Чем туристов привлекает село Поперечное
В мире есть такие места, где забываешь обо всем на свете, где царит самобытная уютная, неторопливая атмосфера, сельский быт, а природа такая, что не описать словами
Живут там простые люди с широкой душой, которые счастливы и свободны, передает корреспондент Устинка LIVE. Такие места раньше называли Беловодьем.
Покорение тайги
Крестьяне-староверы были первыми поселенцами в таежных уголках Западного Алтая. Они не приняли церковных реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, что вызвало в XVII веке раскол в Русской православной церкви. Как следствие этого - на староверов начались гонения, они были вынуждены скрываться в глубинах сибирской тайги.
Кержаки были работящим людом - они быстро освоились в безлюдных таежных лесах, образовывая заимки и поселья, которые со временем разрастались в села. Жизнь в этих местах текла своим чередом. Людей здесь не забирали в рекруты, они не платили налоги. Проживая в глуши, они больше чем на столетие законсервировали свои устои и культуру. К моменту основания Риддерского рудника (1786 г.) вокруг него было больше двух десятков староверческих деревень. Так было до самого прихода Советской власти, когда начали появляться колхозы, строились школы, глобализация достигла этих мест. Люди стали реже соблюдать устои предков, начали забывать древнерусские обычаи, все больше кержаков социализировалось, многие стали уезжать в города. Истинных старообрядцев, помнящих устои предков, в этих краях уже не найти. Некоторые из этих поселений и сел, где живут потомки старообрядцев, существуют и поныне. Одним из таких сел, до сих пор сохранившихся, является Поперечное.
Все для фронта
Непростым периодом в истории села стала гражданская война. Тогда село было захвачено царскими солдатами Колчака, но их режим продержался недолго. При уходе из села они были разбиты местным партизанским отрядом Ермолая Абакумова. Кто здесь прав, кто виноват - вопрос спорный. Но очевидно одно: это была большая беда. Когда брат убивал брата, по разную сторону фронтов оказались сыновья и отцы.
В 1930-х годах здесь был организован колхоз "Животновод", а также детский дом, куда привозили детей-сирот из других регионов.
Также сложным временем стали годы Великой Отечественной войны. На войну отправился каждый третий житель села, 78 человек не вернулись назад. Большая часть производимых тружениками хозяйства продуктов уходила на нужды фронта.
В послевоенное время был подъем Поперечного - приезжала городская молодежь, которая помогала поднимать село, ведь после ВОВ в селе мужчин было немного. Взамен старых деревянных домов строились новые кирпичные, а в 1956 году запущена в эксплуатацию молочно-товарная ферма - отделение совхоза "Лениногорский".
Забытое село?
Со слов сельчан, в советское время численность населения села была более тысячи человек с учетом детей-сирот. Но после распада СССР прекратил свое существование совхоз "Лениногорский", многие стали уезжать.
Несколько лет назад был построен централизованный водопровод. До этого сельчанам приходилось за водой ходить с коромыслом на речку. Также в селе имеется Черно-Убинское лесничество, относящееся к Риддерскому лесхозу. Официальной работы в селе немного, большинство живут натуральным хозяйством, разводя скот и занимамырсь огородничеством. Особенно хороша здесь картошка. Несмотря на то что многие уезжают, они периодически возвращаются в Поперечное - душа зовет. Это место осталось в сердцах родившихся здесь, оно вдохновляет и придает силы.
А еще Поперечное известно как край поэтов и писателей. Здесь родились и выросли писатели и краеведы - Юрий Антропов, Геннадий Богдаев, Климент Первушин, Анна Серова, которые внесли вклад в культурное наследие не только села, но и региона. Большая часть из них была принята в члены Союза писателей России.
Самобытность в моде
Главная ценность этого места - окружающая природа. Поперечное и близлежащие окрестности изобилуют водными артериями. Здесь протекают такие речки, как Белая Уба, Мягонькая, Чесноковка, Быструха, Поперечная, Тихая, Разливанка. Все реки горные, чистые, нетронутые человеком.
Богатая история, живая природа и сельский быт в последние годы все больше привлекают людей и путешественников в этот таежный уголок. Многие едут в Поперечное, чтобы отдохнуть от городской суеты, отдалиться от цивилизации и окунуться в сельскую жизнь, насладиться видами гор и вдохнуть запах лесов. В селе имеется несколько гостевых домов, в которых готовы принять гостей хлебом и солью, теплом русской печи и деревенской бани, а также провести экскурсии по селу и окрестностям. Некоторые здесь останавливаются, чтобы переночевать, а наутро отправляются в поход в горы на знаменитое Подбелковое озеро (Радоновое). А кто-то остается на ночь, чтобы на следующий день посетить Западно-Алтайский заповедник, находящийся в 15 км от села. Жители заинтересованы в переезде молодых семей, которые не боятся сельского быта, желающих начать новую жизнь и стать ближе к природе.
