Секреты усть-каменогорских топонимов: о происхождении "Согры" и "Аблакетки"
Мы продолжаем путешествие по карте Усть-Каменогорска и разбираемся в этимологии названий его районов и предместий
Если названия районов Гавань, Пристань, Прохладная, к примеру, достаточно прозрачны и требуют не столько этимологических, сколько исторических пояснений, то с топонимами Согра и Аблакетка чуть сложнее, передает корреспондент Устинка LIVE. Веет от них ароматом старины. И неспроста.
К северо-востоку от центра Усть-Каменогорска, вверх по течению Ульбы, вдоль правого ее берега широко растянулся район Согра. Точнее, целых две Согры - Старая и Новая. И хотя названия у них похожие, история и причины возникновения этих населенных пунктов очень различаются. Образно говоря, они даже не двоюродные сестры, а тезки.
Все словари - от В. Даля до Большой советской энциклопедии относят слово "согра" к местным, то есть бытовавшим на какой-то определенной территории. Правда, какой конкретно - мнения расходятся. Упоминаются и Олонецкая, и Вологодская, и Архангельская, и Томская, и Иркутская губернии, и Пермский, и Алтайский края, и даже часть Подмосковья. Откуда и кто занес слово в наши места - не очень ясно. Единственная ясность и единодушие - в его толковании: "согра" - заболоченная, поросшая деревьями и кустарниками кочковатая низина в поймах рек, а также угнетенный лес, росший на этих болотистых землях. Как видите, название наша Согра получила точное. Хотя изначально она носила другое. В 1745 году здесь, ближе к верховьям Ульбы, было основано казачье село Верхнеульбинское в качестве одного из постов Колывано-Кузнецкой сторожевой линии укреплений, и населяли его люди служивые: городовые казаки, а также принятые в линейное казачество башкиры, казахи, мещеряки. Позже добавлялись отставшие от своих отрядов донские и уральские казаки, а также сосланные в сибирскую глухомань за "бунташные дела" крестьяне, каторжане, староверы и разные другие "штрафники". Вот когда-то тогда, в конце XVIII века, видимо, от кого-то из новопоселенцев и прилепилось к месту второе название села.
Между прочим, это сейчас Согра - привычная часть Усть-Каменогорска, а до XIX века она, точнее, место, которое сейчас занимает Старая Согра, не то что к нашему городу, но даже к нашему уезду административно не относилась. Было время, Ульба номинально служила водной границей, все ее правобережье, вместе с Верхнеульбинским и Согрой, входило в Змеиногорский уезд Томской губернии, а левобережье с Усть-Каменогорском - в Семипалатинскую область.
Новая Согра моложе Старой лет на двести. Когда в 50-е годы прошлого столетия на северо-востоке областного центра ВКО началось строительство титано-магниевого комбината, рядом со стройплощадкой появились бараки поселка строителей ТМК. Рос комбинат, и укоренялся на месте новый населенный пункт, получивший название Новая Согра. Но только в 1962 году обе Согры официально вошли в черту города Усть-Каменогорска.
Прихотливый букет ассоциаций вызывает это название: здесь и тягучий, затухающий в вечности отзвук напетого под домбру древнетюркского предания, и всплеск волны за кормой причаливающего буксира, и искрящаяся солнечными бликами водная ширь под высоким, расписанным облаками, небосводом, и эхо торжественных речей и деловых разговоров на фоне грохота машин и механизмов из лет не столь еще отдаленных. Жителю Аблакетки услышится еще amoroso (с итальянского - любовный) зова родного дома пополам с раздражающим crescendo (нарастающий) хора социальных и бытовых проблем. Кому что ближе.
Название месту дала красивая и чистая река, впадающая в Иртыш несколькими десятками километров южнее исторического центра города. А вот название реки древняя легенда толкует так: "Был у казахов когда-то злой и жадный хан Аблай. Понравилась ему протекающая близ его земель речка и настолько, что приказал он перегородить ее, чтобы владеть единолично, не делясь ни с кем. Долго таскали верные нукеры хана тяжелые каменные глыбы и бросали их в глубины вод, но наконец побороли гордую речку. И тогда на построенную плотину взошел торжествующий Аблай и закричал реке: "Видишь, какой я сильный! Теперь ты моя!". Но из последних сил поднатужилась река и прорвала, яростно разметала своими водами запруду. И вместе с мусором и камнями унесла незадачливого хана. "Аблай кетті!" - в ужасе закричали стоявшие на берегу его слуги.
