Өскемен
ясно
-12°
  • Өскемен
    -12°
  • Алматы
    +1°
  • Астана
    -3°
  • Ақтөбе
    -3°
  • Актау
    +8°
  • Орал
    -2°
  • Қарағанды
    -4°
  • Көкшетау
    -6°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +2°
  • Павлодар
    -11°
  • Петропавловск
    -10°
  • Тараз
    +1°
  • Туркестан
    -3°
  • Шымкент
    +8°
$
498.51
+0.17
522.84
+3.12
¥
68.81
+0.02
4.81
-0.04
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Виктор Скрипниченко
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

К чему приведет гуманизация уголовной системы РК?

Сравнительно недавно, в 90-х годах, наша страна занимала третье место после США и соседней России по индексу "тюремного населения"

Реформы в правоохранительной системе, направленные на поэтапную гуманизацию законодательства, позволили нам выйти из этой тройки "лидеров" и немного приблизиться к общеевропейским стандартам, передает корреспондент Устинка LIVE.

Только за последний десяток лет в республике закрылось, по информации КУИС РК, 12 исправительных учреждений, а приоритет получила профилактика преступлений и пробационный контроль. С начала 2015 года более чем в три раза увеличилось количество освободившихся из мест заключения - ежегодно на свободу выходят от девяти до 11 тысяч человек.

Сторонники гуманизации уголовного законодательства трубят в фанфары о фактическом триумфе, спешим втиснуться в рамки цивилизованного сообщества. Во что нам это все обойдется, покажет время.

Дорогое правосудие

По словам начальника Управления надзора за законностью в учреждениях пенитенциарной системы Генпрокуратуры РК Айбара Илияса, сейчас в стране функционирует 66 учреждений уголовно-исполнительной системы, два из которых на стадии ликвидации. Общее количество сидельцев составляет порядка 25 тысяч заключенных, еще шесть с половиной тысяч содержатся в 16-ти следственных изоляторах, а основная масса в колониях - осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, имеющие две и более судимостей.
- Казахстан поднялся (в международном антирейтинге по численности тюремного населения - прим. авт.) с 35-го до 100-го места из 223 государств с индексом 157 осужденных на 100 тысяч населения, - добавил начальник управления.
Прежде всего стоит понимать, что гуманизация уголовной сферы в Казахстане ориентирована не только на то, чтобы сравняться со всем цивилизованным миром и доказать сообществу, что здесь права людей соблюдаются в полной мере, но и на то, чтобы снизить расходы из бюджета на содержание армии заключенных.

По официальным данным КУИС РК, только на питание для каждого сидельца ежесуточно государство тратит 1050 тенге. Если перемножить на общее примерное количество задержанных, которых подозревают в совершении преступлений, и осужденных, то в сутки страна выделяет только на еду для них 32 с половиной миллиона тенге, в год получается почти 12 миллиардов тенге. Помимо этого, осужденных обеспечивают одеждой по сезону, постельными принадлежностями, предметами личной гигиены, медикаментами. Выходит, что государство выделяет средств на осужденного больше, чем на среднестатистического законопослушного гражданина. В то время, как "пенитенциарная экономика" не окупает даже половины своих расходов. Хотя в распоряжении колоний имеются сельскохозяйственные угодья и производственные цеха.

Да не судимы будете…

Одним из способов сокращения численности спецконтингента решили использовать альтернативные лишению свободы меры воздействия и наказания - ограничение свободы за легкой и средней тяжести преступления, штрафы, исправительные работы. Вот только действительно ли эти меры способны напугать правонарушителя настолько, чтобы он больше не преступал
закон?

Согласно статистике, к общественным работам в Казахстане привлекают не более 5-10% от общего числа осужденных- не все работодатели горят желанием использовать труд ставших на преступную стезю людей. Штрафные санкции - эта мера воздействия рассчитана скорее на семью правонарушителя, которая вынуждена нести дополнительные долговые нагрузки, чтобы помочь оступившемуся родственнику "откупиться", и вряд ли является столь устрашающим фактором. А если учесть, что человек пошел на преступление из-за того, что испытывал финансовые проблемы (а таких немало в судебной практике), так вообще это выглядит довольно нелепо.

Ограничение свободы, которое в последнее время "раздают" сплошь и рядом за довольно серьезные преступления, такие как причинение тяжких телесных повреждений (в основном поножовщина), также вряд ли является тем фактором, который способен сдерживать рост преступности в будущем. Уже сейчас мы видим, что в основе своей люди, преступившие закон, продолжают его нарушать и дальше, рассчитывая, что раз "прокатило" единожды, получится и дважды. Еженедельно в каждом номере на странице "Вне закона" мы публикуем подборку совершенных в Восточном Казахстане преступлений и, чтобы окончательно не портить психику читателя жестокими фактами, тщательно фильтруем, разбавляя "забавными" случаями. Так, в основе своей, помимо краж, грабежей и фактов мошенничества, именно "причинение тяжких телесных" является лидером рейтинга сводки правонарушений - люди рвут и режут друг друга в пьяном угаре, в озлобленном состоянии и просто, услышав обидное слово. И что самое примечательное, многие осужденные по этим делам уже находятся на пробационном контроле и "отгуливали" ограничительный срок за совершение других преступлений!