Ежегодно летом в Поперечном проводится фольклорно-этнографический фестиваль "Убинские распевы", на который съезжаются мастера-ремесленники народного промысла, культурные и творческие коллективы. Немалый интерес для приезжающих вызывает культурное наследие старообрядцев. Кому-то интересен сельский туризм, для кого-то важен активный, культурный или экологический. Туризм оживляет Поперечное, каждый здесь находит что-то свое, такое родное и близкое душе, вдыхая свежую силу в этот небольшой островок Беловодья.
Интересно
Село Поперечное расположено у подножия Ивановского хребта, в 30 километрах от Риддера. Оно было основано на берегу реки Белая Уба в 1782 году староверами, секисовскими мужиками из рода русских поляков - братьями Федоровыми. Сами кержаки родное село называли Поперешная, и не случайно: долина, в которой основали поселение, лежит поперек большой реки со светлыми водами. Тогда же и реку Белой Убой назвали, Уба "по-староверски" означает - река. Еще одна версия происхождения названия села - словосочетание "поперек речи", подразумевающее противоречия между жителями по религиозным отличиям. Противоречия были особенно сильны в IX веке - в селе проживали бергалы, поморцы, дырочники, беглопоповцы, православные. Несмотря на различия в образе жизни, устоях и взглядах, все жили мирно.
Следующая →
Покорение тайги
Крестьяне-староверы были первыми поселенцами в таежных уголках Западного Алтая. Они не приняли церковных реформ патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, что вызвало в XVII веке раскол в Русской православной церкви. Как следствие этого - на староверов начались гонения, они были вынуждены скрываться в глубинах сибирской тайги.
Кержаки были работящим людом - они быстро освоились в безлюдных таежных лесах, образовывая заимки и поселья, которые со временем разрастались в села. Жизнь в этих местах текла своим чередом. Людей здесь не забирали в рекруты, они не платили налоги. Проживая в глуши, они больше чем на столетие законсервировали свои устои и культуру. К моменту основания Риддерского рудника (1786 г.) вокруг него было больше двух десятков староверческих деревень. Так было до самого прихода Советской власти, когда начали появляться колхозы, строились школы, глобализация достигла этих мест. Люди стали реже соблюдать устои предков, начали забывать древнерусские обычаи, все больше кержаков социализировалось, многие стали уезжать в города. Истинных старообрядцев, помнящих устои предков, в этих краях уже не найти. Некоторые из этих поселений и сел, где живут потомки старообрядцев, существуют и поныне. Одним из таких сел, до сих пор сохранившихся, является Поперечное.
Все для фронта
Непростым периодом в истории села стала гражданская война. Тогда село было захвачено царскими солдатами Колчака, но их режим продержался недолго. При уходе из села они были разбиты местным партизанским отрядом Ермолая Абакумова. Кто здесь прав, кто виноват - вопрос спорный. Но очевидно одно: это была большая беда. Когда брат убивал брата, по разную сторону фронтов оказались сыновья и отцы.
В 1930-х годах здесь был организован колхоз "Животновод", а также детский дом, куда привозили детей-сирот из других регионов.
Также сложным временем стали годы Великой Отечественной войны. На войну отправился каждый третий житель села, 78 человек не вернулись назад. Большая часть производимых тружениками хозяйства продуктов уходила на нужды фронта.
В послевоенное время был подъем Поперечного - приезжала городская молодежь, которая помогала поднимать село, ведь после ВОВ в селе мужчин было немного. Взамен старых деревянных домов строились новые кирпичные, а в 1956 году запущена в эксплуатацию молочно-товарная ферма - отделение совхоза "Лениногорский".
Забытое село?
Со слов сельчан, в советское время численность населения села была более тысячи человек с учетом детей-сирот. Но после распада СССР прекратил свое существование совхоз "Лениногорский", многие стали уезжать.
- По последней переписи в нашем селе проживал 261 человек, а сейчас и того меньше, - рассказал руководитель местного клуба Роман Федоров. - Большинство - потомки кержаков. Молодежь уезжает, немногие остаются, ведь жизнь на селе сама по себе сложная. На дворе уже XXI век, но, находясь в Поперечном, создается впечатление, что время тут давно остановилось. Нет асфальтированных дорог, с перебоями функционирует Интернет. Есть один продуктовый магазин, медицинский пункт и неполная средняя школа. Совсем недавно прошел ремонт клуба, который долгие годы был в аварийном состоянии. Благодаря чему планируем здесь создать сельский музей и дом ремесел. На чердаках, в кладовках наших бабушек и дедушек немало диковинных вещей, связанных со стариной.
