"Съедобный" бюджет: во сколько обходится имидж чиновников
После произошедшего недавно конфликта, переросшего в драку между высокопоставленными лицами, возникла идея выяснить, как много средств из бюджета тратят на различные мероприятия
Относительно недавно в Сети широко обсуждался (и до сих пор продолжает) инцидент с дракой, произошедшей в конце желтоқсан 2020 года в одном из ресторанов Усть-Каменогорска, в котором приняли участие предположительно несколько чиновников из областного центра. Комментариев по этому поводу от официальных лиц пока не поступало, однако тема довольно неудобная для управленческого аппарата. Высокий статус государственного служащего, который с таким трудом прививается населению нашей необъятной Родины, в очередной раз подвергся критике. Имел ли место быть этот случай или нет, но Интернет все помнит и никогда не забудет - огласка сделала свое дело.
Мы не будем копаться в истории, которая и без того облетела весь Казнет и вышла далеко за пределы республики (границ в информационном пространстве, как известно, не существует), подождем официальный ответ и уже тогда поразмышляем на тему этики госмужей, нарушающих эпидемиологические и моральные запреты. Однако произошедшее натолкнуло на мысль выяснить, сколько все-таки средств из бюджета тратится на мероприятия (приемы делегаций, банкеты и так далее), о которых народ, финансирующий все это, даже не представляет.
Обед с привилегиями
Мало кто знает, но только на представительские нужды - а это организация питания (как правило, в ресторанах), размещение высокопоставленных (и не очень) гостей в отелях, а также приобретение сувенирной и прочей продукции, обходится областному бюджету в весьма солидную сумму ежегодно.
Только акимат Усть-Каменогорска планирует потратить в этом году на имиджевые встречи своих гостей порядка 40 миллионов тенге. Соответствующие проекты опубликованы на сайте goszakup.gov.kz в разделе "Реестр планов государственных закупок" - 19 договоров о будущих услугах (представительские расходы) и сформированных, но еще не скорректированных ценах, находятся в статусе "Утвержден".
Если отталкиваться от общего объема всех закупок, которые ГУ "Аппарат акима города Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области" планирует осуществить в 2021 году (146196421 тенге), что отображено на том же официальном портале, то выходит - почти треть всех закупок уйдет на обеды, встречи и размещение приезжих делегаций и другие подобные нужды. Планы, конечно, еще не гарантируют обязательного исполнения, а по каждому ценовому пункту возможны изменения в меньшую или большую сторону, но факт остается фактом.
Например, ресторан "Серебро" с 2018 года оказывает "услуги по организации питания на официальных мероприятиях для официальных делегаций" органам управления областью и города (ГУ "Аппарат акима Усть-Каменогорска", КГУ "Управление делами акима ВКО" и КГКП "Центр по развитию культурной деятельности и массового спорта "Самғау" акимата Усть-Каменогорска). В общей сложности юридическое лицо, представляющее развлекательный комплекс, и чиновничий аппарат области за это время заключили договоры на общую сумму закупки более чем на 75 миллионов тенге.
Почему наши чиновники не питаются в менее дорогостоящих заведениях, когда встречают гостей из столицы, в принципе, понятно - первые лица государства не поведешь в абы какое заведение.
Так, например, Управление экономики и бюджетного планирования Западно-Казахстанской области (ЗКО) опубликовало для обсуждения проект нового постановления о правилах использования средств из бюджета на представительские расходы. В новом проекте предлагается расширить перечень представительских услуг и добавить к услугам переводчика, аренде авто и стандартным обедам стоимостью до 6500 тенге для госорганов, финансируемых из областного бюджета, и до 4500 тенге для госорганов, финансируемых из районного бюджета, также стоимость обедов и ужинов из расчета 30 тысяч тенге на одного человека в день. Такой обед подразумевается заказывать, если это официальная встреча с участием Президента Республики Казахстан, премьер-министра, его заместителя, председателей палат парламента и государственного секретаря Республики Казахстан.
Но ведь не каждый день к нам приезжают те, чей график регламентируется Государственным Протоколом, есть просто начальники департаментов, главы отделов и просто члены ревизионных комиссий, имеющие так же, как и все госмужи, статус "слуг народа". Тогда куда и на какие нужды направляются столь огромные суммы?
Конечно, представительские расходы - это утвержденная строка в налоговом законодательстве, однако те же акиматы, в отличие от частных компаний, практикующих большие банкеты в элитных заведениях, отнюдь не являются субъектами предпринимательства, могущими себе позволить роскошную жизнь. Денег-то сами по себе они не приносят. Конечно, критики бояться - в ресторан не ходить, но все же…
То же касается и размещения делегаций в дорогих отелях Усть-Каменогорска. Об этом говорят несколько десятков действующих и исполненных договоров между государственными органами, среди которых акиматы ВКО и областного центра, и отелем "Дедеман" на сумму порядка 40 миллионов тенге. Конечно, сервис тут на высоте, ну а если скромнее быть немного?
