Өскемен
пасмурно
-4°
  • Өскемен
    -4°
  • Алматы
    +1°
  • Астана
    -7°
  • Ақтөбе
    -3°
  • Актау
    +10°
  • Орал
    +5°
  • Қарағанды
    -8°
  • Көкшетау
    -5°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -8°
  • Петропавловск
    -7°
  • Тараз
    +3°
  • Туркестан
    +5°
  • Шымкент
    +7°
$
498.34
+3.47
519.72
-0.93
¥
68.79
+0.45
4.85
-0.06
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Татьяна Золотарева
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

О работе тех, кто принимают звонки на линии 101

Задумывались ли вы, с чего начинается пожарная служба, кто направляет бригаду, определяет, ехать ли на вызов — все здесь, в Центре оперативного управления

"Диспетчерская служба, чем вам помочь?" - эту фразу в Центре оперативного управления силами и средствами ГУ "СПИАСР ДЧС ВКО" за сутки произносят не одну сотню раз, передает корреспондент Устинка LIVE. Ведь тушение пожара начинается с приема сообщения о возгорании диспетчером.

Мы решили узнать, кто принимает звонки от жителей и как работает важнейшее звено пожарной системы - ЦОУСиС.

Вызов принят, пожарные выехали

В Усть-Каменогорске диспетчерский пункт расположен в здании администрации по улице Протозанова, 97/1. Сообщения о происшествиях поступают сюда круглосуточно. В смену на дежурство выходят три человека. Среди них есть старший диспетчер и два помощника. Все они принимают звонки и направляют на вызов пожарные бригады.

Когда жители набирают на стационарном или мобильном телефоне 101, вызов поступает именно туда. Сотрудники ЦОУСиС принимают сообщение о происшествии и в тот же момент отправляют на место пожарных. При общении с дозвонившимся очевидцем пожара важно узнать адрес возгорания, этажность дома, есть ли пострадавшие, фамилию и телефон. Последние нужны для уточнения информации пожарным службам или после тушения возгорания - дознавателям.

Порой, позвонив, люди теряются, не могут сообщить необходимые сведения. Бывает так, что они и адреса даже не знают - чужой район, таблички на доме нет.

В экстренной ситуации начинаем выяснять: разговариваем, успокаиваем и выводим человека из шокового состояния, - рассказывает старший инженер ЦОУСиС майор гражданской защиты Дмитрий Попов, работающий диспетчером более 10 лет.

Заполняя путевку на выезд к месту вызова, диспетчер принимает решение о выборе пожарной бригады, количестве техники, направляемой на ЧП. На это положено не более одной минуты.

- Есть определенная схема, в соответствии с которой мы работаем. Например, на небольшое возгорание мусора выезжает одна бригада - четыре человека, полыхает огнем дом - две или три группы, - поясняет Дмитрий Николаевич. - Но по количеству звонков от населения можно еще до прибытия пожарных определить, насколько серьезно возгорание, и, не дожидаясь профессиональной оценки с места, отправить дополнительные машины. Вся информация фиксируется в специальной электронной программе, и разговоры записываются.

Для обмена информацией с выехавшими отделениями в пожарных частях установлены радио-станции. Они помогают быстро принимать сообщения от работающих подразделений. Каждая часть имеет свой позывной, боевые машины, а спасатели имеют цифровые "ники".

От руководителя тушения пожара по радиостанции поступают распоряжения. При необходимости диспетчер отправит дополнительно кареты скорой помощи, полиции (если необходимо вскрывать двери и ворота, есть подозрения на поджог или в огне погибли люди), пожарные машины.

Сотрудники пожарной службы выезжают и на дорожно-транспортные происшествия. Но при одном условии - если в аварии пострадали люди. Спасателей могут привлечь для извлечения пострадавших из транспорта, а также для передачи в скорую помощь. Также они помогают людям выбраться из снежных заносов. В этом случае они работают в связке с сотрудниками полиции и коммунальными службами.

Дежурство - лотерея

Количество звонков, поступающих в диспетчерскую, никто не считает, а количество возгораний зависит от сезонности и климатической обстановки в регионе. Сообщений о пожарах много летом, в сухую погоду, а также в межсезонье, когда люди начинают топить печи. Наиболее частая причина возгорания - неосторожное обращение с агрегатом повышенной опасности.

- У нас бывают и тихие дни, когда поступает 10-15 звонков. Это хорошо и для нас, и для пожарных, и для людей в городе, - отмечает и.о. начальника ЦОУСиС майор гражданской защиты Нуржан Каримов. - Больше всего вызовов было за смену по региону - 150. Этот день всем запомнился! За шесть месяцев этого года на канал 101 поступило около 160 тысяч звонков.

Диспетчеры работают сутки через трое, если нет никаких ЧП. Так что пожарная часть - это фактически второй дом. Во время дежурства положены перерывы на завтрак, обед, ужин и три часа сна в ночное время. Если возникла необходимость покинуть пульт связи, диспетчера замещает помощник. Линия 101 не остается без присмотра!

Сотрудники диспетчерской службы до сих пор помнят один случай, произошедший в 2006 году в Бегеневском лесхозе Бескарагайского района.

