На грани жизни и страха: почему медики боятся летать на "кукурузнике"
Опять февраль, и опять аварийная посадка санитарного рейса АН-2 в ВКО, вновь люди, призвание которых - спасать жизнь, сами оказываются в числе спасенных
Почти год прошел после первой жесткой посадки медсамолета, когда, несмотря на опрокидывание и пожар, уничтоживший спецоборудование на миллионы тенге, буквально чудом все - и медики, и экипаж - остались живы, передает корреспондент Устинка LIVE. Тогда инцидент, как его называют в профильных ведомствах, получил общественный резонанс и широко освещался в СМИ. Трудно скрыть дымящиеся обломки воздушного судна на оживленной трассе практически в черте города.
После, как выяснилось сейчас, было еще три случая неисправности в двигателях АН-2 в воздухе. Их не афишировали… Последней каплей терпения сотрудников службы медицинской авиации стала вынужденная посадка очередного "кукурузника" 8 ақпан 2021 года. "Летающие доктора" стали бояться летать! Да, они знают о рисках, сами выбрали медспециальность повышенной опасности, готовы нести нелегкую службу дальше и с полной отдачей, но требуют обезопасить полеты. Ведь на кону их жизни, спокойствие и уверенность близких в том, что родные и любимые вернутся из очередного рейса "крылатой скорой".
Пугающая регулярность
Только факты… Напомним, 26 ақпан 2020 года воздушное судно АН-2 авиакомпании "Орлан 2000" совершило вынужденную посадку в районе села Прапорщиково. Самолет летел по санитарному заданию Усть-Каменогорск – Аксуат.
8 ақпан года текущего… АН-2 выполнял санитарный рейс АКЗ1222 "Усть-Каменогорск - Зайсан". Пилот доложил о неисправности двигателя. При сильном боковом ветре - порывы достигали 20 метров в секунду - летчик совершил настоящий подвиг, посадив самолет на узкую трассу, выбрав наименее интенсивный участок дороги, отходящей от основной в сторону села Алмасай.
Эмоции нам не чужды…
Мы побеседовали со всеми сотрудниками "летающей скорой" региона, которые испытали на себе "воздушные инциденты", для каждого из них - это в первую очередь шок. По словам фельдшера Бека Асаубаева, он уже целый год не может справиться с паническими атаками перед полетом на АН-2.
Мы уже не раз писали о том, что сотрудники медавиации области уже четвертый год просят у своего республиканского ведомства о сотрудничестве с местным Авиапредприятием, на балансе которого имеются несколько вертолетов МИ-8. Еще в 2016 году было дано профессиональное обоснование опасности использования для полетов санавиации самолетов АН-2 в официальном ответе директора КГКП "Авиационное подразделение" ВКО Виктора Губарева на запрос руководителя Республиканского центра санитарной авиации Минздрава РК Нуржана Отарбаева. В документе сообщается, цитируем, "что для полетов санавиации использование в нашем регионе самолета АН-2 в зимнее время крайне затруднено, а самое главное - небезопасно".
Виктор Николаевич Губарев - профессионал более чем с 30-летним летным стажем в ВКО, называет несколько причин. Это и отсутствие запасных аэродромов при ухудшении погодных условий в пункте назначения. Практически всегда возникает обледенение самолета - АН-2 просто не оборудован противообледенительной системой. Также часто и неожиданно возникает туман на аэродроме в самом Усть-Каменогорске.
P.S. Коллектив подразделения медавиации ВКО выражает благодарность акиму Уланского района. Оперативно на место вынужденной посадки прибыли полицейские и спасательные службы района. Профессионально были распределены автомобильные потоки, организован объезд, оказана помощь в транспортировке самолета и эвакуации людей.
Следующая →
После, как выяснилось сейчас, было еще три случая неисправности в двигателях АН-2 в воздухе. Их не афишировали… Последней каплей терпения сотрудников службы медицинской авиации стала вынужденная посадка очередного "кукурузника" 8 ақпан 2021 года. "Летающие доктора" стали бояться летать! Да, они знают о рисках, сами выбрали медспециальность повышенной опасности, готовы нести нелегкую службу дальше и с полной отдачей, но требуют обезопасить полеты. Ведь на кону их жизни, спокойствие и уверенность близких в том, что родные и любимые вернутся из очередного рейса "крылатой скорой".
Пугающая регулярность
Только факты… Напомним, 26 ақпан 2020 года воздушное судно АН-2 авиакомпании "Орлан 2000" совершило вынужденную посадку в районе села Прапорщиково. Самолет летел по санитарному заданию Усть-Каменогорск – Аксуат.
