Как особенным студентам в Усть-Каменогорске помогают получить профессию
"Я хочу трудиться, обеспечивать себя и быть, как все", - эту фразу я часто слышу от особенных учеников, которые уже в школе знают, кем хотят стать
Еще недавно, увы, не каждый из них мог получить профессию. Сегодня эта возможность есть, передает корреспондент Устинка LIVE.
Усть-Каменогорский колледж сферы обслуживания. Именно здесь 8 лет назад впервые в ВКО появилась "особенная" группа студентов, которые спустя три года не только получили профессию и стали частью большой семьи, но и смогли успешно реализовать себя в жизни. Сейчас в колледже учатся наравне со всеми 40 студентов с особыми образовательными потребностями. Их диагнозы не стали препятствием в достижении цели.
Инклюзия на деле
Батырхан Мухтарович делится, что с педагогами были поражены особенными студентами: активные, доброжелательные, ответственные, они не пропускали ни одного занятия, с жадностью впитывая новые знания. И принимали участие в жизни колледжа. Достаточно взрослые: 17, 18 лет, 22 года, самому старшему - 27. Получив свидетельство об окончании 9 классов, они сидели дома! Представляете, сколько это лет?
После этого успешного опыта педколлектив принял решение продолжать внедрять инклюзивное обучение, но пойти дальше - обучать особых студентов не отдельно в группе, а вместе со всеми. Им удалось. Сейчас в каждой группе, кроме обучающихся по специальности "Токарное дело", есть студенты с нарушениями слуха, ДЦП и другими диагнозами. Все они осваивают профессию. Из 300 студентов колледжа 40 - особенные (из них 27 с нарушением слуха).
Несмотря на все страхи и комплексы, дети смогли адаптироваться и учиться наравне со всеми, а еще научили других сопереживать, поддерживать, брать
ответственность.
Отметим, студенты получают профессию бесплатно, более того, им выплачивают стипендию 21700 тенге. В колледже работают по двум программам, финансируемым из местного бюджета и республиканского - Программа продуктивной занятости "Енбек". Иногородним студентам предоставляют общежитие, для особых ребят - бесплатно.
Батырхан Мухтарович делится, что необходимую мебель для колледжа изготавливают студенты, обучающиеся по специальности "Мебельное производство". Согласитесь, это очень здорово!
Чтобы работать с особыми ребятами, безусловно, нужно обучить педагогический коллектив.
Желание жить
Завуч по воспитательной работе Светлана Рахман уверена, что особые дети должны обучаться наравне с обычными, чтобы дать им возможность почувствовать себя здоровыми, нужными.
P.S. А как ребята участвуют в конкурсе профессионального мастерства, трудятся на предприятиях - в наших новых материалах.
Блиц-опрос
?Батырхан Мухтарович, почему Вам нравится работать с особыми студентами?
г. Усть-Каменогорск, пр. Абая, 10/1.
Телефоны: 701-934 (приемная комиссия), 22-11-44 (директор).
Страница в Instаgram @ukso_vko.
Следующая →
Усть-Каменогорский колледж сферы обслуживания. Именно здесь 8 лет назад впервые в ВКО появилась "особенная" группа студентов, которые спустя три года не только получили профессию и стали частью большой семьи, но и смогли успешно реализовать себя в жизни. Сейчас в колледже учатся наравне со всеми 40 студентов с особыми образовательными потребностями. Их диагнозы не стали препятствием в достижении цели.
Инклюзия на деле
- До 2012 года в системе технического профессионального образования детей с ограниченными возможностями не было, их не обучали вообще. Мы рискнули и решили обучать особых студентов... Было очень трудно сделать набор, давали объявления, приглашали родителей в колледж, убеждали их в том, как важно получить профессию. Родители боялись, дети тоже. Им было страшно идти в общество, - рассказывает директор УК КСО Батырхан Кусманов. - Но у нас получилось открыть эту группу при поддержке областного акимата, управления образования. Это был пилотный проект по специальности "Оператор ЭВМ". 18 ребят с нарушением слуха, ДЦП и другими диагнозами стали учиться в нашем колледже, через три года выпустили 15. Это хороший результат.
Батырхан Мухтарович делится, что с педагогами были поражены особенными студентами: активные, доброжелательные, ответственные, они не пропускали ни одного занятия, с жадностью впитывая новые знания. И принимали участие в жизни колледжа. Достаточно взрослые: 17, 18 лет, 22 года, самому старшему - 27. Получив свидетельство об окончании 9 классов, они сидели дома! Представляете, сколько это лет?
- Этот первый выпуск - особый, горжусь им. Когда на концерте девочки "пели" жестовые песни, все плакали, - вспоминает директор колледжа. - Ребята выступали на паралимпийских соревнованиях за сборную области, страны, четверо из них поступили в Алматинскую академию спорта.Родители были довольны успехами своих детей, поддерживали, учились вместе с ними.
После этого успешного опыта педколлектив принял решение продолжать внедрять инклюзивное обучение, но пойти дальше - обучать особых студентов не отдельно в группе, а вместе со всеми. Им удалось. Сейчас в каждой группе, кроме обучающихся по специальности "Токарное дело", есть студенты с нарушениями слуха, ДЦП и другими диагнозами. Все они осваивают профессию. Из 300 студентов колледжа 40 - особенные (из них 27 с нарушением слуха).
