Өскемен
ясно
-12°
  • Өскемен
    -12°
  • Алматы
    +1°
  • Астана
    -3°
  • Ақтөбе
    -3°
  • Актау
    +8°
  • Орал
    -2°
  • Қарағанды
    -4°
  • Көкшетау
    -6°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +2°
  • Павлодар
    -11°
  • Петропавловск
    -10°
  • Тараз
    +1°
  • Туркестан
    -3°
  • Шымкент
    +8°
$
498.51
+0.17
522.84
+3.12
¥
68.81
+0.02
4.81
-0.04
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Евгения Чех
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

На грани жизни и страха: почему медики боятся летать на "кукурузнике"

Опять февраль, и опять аварийная посадка санитарного рейса АН-2 в ВКО, вновь люди, призвание которых - спасать жизнь, сами оказываются в числе спасенных

Почти год прошел после первой жесткой посадки медсамолета, когда, несмотря на опрокидывание и пожар, уничтоживший спецоборудование на миллионы тенге, буквально чудом все - и медики, и экипаж - остались живы, передает корреспондент Устинка LIVE. Тогда инцидент, как его называют в профильных ведомствах, получил общественный резонанс и широко освещался в СМИ. Трудно скрыть дымящиеся обломки воздушного судна на оживленной трассе практически в черте города.

После, как выяснилось сейчас, было еще три случая неисправности в двигателях АН-2 в воздухе. Их не афишировали… Последней каплей терпения сотрудников службы медицинской авиации стала вынужденная посадка очередного "кукурузника" 8 ақпан 2021 года. "Летающие доктора" стали бояться летать! Да, они знают о рисках, сами выбрали медспециальность повышенной опасности, готовы нести нелегкую службу дальше и с полной отдачей, но требуют обезопасить полеты. Ведь на кону их жизни, спокойствие и уверенность близких в том, что родные и любимые вернутся из очередного рейса "крылатой скорой".

Пугающая регулярность

Только факты… Напомним, 26 ақпан 2020 года воздушное судно АН-2 авиакомпании "Орлан 2000" совершило вынужденную посадку в районе села Прапорщиково. Самолет летел по санитарному заданию Усть-Каменогорск – Аксуат.
- Командир судна принял решение о вынужденной посадке в полутора километрах от аэропорта областного центра, на борту находилось пять человек - трое членов экипажа и двое служебных пассажиров. Жертв нет, - сообщалось тогда в заявлении Комитета по ЧС РК.
По данным КЧС, в 12.50 экипаж доложил о нештатной ситуации. Произошло возгорание двигателя. Пилоту пришлось совершить вынужденную аварийную посадку вне аэродрома, при которой АН-2 опрокинулся и загорелся. Тогда на борту оказались руководитель подразделения авиации ВКО, врач анестезиолог-реаниматолог Рафаиль Халитов и фельдшер Бек Асаубаев. Сказать, что они не пострадали - язык не поворачивается! Ушибы, психологическая травма и материальные потери... Одному из летчиков понадобилась медицинская помощь. Управление по расследованию авиационных происшествий Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК инициировало расследование инцидента. И, по словам Рафаиля Равильевича, оно до сих пор не завершено, компенсаций спустя год не поступало, как и не произведены выплаты за материальный и моральный ущерб.

8 ақпан года текущего… АН-2 выполнял санитарный рейс АКЗ1222 "Усть-Каменогорск - Зайсан". Пилот доложил о неисправности двигателя. При сильном боковом ветре - порывы достигали 20 метров в секунду - летчик совершил настоящий подвиг, посадив самолет на узкую трассу, выбрав наименее интенсивный участок дороги, отходящей от основной в сторону села Алмасай.
- После 10 минут полета двигатель стал терять мощность, - рассказал командир экипажа Виталий Горбенко. - Я принял решение идти на вынужденную посадку. Осмотрелся, увидел дорогу местного значения. Машин не было. Сели в 10.57 без повреждений и жертв!
Как отмечают пассажиры санитарного рейса, АН-2 после остановки двигателя приступил к планированию и удачно сел. Воздушное судно принадлежит ТОО "Навигатор", причем эта авиакомпания зарекомендовала себя как надежная в столичном регионе. И только в небе ВКО с их самолетами начали случаться "неприятности". Бригада медиков в составе врача - реаниматолога-анестезиолога Ермека Бекетаева и фельдшера отделения санавиации ВКО Антона Волкова летела в ЦРБ Зайсана к пациентке с острым нарушением мозговой деятельности. У женщины случился инсульт. В итоге - не долетели!

