук, заместитель директора Палаты предпринимателей Карагандинской области:
- В отношении них было возбуждено расследование, в котором было сделано заключение о том, что они совершили антиконкурентное согласованное действие по установлению и поддержанию цен на реализацию пищевого яйца с тамыз по октябрь месяц 2015 года.
За птицефабрики заступилась палата предпринимателей, и уже в суде эксперты смогли доказать, что две из шести фирм вовсе не переоценили яйца. После этого, правда, они все-таки подешевели. Самые крупные сейчас стоят 220 тенге, но не везде.
- Зависят они от закупок фабрики. В разных точках цены разные, где-то выше,где-то ниже. У нас может быть одно и то же яйцо стоить 210, а в другой точке 220-225.
В Алматы 10 яиц можно купить в среднем за 350 тенге. Их стоимость складывается из затрат на корм птиц, зарплат сотрудников фабрики, ее содержание и обслуживание. Примерно половиной яичницы алматинцам приходится кормить доставщиков и торговые точки. Они накручивают цены на яйца почти в 2 раза.
Это очень не нравится Союзу птицеводов Казахстана. Организация обвинила торговцев в том, что они делают желток и белок под скорлупой недоступными. На птицефабриках яйца отпускают всего по 18 тенге, а когда они оказываются на полках магазинов, цена взмывает в небеса.
Руслан Шарипов, президент Союза птицеводов Казахстана:
- Бабушка пришла по 35 тенге за одно яйцо, взяла одно яйцо, если бы оно было бы по 20 тенге, она бы, наверное, два яйца купила бы. Это реализация. У людей покупательской способности бүгін нет. Поэтому получается такая картина. Мы поэтому и боремся.
Владельцы птицефабрик сами на спекулянтов повлиять никак не могут, поэтому просят правительство запретить перекупщикам повышать цены больше чем на 20 процентов. Тогда, считают производители, казахстанцы будут чаще готовить яичницу, а птицеводам не придется уничтожать часть некупленного и испортившегося товара.