- Командир судна принял решение о вынужденной посадке в полутора километрах от аэропорта областного центра, на борту находилось пять человек - трое членов экипажа и двое служебных пассажиров. Жертв нет, - сообщалось тогда в заявлении Комитета по ЧС РК.По данным КЧС, в 12.50 экипаж доложил о нештатной ситуации. Произошло возгорание двигателя. Пилоту пришлось совершить вынужденную аварийную посадку вне аэродрома, при которой АН-2 опрокинулся и загорелся. Тогда на борту оказались руководитель подразделения авиации ВКО, врач анестезиолог-реаниматолог Рафаиль Халитов и фельдшер Бек Асаубаев. Сказать, что они не пострадали - язык не поворачивается! Ушибы, психологическая травма и материальные потери... Одному из летчиков понадобилась медицинская помощь. Управление по расследованию авиационных происшествий Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК инициировало расследование инцидента. И, по словам Рафаиля Равильевича, оно до сих пор не завершено, компенсаций спустя год не поступало, как и не произведены выплаты за материальный и моральный ущерб.
8 ақпан года текущего… АН-2 выполнял санитарный рейс АКЗ1222 "Усть-Каменогорск - Зайсан". Пилот доложил о неисправности двигателя. При сильном боковом ветре - порывы достигали 20 метров в секунду - летчик совершил настоящий подвиг, посадив самолет на узкую трассу, выбрав наименее интенсивный участок дороги, отходящей от основной в сторону села Алмасай.
- После 10 минут полета двигатель стал терять мощность, - рассказал командир экипажа Виталий Горбенко. - Я принял решение идти на вынужденную посадку. Осмотрелся, увидел дорогу местного значения. Машин не было. Сели в 10.57 без повреждений и жертв!Как отмечают пассажиры санитарного рейса, АН-2 после остановки двигателя приступил к планированию и удачно сел. Воздушное судно принадлежит ТОО "Навигатор", причем эта авиакомпания зарекомендовала себя как надежная в столичном регионе. И только в небе ВКО с их самолетами начали случаться "неприятности". Бригада медиков в составе врача - реаниматолога-анестезиолога Ермека Бекетаева и фельдшера отделения санавиации ВКО Антона Волкова летела в ЦРБ Зайсана к пациентке с острым нарушением мозговой деятельности. У женщины случился инсульт. В итоге - не долетели!
Эмоции нам не чужды…
Мы побеседовали со всеми сотрудниками "летающей скорой" региона, которые испытали на себе "воздушные инциденты", для каждого из них - это в первую очередь шок. По словам фельдшера Бека Асаубаева, он уже целый год не может справиться с паническими атаками перед полетом на АН-2.
- На вертолете лечу - никакого страха или волнения, - делится ощущениями Бек. - Перед посадкой в "кукурузник" даже трясти начинает, в полете не могу расслабиться и спокойно мыслить. У меня семья, двое маленьких детей - я в ответе за них!У 34-летнего Антона Волкова - участника нынешней вынужденной посадки - тоже две дочки, младшей всего четыре месяца.
- Реально было страшно, когда раздался громкий хлопок, а потом заглох двигатель самолета, - вспоминает фельдшер. - Оглянулся на своего коллегу, врача Ермека Бекетаева. У него даже мускул на лице не дрогнул. Меня еще поддерживал, улыбался, говорил, что все будет хорошо… Начали планировать, летчики молодцы, действовали четко и профессионально. Внушили мне уверенность в благополучной посадке, успокоился.Также помогло Антону то, что он с 2008 года работал в бригадах наземной скорой помощи.
- Есть большой опыт, попадали в разные нештатные ситуации, спасали пациентов в пути, - отмечает парень. - Так что концентрироваться и выполнять свой профессиональный долг в любых условиях умею. Волнует больше то, что из-за этой аварии не смогли помочь пациентке, к которой летели. Беспокоит, что как только вылет на АН-2, обязательно что-то с самолетом случается."Летающие доктора" рассказывали, что также был факт отказа двигателя в воздухе, но пилотам удалось его повторно завести, в другой раз самолет начало сильно трясти, вернулись обратно, отмечали и другие неполадки, которые официально не регистрировались.
- Для всех нас эта вынужденная посадка стала очередным сильным испытанием, - говорит руководитель подразделения Рафаиль Халитов. - Пугает и их завидная регулярность. Это, без сомнения, стресс для каждого человека, и мы тоже люди. Теряем здоровье, расшатывается нервная система, что может помешать выполнению наших прямых обязанностей по спасению пациента. Мы знаем, на что подписывались, выбрав работу в медавиации, риски есть везде. Вот на трассе погибли наши коллеги со скорой помощи из Урджарского района. Гарантируем, что служба будет работать! Отказов от полетов не последует... Но необходимо минимизировать риски.Даешь МИ-8!
