Өскемен
ясно
-11°
  • Өскемен
    -11°
  • Алматы
    +5°
  • Астана
    -10°
  • Ақтөбе
    -5°
  • Актау
    +9°
  • Орал
    +3°
  • Қарағанды
    -8°
  • Көкшетау
    -13°
  • Қостанай
    -12°
  • Қызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -8°
  • Петропавловск
    -13°
  • Тараз
    +7°
  • Туркестан
    -6°
  • Шымкент
    +8°
$
499.51
+0.96
525.83
+1.55
¥
68.9
+0.14
4.62
-0.13
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Виктор Скрипниченко
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

Экологические проблемы в Восточном Казахстане будут решать комплексно

В конце прошлого года жителей ВКО ознакомили с перечнем мер, которые намерены предпринять, чтобы нивелировать надвигающуюся экологическую катастрофу, устранить ее предпосылки

На бумаге "Дорожная карта по комплексному решению экологических проблем Восточно-Казахстанской области на 2020-2024 гг." (далее Дорожная карта), состоящая из 35 пунктов и утвержденная министром экологии, геологии и природных ресурсов РК, выглядит вполне себе обнадеживающе, передает корреспондент Устинка LIVE. А вот будет ли она работать, напрямую зависит от ряда факторов. В том числе от активности чиновничьего аппарата. Лишь бы также на бумаге не осталось…

Вам и карты в руки

В 2020 году Усть-Каменогорск попал в топ городов с самым загрязненным воздухом в стране. В перечне "номинантов" на лидерство в списке малопригодных для дыхания населенных пунктов стоят Алматы, Нур-Султан, Шымкент, Караганда, Актобе и Темиртау. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в этих городах обусловлен загруженностью автотранспортом, работой промышленных предприятий и низкой проветриваемостью атмосферного пространства городов. Областной центр ВКО "переплюнул" всех соперников и вырвался вперед на заслуженное первое место, обогнав Актобе и Караганду в "дисциплине" "наибольшая зафиксированная в городе максимальная разовая концентрация любого загрязняющего вещества, поделенная на его предельно допустимую концентрацию". К слову, мегаполисы РК по этим показателям составили "арьергард" первенства, пропустив вперед более мелких собратьев.

Говорить об атмосфере Усть-Каменогорска можно практически бесконечно - материалов всевозможных круглых столов и конференций хватит на несколько объемных трудов. В Дорожной карте этой проблеме уделено девять пунктов. Здесь отмечены: внедрение системы автоматического мониторинга, подключение частного сектора к центральному теплоснабжению, переход городского пассажирского и служебного транспорта на природный газ или электричество, строительство цеха атмосферного выщелачивания на Риддерском металлургическом комплексе Казцинка, с помощью которого промышленный гигант намерен снизить количество выбросов диоксида серы в атмосферу, контроль качества ГСМ на АЗС, совершенствование процедуры выдачи на вырубку деревьев и увеличение площадей зеленых насаждений. Мероприятия, безусловно, необходимые, но вот, по мнению местных экологов, маловыполнимые. Еще в прошлом году глава Центра экологической безопасности Геннадий Корешков вполне справедливо заметил, что на тему экологической ситуации в регионе уже создано немало нормативных документов и дорожных карт, в которые практически никто не заглядывает. Потому как вопрос ответственности исполнения мероприятий толком не решен.
- Мы видели множество Дорожных карт и программ, оставшихся на бумаге, потому что они не были подкреплены ни финансированием, ни ответственностью исполнителей, - отметил тогда директор ЦЭБа. - За последние 20 лет проведены десятки исследований, на них израсходованы сотни миллионов тенге, но практически все рекомендации остались невыполненными.
Впрочем, Казцинк свою часть обещанного сделал. Теперь и другие должны внести свою лепту. Если говорить о проекте по подключению частного сектора к центральной тепломагистрали, то стоит вспомнить, как еще в 2012 году Ислам Абишев, будучи на посту акима Усть-Каменогорска, обещал в срок до 2014 года провести центральное отопление во все дома прилегающего к городу частного сектора. "Выделено 100 миллионов тенге на строительство тепловых сетей, в целом стоимость проекта один миллиард тенге", - сказал тогда глава областного центра. Где деньги и почему до сих печи столь актуальны? А ведь выбросы частного сектора действительно играют немаловажную роль в формировании атмосферного воздуха города. В Усть-Каменогорске насчитывается более 22-х с половиной тысяч жилых домов с печным отоплением, а это ориентировочно порядка 14 тысяч тонн выбросов в год.