В целом общий объем закупок областной администрации, планируемый на 2021 год, составляет порядка 1196661466 тенге. Сюда входят затраты на КГУ "Управление делами акима ВКО" - 496364199 тенге, ГУ "Аппарат акима ВКО" - 269231179 тенге, содержание Дома дружбы - Центра общественного согласия - 39578000 тенге и КГКП "Авиационное подразделение ВКО", которое отвечает за перелеты главы региона по области - 391488088 тенге.
Сколько из бюджета области потратят на пресловутые "представительские расходы", пока не совсем ясно.
Не хлебом единым
Если прогуляться вдоль набережной имени Славского в Усть-Каменогорске, то по пути размещения всех действительно хороших, но дорогих ресторанов обязательно встретишь несколько припаркованных возле них автомобилей, так или иначе принадлежащих государственным органам и начальствующим в них руководителям. Необязательно, конечно, что все эти люди обедают за счет налогоплательщиков, но, имея вполне себе небольшую зарплату по государственной ставке, как-то странно чиновник смотрится за столом заведения, где средний чек за обед выходит от полутора десятков тысяч тенге.
К примеру, немного покопавшись в Сети, мы изучили рынок вакансий для госслужащих и размер их заработка от осуществляемой деятельности в рамках должностных обязанностей. Для большинства читателей станет откровением то, что чиновники получают далеко не миллионы. Для достоверности приведем несколько актуальных и не очень вакансий, опубликованных на сайтах госучреждений, с реальными примерами заработной платы чиновников-управленцев среднего звена.
Так, в ГУ "Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Катон-Карагайского района ВКО" требуется руководитель отдела с окладом от 142461 и до 192366 тенге. Объявление актуально до 1 наурыз. Риддерскому коммунальному ведомству требовался главный специалист (вакансия уже закрыта) с заработной платой от 95210 до 128834 тенге. В Управление госдоходов по Аягозскому району искали заместителя руководителя(!) и обещали заработную плату в размере от 127418 до 172369 тенге. Департамент экологии объявил о вакансии главного специалиста отдела Государственного экологического контроля по Восточно-Казахстанской области с заработной платой до 146177 тенге. Закроется позиция уже в следующий четверг. В Отдел предпринимательства и сельского хозяйства Уланского района требуется человек на должность руководителя с окладом до 192366 тенге, а в Риддере ищут замакима и обещают зарплату до 203 тысяч тенге.
Вот и напрашивается глубоко резонный вопрос: на что гуляют госслужащие, имеющие хорошие, но недостаточные для крупных ежедневных трат заработки? На ум приходит только два варианта: либо все это включено в представительские расходы и оплачивается за счет налогоплательщиков, либо кто-то имеет источник дополнительного дохода. Ведь бизнесом-то заниматься на госслужбе запрещено…
В тему
Представительские затраты - средства, предусмотренные в местном бюджете на соответствующий финансовый год и используемые для приема иностранных делегаций, проведение заседаний, конференций, совещаний, семинаров, торжественных и официальных мероприятий.
Следующая →
Мы не будем копаться в истории, которая и без того облетела весь Казнет и вышла далеко за пределы республики (границ в информационном пространстве, как известно, не существует), подождем официальный ответ и уже тогда поразмышляем на тему этики госмужей, нарушающих эпидемиологические и моральные запреты. Однако произошедшее натолкнуло на мысль выяснить, сколько все-таки средств из бюджета тратится на мероприятия (приемы делегаций, банкеты и так далее), о которых народ, финансирующий все это, даже не представляет.
Обед с привилегиями
Мало кто знает, но только на представительские нужды - а это организация питания (как правило, в ресторанах), размещение высокопоставленных (и не очень) гостей в отелях, а также приобретение сувенирной и прочей продукции, обходится областному бюджету в весьма солидную сумму ежегодно.
Только акимат Усть-Каменогорска планирует потратить в этом году на имиджевые встречи своих гостей порядка 40 миллионов тенге. Соответствующие проекты опубликованы на сайте goszakup.gov.kz в разделе "Реестр планов государственных закупок" - 19 договоров о будущих услугах (представительские расходы) и сформированных, но еще не скорректированных ценах, находятся в статусе "Утвержден".
Если отталкиваться от общего объема всех закупок, которые ГУ "Аппарат акима города Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области" планирует осуществить в 2021 году (146196421 тенге), что отображено на том же официальном портале, то выходит - почти треть всех закупок уйдет на обеды, встречи и размещение приезжих делегаций и другие подобные нужды. Планы, конечно, еще не гарантируют обязательного исполнения, а по каждому ценовому пункту возможны изменения в меньшую или большую сторону, но факт остается фактом.
Например, ресторан "Серебро" с 2018 года оказывает "услуги по организации питания на официальных мероприятиях для официальных делегаций" органам управления областью и города (ГУ "Аппарат акима Усть-Каменогорска", КГУ "Управление делами акима ВКО" и КГКП "Центр по развитию культурной деятельности и массового спорта "Самғау" акимата Усть-Каменогорска). В общей сложности юридическое лицо, представляющее развлекательный комплекс, и чиновничий аппарат области за это время заключили договоры на общую сумму закупки более чем на 75 миллионов тенге.