Эмоции нам не чужды…

Мы побеседовали со всеми сотрудниками "летающей скорой" региона, которые испытали на себе "воздушные инциденты", для каждого из них - это в первую очередь шок. По словам фельдшера Бека Асаубаева, он уже целый год не может справиться с паническими атаками перед полетом на АН-2.
- На вертолете лечу - никакого страха или волнения, - делится ощущениями Бек. - Перед посадкой в "кукурузник" даже трясти начинает, в полете не могу расслабиться и спокойно мыслить. У меня семья, двое маленьких детей - я в ответе за них!
У 34-летнего Антона Волкова - участника нынешней вынужденной посадки - тоже две дочки, младшей всего четыре месяца.
- Реально было страшно, когда раздался громкий хлопок, а потом заглох двигатель самолета, - вспоминает фельдшер. - Оглянулся на своего коллегу, врача Ермека Бекетаева. У него даже мускул на лице не дрогнул. Меня еще поддерживал, улыбался, говорил, что все будет хорошо… Начали планировать, летчики молодцы, действовали четко и профессионально. Внушили мне уверенность в благополучной посадке, успокоился.
Также помогло Антону то, что он с 2008 года работал в бригадах наземной скорой помощи.
- Есть большой опыт, попадали в разные нештатные ситуации, спасали пациентов в пути, - отмечает парень. - Так что концентрироваться и выполнять свой профессиональный долг в любых условиях умею. Волнует больше то, что из-за этой аварии не смогли помочь пациентке, к которой летели. Беспокоит, что как только вылет на АН-2, обязательно что-то с самолетом случается.
"Летающие доктора" рассказывали, что также был факт отказа двигателя в воздухе, но пилотам удалось его повторно завести, в другой раз самолет начало сильно трясти, вернулись обратно, отмечали и другие неполадки, которые официально не регистрировались.
- Для всех нас эта вынужденная посадка стала очередным сильным испытанием, - говорит руководитель подразделения Рафаиль Халитов. - Пугает и их завидная регулярность. Это, без сомнения, стресс для каждого человека, и мы тоже люди. Теряем здоровье, расшатывается нервная система, что может помешать выполнению наших прямых обязанностей по спасению пациента. Мы знаем, на что подписывались, выбрав работу в медавиации, риски есть везде. Вот на трассе погибли наши коллеги со скорой помощи из Урджарского района. Гарантируем, что служба будет работать! Отказов от полетов не последует... Но необходимо минимизировать риски.
Даешь МИ-8!

Мы уже не раз писали о том, что сотрудники медавиации области уже четвертый год просят у своего республиканского ведомства о сотрудничестве с местным Авиапредприятием, на балансе которого имеются несколько вертолетов МИ-8. Еще в 2016 году было дано профессиональное обоснование опасности использования для полетов санавиации самолетов АН-2 в официальном ответе директора КГКП "Авиационное подразделение" ВКО Виктора Губарева на запрос руководителя Республиканского центра санитарной авиации Минздрава РК Нуржана Отарбаева. В документе сообщается, цитируем, "что для полетов санавиации использование в нашем регионе самолета АН-2 в зимнее время крайне затруднено, а самое главное - небезопасно".

Виктор Николаевич Губарев - профессионал более чем с 30-летним летным стажем в ВКО, называет несколько причин. Это и отсутствие запасных аэродромов при ухудшении погодных условий в пункте назначения. Практически всегда возникает обледенение самолета - АН-2 просто не оборудован противообледенительной системой. Также часто и неожиданно возникает туман на аэродроме в самом Усть-Каменогорске.
- Выполнение полетов на воздушном судне с одним двигателем в горной местности на большие расстояния небезопасны, - пишет директор Авиаподразделения. - Для заправки АН-2 используется не авиационный, а автомобильный бензин. Отказ двигателя может произойти в любой момент. Вынужденная благополучная посадка в горах зимой маловероятна. Из-за выпадения большого количества снега, а весной дождей, происходит раскисание грунта, что приводит к непригодности взлетно-посадочных полос в аэропортах назначения.
У летчиков нет возможности ночевки в районных центрах региона в случае ухудшения погодных условий и поздних вылетов, отсутствуют подогревательные средства и якорные стоянки. "Кукурузникам" не хватает светлого времени суток, а полеты по приборам ночью АН-2 запрещены.
- Второй раз нас спасает чудо! - уверен Рафаиль Халитов. - Если бы АН-2 заглох в воздухе в горах или над водой - все! Вряд ли удалось бы посадить самолет… Когда мы сотрудничали с Авиаподразделением, была возможность летать на вертолетах по всей области без исключения и днем, и ночью, невзирая на погодные условия. Причем совершать вылеты сразу в нескольких направлениях. Представляете, насколько это повышало эффективность нашей работы! Помогало своевременно приходить на помощь тяжелым больным, спасать жизни.
И сейчас после очередного инцидента руководство и коллектив "крылатой скорой" вновь направили коллективное письмо в республиканский Центр с просьбой вернуть возможность летать на МИ-8 с местными профессиональными и опытными пилотами, знающими регион как свои пять пальцев.
- Это вернет нам уверенность в собственной безопасности, - подтверждают летающие доктора. - Бесспорно, улучшит работу нашей службы. Нас поддерживают все врачи ВКО!
Пока же сотрудникам медавиации предложено успокоиться, собраться с духом и подождать реакции руководства. Но определенные меры по минимизации рисков уже предприняты.
- Раньше дальность полетов на вертолете у нас составляла 100 километров, потом удалось расширить периметр до 180, - поясняет Рафаиль Равильевич. - В этом году я настоял на 250 километрах - это практически вся область, кроме Зайсана. Есть еженедельные пассажирские авиарейсы туда и в Усть-Каменогорск, будем по максимуму исключать перелеты на АН-2.
Поддержали медавиацию и в Облздраве.
- Еще месяц назад руководство Управления здравоохранения ВКО направило свое письмо в республиканский Центр, - рассказала исполняющая обязанности главного врача Станции скорой помощи ВК региона Гульнар Текеманова. - В Облздраве также заинтересованы в использовании вертолетов МИ-8 для санитарных рейсов. Сейчас после очередного инцидента, я уверена, ситуацию получится изменить…
Как говорится, дай Бог! Мы душой болеем за наших замечательных, отважных и самоотверженных сотрудников подразделения медицинской авиации. Пусть их услышат, поймут и помогут.

P.S. Коллектив подразделения медавиации ВКО выражает благодарность акиму Уланского района. Оперативно на место вынужденной посадки прибыли полицейские и спасательные службы района. Профессионально были распределены автомобильные потоки, организован объезд, оказана помощь в транспортировке самолета и эвакуации людей.
Следующая →