Да и как решить эту проблему при увеличившейся нагрузке на ТЭЦ и котельные, работающие также на угле? Только на Усть-Каменогорской ТЭЦ, по данным ДЭ ВКО, количество выбросов колеблется от 15 до 16 с половиной тысяч тонн. Если увеличится их число, то вряд ли это поможет улучшить экологическую обстановку. К слову, до сих пор идут разговоры о строительстве ТЭЦ-2, которая сможет обеспечить теплом новостройки на левом берегу.
- Если еще одну ТЭЦ для города поставим, конечно, негативные воздействия будут ощутимы, - говорит главный эколог области Данияр Алиев. - Потому что тот же самый уголь, сера, зола, плюс наши природно-климатические условия. А мы уже сейчас имеем ежесуточное превышение в 2-4-5 ПДК по диоксиду серы.
Как вариант - перевести местные ТЭЦ на другой источник энергии. В Дорожную карту входит пункт научных изысканий, который подразумевает решение проблем с помощью инновационных методов. Так, например, ученые из ВКУ им. С. Аманжолова предлагают использовать в качестве топлива на ТЭЦ термококс. Это топливо относится к новому поколению безотходных, экологически безопасных и имеющих радикально повышенный уровень энергоэффективности, однако предприятиям придется провести реконструкцию своих котельных для работы по новой технологии.

Хорошей альтернативой в решении проблем также стала бы полная газификация региона, о которой так много говорят в Департаменте экологии ВКО. Как отмечает Данияр Алиев, Восточный Казахстан единственная область, не имеющая центрального газоснабжения.

Однако пока непонятно, каким образом эта идея будет воплощена. Большие надежды возлагались на газопровод, который Россия планирует проложить через Новосибирск в Китай.
- Мы предлагаем его протянуть через нашу территорию, чтобы газифицировать Восточно-Казахстанскую область, - еще недавно рассуждал эколог.
Однако для РФ этот проект оказался нерентабельным. Газопровод "Союз Восток" из России в Китай пройдет через территорию Монголии. Казахстан остался "за бортом". Впрочем, российский газ может прийти в Восточно-Казахстанскую и Павлодарскую области Казахстана вне этого проекта. В конце қараша 2020 года компании "Газпром" и "КазТрансГаз" договорились обсудить возможность строительства газопровода из российского Барнаула в наши Семей и Усть-Каменогорск с отводом в сторону Павлодарской области. Планируемый годовой объем поставок - 2,3 миллиарда кубометров газа.

К слову, депутат областного маслихата Олег Чернышов рекомендовал смотреть на газификацию ВКО с другой стороны, считая, что это "неисполнимый миф" по разным причинам, и призвал поднять вопрос о строительстве атомной электростанции в Курчатове.

Что касается перехода пассажирского и служебного транспорта на газ или замены его на электротранспорт, чтобы сократить количество выбросов (а их в суммарном объеме на более, чем 100 тысяч единиц, получается порядка 46 тысяч тонн в год), то в Дорожной карте, завизированной также главой региона Даниалом Ахметовым, стоит в планах переоборудование 200 единиц автобусов и спецавтомобилей. Хотя мы ждали-ждали, когда в город завезут новые автобусы, но даже этого не дождались. Поживем - увидим, насколько это реально осуществить в наших условиях.

Сдавайте…

Вообще Дорожная карта 2020-2024 содержит в себе довольно много необходимых пунктов, реализация которых хотя бы процентов на 40% уже улучшила бы нашу экологию и дала бы возможность дышать спокойнее.

Взять хотя бы Концепцию по переходу РК к "зеленой" экономике, разработку и реализацию проектов которой также прописали в ДК: строительство малых ГЭС на реках ВКО, строительство ветряных установок для получения электроэнергии и применение солнечных батарей отечественного производства (вот сейчас взять бы да и вспомнить фактически брошенное на произвол судьбы предприятие Solar Silicon по их сборке, но продолжим эту тему в следующих номерах) для преобразования энергии в электрическую. Чем не панацея от многих наших бед? Однако все эти планы настолько трудозатратные и дорогостоящие, что, вполне вероятно, просто опять останутся на бумаге. Для осуществления подобных проектов четыре года - не срок: обсуждение проекта, проработка и подготовка технико-экономического обоснования, составление проектно-сметной документации, изыскание необходимого бюджета. Вот и не зря в Дорожной карте эти проекты отмечены просто как "научно-исследовательские работы по улучшению качества окружающей среды". А ведь будущее так близко, что за него уже ухватиться можно. А нет, опять ускользнуло…

Напоследок действительно бы хотелось, чтобы за каждым конкретным предложением, озвученном в Дорожной карте по комплексному решению экологических проблем Восточно-Казахстанской области на 2020-2024 гг., был закреплен ответственный человек, который отчитывался бы только по своему вопросу, но зато отрабатывал его на все 100%. Такая работа бы показала, кто на что годен, а кому пора сменить место службы.
Следующая →