- Был осенний солнечный день. В лесу появился огонь, из-за сильного ветра пламя распространилось из лесного массива в деревню. Тушили пожар службы ДЧС ВКО, пожаротушения и ВРАОСО МЧС РК, лесники, жители, волонтеры. Сгорело сотни жилых строений, погибли люди, - с ужасом вспоминает старший инженер ЦОУСиС майор гражданской защиты Юлия Ситникова. - Я тогда работала диспетчером, старший смены не смыкал глаз, не отходил от компьютера в течение шести-восьми часов: собирали информацию, докладывали, отправляли бригады. Сложно как эмоционально, так и физически.

Старший диспетчер Екатерина Беспалова пришла в ЦОУСиС после окончания университета с дипломом переводчика 18 лет назад. Тогда в диспетчерскую службу требовались специалисты со знанием английского языка. Екатерина переводила документацию, изучала инструкции к новой технике, привезенной из-за рубежа, работала с иностранными специалистами.

- За мою службу было несколько вызовов, которые до сих пор помню как сейчас. Родители оставили троих детей одних дома, произошло возгорание, и все погибли от угарного газа… В Шемонаихе мальчик катался на санках, и его завалило несколькими тоннами снега. Отправили спасателей с кинологами, но уже было поздно. Специалисты все действия сообщают нам, и когда слышишь трагический итог - страшно, жалко, больно, - делится Екатерина Андреевна. - Помимо того что диспетчер должен правильно отправить бригаду на вызов, нужно держать свои эмоции. Параллельно могут поступать и другие звонки. Каждый несчастный случай проживаем вместе с пожарными.

Обман ценою в жизнь…

По словам диспетчеров, ситуации с вызовами бывают разные. Иногда в подъезде небольшое задымление, когда пожарные приезжают на место, оказывается, что полыхает огнем квартира. Тушат пожар, спасают людей. А бывает наоборот - поступает миллион звонков, но горит всего лишь мусор. Порой пожарным приходится будить уснувших жильцов, которые забыли выключить плиту, доставать собак из колодцев или снимать кошек с деревьев.

- На прошлой неделе произошел интересный случай с животным в Семее. Подростки позвонили на канал 101 и сказали, что на их глазах вешают котенка на верхушку дерева. Спасатели выехали и достали кошку, - рассказывает старший диспетчер Екатерина Беспалова. - В Усть-Каменогорске по проспекту Сатпаева, 20 в 6.00 в подъезд зашел огромный медведь, начал нападать на людей, выламывать двери. Специалистам пришлось произвести отстрел, поскольку животное представляло реальную угрозу.

Среди потока звонков много и ложных, отмечают специалисты. Звонят подростки, которые таким образом хотят пошутить, нечаянно 101 набирают маленькие дети.

- С опытом уже определяешь по голосу, ложный вызов или нет. Выводишь человека на разговор, задаешь дополнительные вопросы. Бывает, звонят люди с неустойчивой психикой и сообщают о пожаре которого нет. Есть звонки от пожилых людей, которые хотят пообщаться. Иногда приходится уделять человеку время, чтобы он раз за разом не названивал и не занимал линию, - говорит майор гражданской защиты Юлия Ситникова.

Иногда в диспетчерскую службу звонят люди, которые пытаются вызвать скорую помощь и ошибаются.

- Работа интересная. Но нужно понимать, что на тебе большая ответственность. Здесь работают люди, которые очень быстро реагируют на сообщения и экстренные ситуации. Поступает звонок, отправляешь машины, взаимодействуешь с другими службами - все, чтобы спасти жизнь людей, - признается Юлия Васильевна. - В любом случае мы реагируем на все звонки.

По словам специалистов, из-за ложных вызовов пожарные могут не успеть к тем, кому действительно нужна помощь.

Диспетчер - это своего рода координатор во время работы на пожаре, некое связующее звено, отвечающее за своевременную и качественную передачу информации.

Сведения, которые необходимо сообщить во время звонка в пожарную охрану:

  1. Точный адрес пожара или возгорания.
  2. Место, где обнаружено возгорание - квартира, частный дом, гараж.
  3. Объект, который горит - мебель, телевизор, автомобиль.
  4. Уточняющая информация - номер подъезда, количество этажей в здании, угроза для жизни людей.
  5. Фамилия и имя звонящего, номер телефона.

До приезда спасателей предпринимайте правильные действия:

  • Если площадь возгорания небольшая, попробуйте потушить пламя самостоятельно. При сильных пожарах постарайтесь покинуть помещение.
  • Не тушите электроприборы водой.
  • При низкой видимости вытягивайте руку вперед, намочите ткань и дышите только через нее.
  • Держитесь пола, покидайте помещение ползком.
  • При возгорании в квартире ни в коем случае не открывайте окна. Попадание кислорода усилит горение.
  • Если вы не можете покинуть квартиру, закройте дверь в комнату, где горит огонь. Для укрытия выбирайте самое дальнее помещение.
  • При возгорании одежды не бегите. Этим вы сделаете хуже. Постарайтесь избавиться от одежды, лягте и катайтесь по полу.

К слову, с 30 қазан 2009 года в Казахстане началась постепенная замена номеров дозвона к экстренным и информационным службам. Пожарная помощь 01 поменялась на номер 101, полиция 02 - на 102, скорая медицинская помощь 03 - на 103, служба спасения в чрезвычайных ситуациях 051 - на 112, а справочная операторов местной телефонной связи 08 на - 118.
Следующая →