Почему наши чиновники не питаются в менее дорогостоящих заведениях, когда встречают гостей из столицы, в принципе, понятно - первые лица государства не поведешь в абы какое заведение.
Так, например, Управление экономики и бюджетного планирования Западно-Казахстанской области (ЗКО) опубликовало для обсуждения проект нового постановления о правилах использования средств из бюджета на представительские расходы. В новом проекте предлагается расширить перечень представительских услуг и добавить к услугам переводчика, аренде авто и стандартным обедам стоимостью до 6500 тенге для госорганов, финансируемых из областного бюджета, и до 4500 тенге для госорганов, финансируемых из районного бюджета, также стоимость обедов и ужинов из расчета 30 тысяч тенге на одного человека в день. Такой обед подразумевается заказывать, если это официальная встреча с участием Президента Республики Казахстан, премьер-министра, его заместителя, председателей палат парламента и государственного секретаря Республики Казахстан.
Но ведь не каждый день к нам приезжают те, чей график регламентируется Государственным Протоколом, есть просто начальники департаментов, главы отделов и просто члены ревизионных комиссий, имеющие так же, как и все госмужи, статус "слуг народа". Тогда куда и на какие нужды направляются столь огромные суммы?
Конечно, представительские расходы - это утвержденная строка в налоговом законодательстве, однако те же акиматы, в отличие от частных компаний, практикующих большие банкеты в элитных заведениях, отнюдь не являются субъектами предпринимательства, могущими себе позволить роскошную жизнь. Денег-то сами по себе они не приносят. Конечно, критики бояться - в ресторан не ходить, но все же…
То же касается и размещения делегаций в дорогих отелях Усть-Каменогорска. Об этом говорят несколько десятков действующих и исполненных договоров между государственными органами, среди которых акиматы ВКО и областного центра, и отелем "Дедеман" на сумму порядка 40 миллионов тенге. Конечно, сервис тут на высоте, ну а если скромнее быть немного?
В целом общий объем закупок областной администрации, планируемый на 2021 год, составляет порядка 1196661466 тенге. Сюда входят затраты на КГУ "Управление делами акима ВКО" - 496364199 тенге, ГУ "Аппарат акима ВКО" - 269231179 тенге, содержание Дома дружбы - Центра общественного согласия - 39578000 тенге и КГКП "Авиационное подразделение ВКО", которое отвечает за перелеты главы региона по области - 391488088 тенге.
Сколько из бюджета области потратят на пресловутые "представительские расходы", пока не совсем ясно.
Не хлебом единым
Если прогуляться вдоль набережной имени Славского в Усть-Каменогорске, то по пути размещения всех действительно хороших, но дорогих ресторанов обязательно встретишь несколько припаркованных возле них автомобилей, так или иначе принадлежащих государственным органам и начальствующим в них руководителям. Необязательно, конечно, что все эти люди обедают за счет налогоплательщиков, но, имея вполне себе небольшую зарплату по государственной ставке, как-то странно чиновник смотрится за столом заведения, где средний чек за обед выходит от полутора десятков тысяч тенге.
К примеру, немного покопавшись в Сети, мы изучили рынок вакансий для госслужащих и размер их заработка от осуществляемой деятельности в рамках должностных обязанностей. Для большинства читателей станет откровением то, что чиновники получают далеко не миллионы. Для достоверности приведем несколько актуальных и не очень вакансий, опубликованных на сайтах госучреждений, с реальными примерами заработной платы чиновников-управленцев среднего звена.
Так, в ГУ "Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Катон-Карагайского района ВКО" требуется руководитель отдела с окладом от 142461 и до 192366 тенге. Объявление актуально до 1 наурыз. Риддерскому коммунальному ведомству требовался главный специалист (вакансия уже закрыта) с заработной платой от 95210 до 128834 тенге. В Управление госдоходов по Аягозскому району искали заместителя руководителя(!) и обещали заработную плату в размере от 127418 до 172369 тенге. Департамент экологии объявил о вакансии главного специалиста отдела Государственного экологического контроля по Восточно-Казахстанской области с заработной платой до 146177 тенге. Закроется позиция уже в следующий четверг. В Отдел предпринимательства и сельского хозяйства Уланского района требуется человек на должность руководителя с окладом до 192366 тенге, а в Риддере ищут замакима и обещают зарплату до 203 тысяч тенге.
Вот и напрашивается глубоко резонный вопрос: на что гуляют госслужащие, имеющие хорошие, но недостаточные для крупных ежедневных трат заработки? На ум приходит только два варианта: либо все это включено в представительские расходы и оплачивается за счет налогоплательщиков, либо кто-то имеет источник дополнительного дохода. Ведь бизнесом-то заниматься на госслужбе запрещено…
В тему
Представительские затраты - средства, предусмотренные в местном бюджете на соответствующий финансовый год и используемые для приема иностранных делегаций, проведение заседаний, конференций, совещаний, семинаров, торжественных и официальных мероприятий.
Тақырыптар:
Трата бюджета Акимат Усть-Каменогорска Акимат ВКО Журналистское расследование Ресторан "Серебро"