Несколько лет назад был построен централизованный водопровод. До этого сельчанам приходилось за водой ходить с коромыслом на речку. Также в селе имеется Черно-Убинское лесничество, относящееся к Риддерскому лесхозу. Официальной работы в селе немного, большинство живут натуральным хозяйством, разводя скот и занимамырсь огородничеством. Особенно хороша здесь картошка. Несмотря на то что многие уезжают, они периодически возвращаются в Поперечное - душа зовет. Это место осталось в сердцах родившихся здесь, оно вдохновляет и придает силы.
А еще Поперечное известно как край поэтов и писателей. Здесь родились и выросли писатели и краеведы - Юрий Антропов, Геннадий Богдаев, Климент Первушин, Анна Серова, которые внесли вклад в культурное наследие не только села, но и региона. Большая часть из них была принята в члены Союза писателей России.
Самобытность в моде
Главная ценность этого места - окружающая природа. Поперечное и близлежащие окрестности изобилуют водными артериями. Здесь протекают такие речки, как Белая Уба, Мягонькая, Чесноковка, Быструха, Поперечная, Тихая, Разливанка. Все реки горные, чистые, нетронутые человеком.
- Со всех сторон село окружено острогрудыми горными кряжами, - поведал сотрудник Западно-Алтайского государственного природного заповедника Дмитрий Матков. - Кругом множество небольших гор и сопок - Гребнюха, Попереченская сопка, Острый мыс, Висючка, Николайчиха. Главная панорама окрестных мест - открывающийся вид на высотные части Ивановского хребта, на самую высокую точку Рудного Алтая - гору Вышеивановский белок (пик Ворошилова 2776 м). Совсем рядом березовые рощи и таежные хвойные леса. В полях растет множество трав и растений, а леса полны грибов и ягод. Животный мир здесь также разнообразен. Окрестности своим домом считают десятки видов птиц, в реках водится рыба, но больше впечатляют млекопитающие. Как-то днем медведица привела в село троих медвежат. Животные прогулялись по центральной улице, а возле школы их атаковали местные собаки. Медвежья семья убежала в лес. Также был случай, когда местные жители обнаружили недалеко от села розового фламинго, который, видимо, отбился от стаи и чуть не замерз. Помимо медведей, близ села обитают лоси, маралы, косули, белки, бурундуки, сеноставки, лисы, кабаны, волки и другие.
Богатая история, живая природа и сельский быт в последние годы все больше привлекают людей и путешественников в этот таежный уголок. Многие едут в Поперечное, чтобы отдохнуть от городской суеты, отдалиться от цивилизации и окунуться в сельскую жизнь, насладиться видами гор и вдохнуть запах лесов. В селе имеется несколько гостевых домов, в которых готовы принять гостей хлебом и солью, теплом русской печи и деревенской бани, а также провести экскурсии по селу и окрестностям. Некоторые здесь останавливаются, чтобы переночевать, а наутро отправляются в поход в горы на знаменитое Подбелковое озеро (Радоновое). А кто-то остается на ночь, чтобы на следующий день посетить Западно-Алтайский заповедник, находящийся в 15 км от села. Жители заинтересованы в переезде молодых семей, которые не боятся сельского быта, желающих начать новую жизнь и стать ближе к природе.
Ежегодно летом в Поперечном проводится фольклорно-этнографический фестиваль "Убинские распевы", на который съезжаются мастера-ремесленники народного промысла, культурные и творческие коллективы. Немалый интерес для приезжающих вызывает культурное наследие старообрядцев. Кому-то интересен сельский туризм, для кого-то важен активный, культурный или экологический. Туризм оживляет Поперечное, каждый здесь находит что-то свое, такое родное и близкое душе, вдыхая свежую силу в этот небольшой островок Беловодья.
Интересно
Село Поперечное расположено у подножия Ивановского хребта, в 30 километрах от Риддера. Оно было основано на берегу реки Белая Уба в 1782 году староверами, секисовскими мужиками из рода русских поляков - братьями Федоровыми. Сами кержаки родное село называли Поперешная, и не случайно: долина, в которой основали поселение, лежит поперек большой реки со светлыми водами. Тогда же и реку Белой Убой назвали, Уба "по-староверски" означает - река. Еще одна версия происхождения названия села - словосочетание "поперек речи", подразумевающее противоречия между жителями по религиозным отличиям. Противоречия были особенно сильны в IX веке - в селе проживали бергалы, поморцы, дырочники, беглопоповцы, православные. Несмотря на различия в образе жизни, устоях и взглядах, все жили мирно.