То есть выводы эти люди не сделали, а просто воспользовались гуманностью уголовно-процессуальной системы, чтобы бесчинствовать дальше. Большинство приговоров по подобным уголовным делам заканчиваются ограничением свободы. Так, за удар ножом в грудь могут дать каких-то три-четыре года ограничения свободы, в то время, когда у человека навсегда отнято здоровье.

Все это похоже на торг, словно на рынке или в магазине. Ведь в первую очередь закон не карает, а мотивирует карой несовершение преступлений! Просто люди почему-то воспринимают это как некий обмен: совершил преступление - заплатил годами жизни в заключении или еще проще: отдал некую сумму, ограничился в передвижении и живи дальше…

Доцент юридических наук, главный научный сотрудник ГУ "Институт законодательства" Саттар Рахметов еще в начале становления эпохи гуманизации (2014 год) говорил о том, что "чрезмерная гуманизация уголовного законодательства приводит к массовому нарушению принципа неотвратимости ответственности и наказания, а от соблюдения этого принципа зависит преступность в целом: чем больше этот принцип соблюдается, тем ниже уровень преступности".
- Поэтому к гуманизации уголовного законодательства в пользу лиц, совершивших преступление, нужно относиться с осторожностью, думамыр и о том, как это отразится на преступности, от которой сильно страдает наше общество, - рассуждал Саттар Рахметов. - В частности, в 2012 и в 2013 годах заметно выросла преступность. Здесь уместен вопрос: не повлияла ли на такое усложнение криминогенной обстановки в нашей стране массовое смягчение ответственности и наказания в 2011 году? В заключение следует отметить, что, занимамырсь гуманизацией уголовного законодательства, нельзя забывать, что это может быть расценено как негуманный акт по отношению к жертвам многочисленных преступлений.
По делам твоим…

За века существования человечество перепробовало все возможные виды уголовной репрессии, но так и не придумало ничего более эффективного для защиты общества от преступников, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, чем их изоляцию. Однако лишение свободы само по себе еще никого не исправило, а в большинстве случаев тюрьма служит школой повышения "уголовной квалификации" и калечит психику людей. Вот так бүгін грань, которая олицетворяет запятую во фразе "казнить нельзя помиловать", тонка как никогда. Вроде и кары преступник заслуживает, а вроде как и хуже сделать можно.

Пока же чиновники занимаются адаптацией осужденных, но эта работа не дает успешных результатов в первую очередь из-за несовершенства законодательных норм. К примеру, порядка 80% бывших заключенных в Казахстане не могут трудоустроиться на нормальное место работы, потому что работодатели требуют справку об отсутствии судимости. А потом спрашиваем, чего краж так много? Подумать есть о чем.

Касательно профилактики преступлений (суть работы местных органов власти и полиции с населением), то уже сейчас можно наблюдать отличные результаты… на бумаге. Все понимают, что баснословные суммы, которые выделяются по государственному заказу на проведение тематических круглых столов и разного рода "занимательных" мероприятий, проводимых среди подрастающего поколения (в основном студентов ввиду невозможности отказаться участвовать в подобного рода "шоу") для продвижения курса "нулевой терпимости" к правонарушениям, в основе своей являются лишь инструментом для освоения финансовых потоков и не несут благотворного влияния.

Безусловно, гуманизация уголовной сферы - мера не просто вынужденная, а необходимамыр. Сторонников создания аналога ГУЛАГа в современном Казахстане точно нет, особенно в журналистской среде. Однако, столкнувшись с темной стороной бытия не просто в новостных сводках, но погрузившись в ее изучение с головой (специфика работы позволяет), начинаешь осознавать, что наказание непременно должно быть соразмерно тяжести совершенного, не стоит сравнивать кражу сигарет из магазина с пьяной поножовщиной и наказывать людей фактически идентично.

Впрочем, на государственном уровне уже поняли, что с отдельными категориями преступников такой подход не срабатывает и договариваться с ними ну никак нельзя. Пока речь идет об ужесточении законодательства в прошлом году на основе результатов пятилетнего мониторинга в отношении насильников, скотокрадов, педофилов, нетрезвых водителей и коррупционеров. Главный приоритет отдан ужесточению ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Дальше - больше. Медленно и поэтапно, путем проб и ошибок Казахстан все-таки идет по пути становления рабочей модели правоохранительной системы.

К слову, на примере двух из наиболее часто применяемых статей Уголовного кодекса РК: "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью" и "Умышленное причинение среднего вреда здоровью" видно, что уровень преступности не особо-то упал за эти несколько лет. Так, в 2017 году правоохранители зарегистрировали по этим статьям 2044 и 3745 случаев соответственно, в 2018 году - 2188 и 3540 случаев, в 2019 году - 2096 и 3115, в 2020 году - 1936 и 2645. Спад предыдущего года можно особо не учитывать, это "заслуга" коронавируса и последующего самозатворничества населения.
Следующая →