Мы уже не раз писали о том, что сотрудники медавиации области уже четвертый год просят у своего республиканского ведомства о сотрудничестве с местным Авиапредприятием, на балансе которого имеются несколько вертолетов МИ-8. Еще в 2016 году было дано профессиональное обоснование опасности использования для полетов санавиации самолетов АН-2 в официальном ответе директора КГКП "Авиационное подразделение" ВКО Виктора Губарева на запрос руководителя Республиканского центра санитарной авиации Минздрава РК Нуржана Отарбаева. В документе сообщается, цитируем, "что для полетов санавиации использование в нашем регионе самолета АН-2 в зимнее время крайне затруднено, а самое главное - небезопасно".
Виктор Николаевич Губарев - профессионал более чем с 30-летним летным стажем в ВКО, называет несколько причин. Это и отсутствие запасных аэродромов при ухудшении погодных условий в пункте назначения. Практически всегда возникает обледенение самолета - АН-2 просто не оборудован противообледенительной системой. Также часто и неожиданно возникает туман на аэродроме в самом Усть-Каменогорске.
- Выполнение полетов на воздушном судне с одним двигателем в горной местности на большие расстояния небезопасны, - пишет директор Авиаподразделения. - Для заправки АН-2 используется не авиационный, а автомобильный бензин. Отказ двигателя может произойти в любой момент. Вынужденная благополучная посадка в горах зимой маловероятна. Из-за выпадения большого количества снега, а весной дождей, происходит раскисание грунта, что приводит к непригодности взлетно-посадочных полос в аэропортах назначения.У летчиков нет возможности ночевки в районных центрах региона в случае ухудшения погодных условий и поздних вылетов, отсутствуют подогревательные средства и якорные стоянки. "Кукурузникам" не хватает светлого времени суток, а полеты по приборам ночью АН-2 запрещены.
- Второй раз нас спасает чудо! - уверен Рафаиль Халитов. - Если бы АН-2 заглох в воздухе в горах или над водой - все! Вряд ли удалось бы посадить самолет… Когда мы сотрудничали с Авиаподразделением, была возможность летать на вертолетах по всей области без исключения и днем, и ночью, невзирая на погодные условия. Причем совершать вылеты сразу в нескольких направлениях. Представляете, насколько это повышало эффективность нашей работы! Помогало своевременно приходить на помощь тяжелым больным, спасать жизни.И сейчас после очередного инцидента руководство и коллектив "крылатой скорой" вновь направили коллективное письмо в республиканский Центр с просьбой вернуть возможность летать на МИ-8 с местными профессиональными и опытными пилотами, знающими регион как свои пять пальцев.
- Это вернет нам уверенность в собственной безопасности, - подтверждают летающие доктора. - Бесспорно, улучшит работу нашей службы. Нас поддерживают все врачи ВКО!Пока же сотрудникам медавиации предложено успокоиться, собраться с духом и подождать реакции руководства. Но определенные меры по минимизации рисков уже предприняты.
- Раньше дальность полетов на вертолете у нас составляла 100 километров, потом удалось расширить периметр до 180, - поясняет Рафаиль Равильевич. - В этом году я настоял на 250 километрах - это практически вся область, кроме Зайсана. Есть еженедельные пассажирские авиарейсы туда и в Усть-Каменогорск, будем по максимуму исключать перелеты на АН-2.Поддержали медавиацию и в Облздраве.
- Еще месяц назад руководство Управления здравоохранения ВКО направило свое письмо в республиканский Центр, - рассказала исполняющая обязанности главного врача Станции скорой помощи ВК региона Гульнар Текеманова. - В Облздраве также заинтересованы в использовании вертолетов МИ-8 для санитарных рейсов. Сейчас после очередного инцидента, я уверена, ситуацию получится изменить…Как говорится, дай Бог! Мы душой болеем за наших замечательных, отважных и самоотверженных сотрудников подразделения медицинской авиации. Пусть их услышат, поймут и помогут.
P.S. Коллектив подразделения медавиации ВКО выражает благодарность акиму Уланского района. Оперативно на место вынужденной посадки прибыли полицейские и спасательные службы района. Профессионально были распределены автомобильные потоки, организован объезд, оказана помощь в транспортировке самолета и эвакуации людей.
Тақырыптар:
КГКП "Авиационное подразделение" ВКО Виктор Губарев Самолет АН-2 Рафаиль Халитов Бек Асаубаев Виталий Горбенко Санитарная авиация