Несмотря на все страхи и комплексы, дети смогли адаптироваться и учиться наравне со всеми, а еще научили других сопереживать, поддерживать, брать
ответственность.
- К примеру, у нас училась девочка с ДЦП, ее привозили в колледж на коляске, передвигалась с трудом, - делится Батырхан Мухтарович. - Дежурный встречал ее, помогал дойти до кабинета. Никто не проходил мимо, если нужна была помощь!Равные возможности
Отметим, студенты получают профессию бесплатно, более того, им выплачивают стипендию 21700 тенге. В колледже работают по двум программам, финансируемым из местного бюджета и республиканского - Программа продуктивной занятости "Енбек". Иногородним студентам предоставляют общежитие, для особых ребят - бесплатно.
- У нас отличная материальная база, - продолжает директор. - Шесть учебных мастерских и четыре лаборатории, где есть новейшее оборудование.Все необходимые материалы для обучения (например, ламинат, фурнитуру, инструмент, ткань, нитки и прочее) приобретают за счет государства. Главное, чтобы у ребят было желание, все остальные условия созданы.
Батырхан Мухтарович делится, что необходимую мебель для колледжа изготавливают студенты, обучающиеся по специальности "Мебельное производство". Согласитесь, это очень здорово!
Чтобы работать с особыми ребятами, безусловно, нужно обучить педагогический коллектив.
- Каждый педагог нашего колледжа проходит обучающий курс по инклюзивному образованию в Институте повышения квалификации, практикуем республиканские курсы, все, что необходимо для поддержки инклюзии, мы делаем, - подчеркивает Батырхан Мухтарович. - На педсоветах регулярно говорим о каждом ребенке, учитываем особенности каждого. Им должно быть комфортно у нас.Только здесь на каждом занятии, помимо педагога-предметника, присутствует сурдопереводчик, который помогает осваивать программу слабослышащим детям. Обычные студенты проявляют интерес к жестовой речи, и многие к 3 курсу начинают ее понимать.
- Мы разрабатываем учебные программы сами, определяем нужное количество часов, сроки обучения, согласовываем с потенциальными работодателями, утверждаем в МОН РК, - говорит директор. - Главное требование - качество подготовки и трудоустройство студентов, сейчас этот показатель 70-80% выпускников.Отметим, что поступить в колледж могут ребята, окончившие 9 классов, в возрасте до 27 лет! Им окажут поддержку, в том числе и психологическую, говорят педагоги. Это чувствуется, когда они рассказывают о своих студентах.
Желание жить
Завуч по воспитательной работе Светлана Рахман уверена, что особые дети должны обучаться наравне с обычными, чтобы дать им возможность почувствовать себя здоровыми, нужными.
- Им важно проявить себя во всем, общаться, быть в коллективе. Мы даем им это, - говорит Светлана Геннадьевна. - Если мы идем в музей, то все вместе! Проводим субботник - участвуют все, конечно, учитывая возможности здоровья. Особые ребята участвуют во всех мероприятиях! Мы даем им возможность быть, как все.Большая гордость педагогов - их выпускники, которые стали родными, они всегда на связи даже после выпуска. Приходят в колледж в гости, делятся новостями.
- Наши слабослышащие студенты после выпуска создают семьи! - восторженно говорит завуч. - Детки у них рождаются…О каждом выпускнике Светлана Геннадьевна может говорить бесконечно, она знает о них все!
- Гордитесь ими? - спрашиваю непроизвольно.В колледже рассказывают - студенты поддерживают друг друга в любой ситуации.
- Конечно! - отвечает, не задумываясь. - Очень горжусь! В них столько позитива. Даже когда больно, все равно улыбаются!
- Когда у нас проходят сейсмотренировки и нужно оперативно покинуть помещение, ребята помогают особым студентам, - делится Светлана Рахман. - Могут подхватить и вынести на руках!...Мы уходим из колледжа с невероятным чувством - смесь восторга, потрясения и гордости за наших удивительных людей. С желанием ЖИТЬ!
P.S. А как ребята участвуют в конкурсе профессионального мастерства, трудятся на предприятиях - в наших новых материалах.
Блиц-опрос
?Батырхан Мухтарович, почему Вам нравится работать с особыми студентами?
- Они другие. Открытые, доверчивые, трудолюбивые, сильные. Многому у них можно поучиться…?Делитесь с семьей победами подопечных?
- Обязательно! Я ведь им эти три года, пока у нас учатся, и папа, и мама (смеется - прим. авт.).?Светлана Геннадьевна, чему учитесь у особых ребят?
- Не опускать руки. Верить в то, что, несмотря на любой диагноз, у человека есть шанс полноценно жить.?Что пожелаете родителям особенных детей?
- Самое главное - не бояться, верить в себя, своих детей. Приходите в наш колледж с ребятами, здесь есть возможность учиться на равных. Мы поможем им раскрыться, овладеть профессией. Наши двери всегда открыты!Колледж сферы обслуживания
г. Усть-Каменогорск, пр. Абая, 10/1.
Телефоны: 701-934 (приемная комиссия), 22-11-44 (директор).
Страница в Instаgram @ukso_vko.
Тақырыптар:
Дети с особенностями в развитии Колледж сферы обслуживания Директор УК КСО Батырхан Кусманов Программа продуктивной занятости "Енбек"