Серьезные ученые считают эту драматическую историю сказкой, народной легендой. Научное объяснение названия реки и, соответственно, места уводит наше внимание в глубь времен, в середину XVII века, когда на землях нынешнего Восточного Казахстана пытались обосноваться западно-монгольские племена - джунгары. По воле джунгарских феодалов в этих краях в качестве военной опоры возводились цепи сторожевых укреплений, а для опоры духовной строились многочисленные храмы и монастыри. Очень уж геополитически удобно лежали эти места на торговых путях из Китая в Московию-Россию и далее в Европу. И вот, в 1664 году, здесь, на берегу горной реки Бешке (нынешняя Аблакетка) джунгарский феодал (тайши) с помощью китайских мастеров заложил буддистский монастырь, получивший название Аблай кит, или Аблаинкит, что в переводе с калмыцкого так и переводится: "монастырь Аблая". Об этом упоминает, в частности, проезжавший в тот год в Китай посол царя Алексея Михайловича Федор Байков. Специалисты говорят об удачном выборе места с военной точки зрения - по тем неспокойным временам монастырь не мог не быть крепостью. И ей-то он и был по виду: господствующая над долиной Бешке, защищенная высокими скалами цитадель размером 126 на 200 саженей, обнесенная стеной из глыб сланца и гранита. Стена толщиной 2,5 и высотой 3,5 метра тянулась по вершинам окружающих гор и имела только одни прочные ворота, украшенные колоннами из жженого кирпича. На протяжении многих лет купцы, путешественники, чиновники по казенной надобности, ученые-географы, этнографы, шнырявшие по торговым путям шпионы разных стран, оказавшись в Прииртышье, обязательно стремились попасть в монастырь Аблаинкит или хотя бы упоминали о нем в своих отчетах и путевых заметках. Так что подробных описаний более чем достаточно. Рассказывают и о прекрасных храмах, украшенных мозаикой и статуями многоруких существ, и о богатейшей библиотеке рукописей, и о золотой статуе Будды в человеческий рост, которую монахи утопили в озере, когда монастырь подвергся осаде хана Галдана. Впрочем, статуя Будды - скорее всего, такой же миф, как и казахский хан Аблай со своей плотиной. Спросить теперь не с кого: монахи убиты жестокими завоевателями. Монастырь после междоусобных войн 1670-1671 годов был разграблен, разрушен и окончательно покинут. И с тех пор более ста лет любопытствующих встречали безмолвные, все более разрушающиеся развалины. А название места сохранилось. Чтобы как-то объяснить непонятное слово Аблаинкит, местные придумали забавную и назидательную легенду про жадного хана, а от них эта версия искаженного названия реки - Аблакетка - прижилась в среде переселенцев из России. И когда в 1940-х годах поблизости было возобновлено строительство Усть-Каменогорской ГЭС, поселку строителей и новому причалу на берегу Ульбы не было нужды подыскивать название. Место уже имело хорошо укоренившееся в головах и документах имя.
Продолжение следует…
Благодарим за помощь в подготовке материала журналиста, сотрудника Восточно-Казахстанского областного этнографического музея Владимира Щеглова.
Следующая →
К северо-востоку от центра Усть-Каменогорска, вверх по течению Ульбы, вдоль правого ее берега широко растянулся район Согра. Точнее, целых две Согры - Старая и Новая. И хотя названия у них похожие, история и причины возникновения этих населенных пунктов очень различаются. Образно говоря, они даже не двоюродные сестры, а тезки.
Согра - угнетенный лес
Все словари - от В. Даля до Большой советской энциклопедии относят слово "согра" к местным, то есть бытовавшим на какой-то определенной территории. Правда, какой конкретно - мнения расходятся. Упоминаются и Олонецкая, и Вологодская, и Архангельская, и Томская, и Иркутская губернии, и Пермский, и Алтайский края, и даже часть Подмосковья. Откуда и кто занес слово в наши места - не очень ясно. Единственная ясность и единодушие - в его толковании: "согра" - заболоченная, поросшая деревьями и кустарниками кочковатая низина в поймах рек, а также угнетенный лес, росший на этих болотистых землях. Как видите, название наша Согра получила точное. Хотя изначально она носила другое. В 1745 году здесь, ближе к верховьям Ульбы, было основано казачье село Верхнеульбинское в качестве одного из постов Колывано-Кузнецкой сторожевой линии укреплений, и населяли его люди служивые: городовые казаки, а также принятые в линейное казачество башкиры, казахи, мещеряки. Позже добавлялись отставшие от своих отрядов донские и уральские казаки, а также сосланные в сибирскую глухомань за "бунташные дела" крестьяне, каторжане, староверы и разные другие "штрафники". Вот когда-то тогда, в конце XVIII века, видимо, от кого-то из новопоселенцев и прилепилось к месту второе название села.
Между прочим, это сейчас Согра - привычная часть Усть-Каменогорска, а до XIX века она, точнее, место, которое сейчас занимает Старая Согра, не то что к нашему городу, но даже к нашему уезду административно не относилась. Было время, Ульба номинально служила водной границей, все ее правобережье, вместе с Верхнеульбинским и Согрой, входило в Змеиногорский уезд Томской губернии, а левобережье с Усть-Каменогорском - в Семипалатинскую область.
Новая Согра моложе Старой лет на двести. Когда в 50-е годы прошлого столетия на северо-востоке областного центра ВКО началось строительство титано-магниевого комбината, рядом со стройплощадкой появились бараки поселка строителей ТМК. Рос комбинат, и укоренялся на месте новый населенный пункт, получивший название Новая Согра. Но только в 1962 году обе Согры официально вошли в черту города Усть-Каменогорска.
Легенда об Аблакетке
Прихотливый букет ассоциаций вызывает это название: здесь и тягучий, затухающий в вечности отзвук напетого под домбру древнетюркского предания, и всплеск волны за кормой причаливающего буксира, и искрящаяся солнечными бликами водная ширь под высоким, расписанным облаками, небосводом, и эхо торжественных речей и деловых разговоров на фоне грохота машин и механизмов из лет не столь еще отдаленных. Жителю Аблакетки услышится еще amoroso (с итальянского - любовный) зова родного дома пополам с раздражающим crescendo (нарастающий) хора социальных и бытовых проблем. Кому что ближе.
Название месту дала красивая и чистая река, впадающая в Иртыш несколькими десятками километров южнее исторического центра города. А вот название реки древняя легенда толкует так: "Был у казахов когда-то злой и жадный хан Аблай. Понравилась ему протекающая близ его земель речка и настолько, что приказал он перегородить ее, чтобы владеть единолично, не делясь ни с кем. Долго таскали верные нукеры хана тяжелые каменные глыбы и бросали их в глубины вод, но наконец побороли гордую речку. И тогда на построенную плотину взошел торжествующий Аблай и закричал реке: "Видишь, какой я сильный! Теперь ты моя!". Но из последних сил поднатужилась река и прорвала, яростно разметала своими водами запруду. И вместе с мусором и камнями унесла незадачливого хана. "Аблай кетті!" - в ужасе закричали стоявшие на берегу его слуги.
Альтернативная история
Серьезные ученые считают эту драматическую историю сказкой, народной легендой. Научное объяснение названия реки и, соответственно, места уводит наше внимание в глубь времен, в середину XVII века, когда на землях нынешнего Восточного Казахстана пытались обосноваться западно-монгольские племена - джунгары. По воле джунгарских феодалов в этих краях в качестве военной опоры возводились цепи сторожевых укреплений, а для опоры духовной строились многочисленные храмы и монастыри. Очень уж геополитически удобно лежали эти места на торговых путях из Китая в Московию-Россию и далее в Европу. И вот, в 1664 году, здесь, на берегу горной реки Бешке (нынешняя Аблакетка) джунгарский феодал (тайши) с помощью китайских мастеров заложил буддистский монастырь, получивший название Аблай кит, или Аблаинкит, что в переводе с калмыцкого так и переводится: "монастырь Аблая". Об этом упоминает, в частности, проезжавший в тот год в Китай посол царя Алексея Михайловича Федор Байков. Специалисты говорят об удачном выборе места с военной точки зрения - по тем неспокойным временам монастырь не мог не быть крепостью. И ей-то он и был по виду: господствующая над долиной Бешке, защищенная высокими скалами цитадель размером 126 на 200 саженей, обнесенная стеной из глыб сланца и гранита. Стена толщиной 2,5 и высотой 3,5 метра тянулась по вершинам окружающих гор и имела только одни прочные ворота, украшенные колоннами из жженого кирпича. На протяжении многих лет купцы, путешественники, чиновники по казенной надобности, ученые-географы, этнографы, шнырявшие по торговым путям шпионы разных стран, оказавшись в Прииртышье, обязательно стремились попасть в монастырь Аблаинкит или хотя бы упоминали о нем в своих отчетах и путевых заметках. Так что подробных описаний более чем достаточно. Рассказывают и о прекрасных храмах, украшенных мозаикой и статуями многоруких существ, и о богатейшей библиотеке рукописей, и о золотой статуе Будды в человеческий рост, которую монахи утопили в озере, когда монастырь подвергся осаде хана Галдана. Впрочем, статуя Будды - скорее всего, такой же миф, как и казахский хан Аблай со своей плотиной. Спросить теперь не с кого: монахи убиты жестокими завоевателями. Монастырь после междоусобных войн 1670-1671 годов был разграблен, разрушен и окончательно покинут. И с тех пор более ста лет любопытствующих встречали безмолвные, все более разрушающиеся развалины. А название места сохранилось. Чтобы как-то объяснить непонятное слово Аблаинкит, местные придумали забавную и назидательную легенду про жадного хана, а от них эта версия искаженного названия реки - Аблакетка - прижилась в среде переселенцев из России. И когда в 1940-х годах поблизости было возобновлено строительство Усть-Каменогорской ГЭС, поселку строителей и новому причалу на берегу Ульбы не было нужды подыскивать название. Место уже имело хорошо укоренившееся в головах и документах имя.
Продолжение следует…
Благодарим за помощь в подготовке материала журналиста, сотрудника Восточно-Казахстанского областного этнографического музея Владимира Щеглова.