Өскемен
малооблачно
-13°
  • Өскемен
    -13°
  • Алматы
    +2°
  • Астана
    -6°
  • Ақтөбе
    -2°
  • Актау
    +8°
  • Орал
    +1°
  • Қарағанды
    -3°
  • Көкшетау
    -9°
  • Қостанай
    -7°
  • Қызылорда
    +2°
  • Павлодар
    -11°
  • Петропавловск
    -9°
  • Тараз
    -3°
  • Туркестан
    +1°
  • Шымкент
    +3°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Алексей Слонов
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

Как охотник за адреналином на железном коне из ВКО трамплины преодолевает

Житель Усть-Таловки хочет построить в Шемонаихинском районе спортивную трассу для мотокросса, по которой сможет прокатиться каждый желающий мотоциклист

КЧемпион Казахстана по мотокроссу среди любителей Сергей Дерикаптан рассказал о том, почему этот вид спорта самый тяжелый в мире, поделился секретом молодости и поведал об адреналиновой зависимости, передает корреспондент Устинка LIVE.

С детства знал, где ручка газа

Сергей стал увлекаться мотоциклами еще со школьной скамьи. Когда он учился в Зыряновске (ныне Алтай) в начале 1980-х годов, друзья позвали его в мотоклуб.

- Во времена СССР были такие государственные организации, как ДОСААФ в каждом городе, - вспоминает собеседник. - Это Добровольное общество Советской Армии, авиации и флота, в котором были разные секции. Сначала тебе давали старенький мотоцикл, который ты восстанавливал, постигая азы ремонта. И если нормально себя проявлял, то выдавали технику покруче. В те времена я не упускал возможности поучаствовать в гонках. На своей первой гонке в 14 лет упал с мотоцикла, получил повреждения. Тогда даже увезли на скорой…

В 1988 году Сергей переехал из Зыряновска в Шемонаихинский район в поселок Усть-Таловка, здесь же он окончил школу. Затем уехал в Санкт-Петербург и поступил в Ленинградский горный университет. В Питере Сергей тоже нашел мотоклуб и активно участвовал в его жизни, стал участником команды Ленинградского карбюраторного завода, объездил Карелию и Прибалтику.

После окончания вуза вернулся на Родину и устроился на фабрику, где и проработал 10 лет в должности мастера участка автоматизации.

Прыжок веры, или русская рулетка


Пока Сергей работал на фабрике, увлечение мотокроссом оставалось на втором плане. Он женился, и вскоре в семье Дерикаптан родился сын, правда, по стопам отца он не пошел, техника ему была неинтересна. А вот супруга, вопреки стереотипам о женской покорности и мягкой натуре, разделяла экстремальные увлечения мужа, поскольку сама занимается скоростными спусками на горных лыжах.

Сергей после 10 лет работы на фабрике решил открыть свое дело, что успешно и совершил, организовав бизнес по установке цифрового телевидения и спутниковых антенн. Живя обычной жизнью, все равно вспоминал тот адреналиновый кайф, который можно испытать только в седле железного коня, в опасной гонке с трамплинами и высокими скоростями.

- Я думал, что мотокросс в Казахстане "заглох" еще в 1992 году, но удивился, когда в 2012-м узнал, что в Семее вовсю гоняют, устраивают соревнования по мотокроссу, - рассказывает спортсмен. - Там и старше меня гонщики есть. Познакомился, стал общаться, приезжать, кататься. Потом выяснилось, что больше всего гонщиков живет в Риддере. И только два года назад получилось вплотную заняться этим спортом.

Тренировочный процесс очень сложный, мотокросс - один из самых тяжелых видов спорта в мире.

- Когда ты на мотоцикле, едешь стоя и прыгаешь на трамплинах, все мышцы работают на пределе. Представьте, 20 минут без перерыва нужно приседать, отжиматься, поднимать тяжести, еще и думать, как соперника обогнать. Там нужны предельная выносливость и концентрация, отвлекся на долю секунды, не долетел 10 сантиметров, все - пропал, убился. Готовясь к гонкам, я занимался кроссфитом, кардиотренировками и еще много чем. В Америке этот вид спорта более развит, там спортсменов как космонавтов готовят.

А еще Сергей - один из немногих за последние годы мотоциклистов-кроссменов в области, способный преодолевать самые опасные трамплины, где прыжки достигают нескольких метров в высоту.

- Самое сложное - это преодолеть психологический барьер, не отпустить газ, когда разгоняешься перед прыжком, - делится Сергей. - Многие на этом прогорают и уходят из мотокросса. Трамплин, который я прыгаю, за последние пять лет из новичков никто не осилил, боятся. Это все равно что в рулетку сыграть, такой дух нужно иметь, разогнаться и прыгнуть, чтобы газ не сбросить.

Но к такому уровню идут годами, а то и всю жизнь.

Чемпионами становятся даже после 40

Помимо классического кросса, спортсмен увлекается разновидностью мотоциклетного туризма, который называется "Эндуро". Суть в том, что группа мотоциклистов преодолевает сложный маршрут по пересеченной местности, например, по бездорожью Рудного Алтая.

- Катаемся по лесам, горам, преодолевая от 50 до 100 километров за заезд. Главная цель - вернуться живым и невредимым, - улыбается Сергей.

К слову, увлечение мотокроссом не из дешевых.

- Нужна мощная машина, иначе просто не выдержать маршрута. В среднем от миллиона тенге и выше стоит байк (у меня японский мотоцикл Honda), плюс защитная экипировка - шлем, штаны, боты, куртка - обойдется около тысячи долларов, - отмечает мотоциклист.

Как рассказал Сергей Дерикаптан, мотокросс в Казахстане спонсируется слабо, поэтому выезжать на сборы, формировать команду, участвовать в соревнованиях приходится полностью за свой счет.

- Обычно мы выезжали в Алматы на пару недель осенью и весной. Сформировалась своя команда из Восточного Казахстана, куда вошли представители Семея, Усть-Каменогорска, Риддера и Шемонаихи. В прошлом году проходил чемпионат Казахстана в 10-ти городах, который состоял из 10 этапов. И я занял первое место по очкам среди любителей, став чемпионом Казахстана в своей категории, - поясняет спортсмен. - Бывало, в один день катался сразу в двух категориях. Команда Восточного Казахстана в 2019 году заняла третье место из 10 команд со всего Казахстана и нескольких команд из России. В 2018 году наша команда из ВКО взяла первое место в Алтайском крае, много призовых мест наши ребята получили в личных зачетах.

По словам Сергея, гонки по мотокроссу делятся на несколько видов в зависимости от объема двигателя мотоцикла, опыта и возраста участников. Так, есть гонки среди новичков, любителей, ветеранов и другие.

Высший пилотаж


Сейчас в планах мужчины построить настоящую трассу для мотокросса в окрестностях Усть-Таловки.

- Где заканчивается карьер, есть подходящий для трассы рельеф. Сейчас веду переговоры с руководством комбината, чтобы разрешили использовать землю. Там есть уже прототипы трамплинов, которые осталось немного подправить, подвезти земли, и все будет готово. Рядом расположена скважина, благодаря которой можно организовать полив трассы. Если это удастся реализовать, у нас в районе будет уникальная трасса для мотокросса, аналогов которой нет в Казахстане, - делится гонщик. - Покататься там сможет любой желающий на любом мотоцикле. В перспективе в районе можно будет проводить соревнования по мотокроссу, а они очень зрелищные.

Сергею 49 лет, но выглядит он намного моложе. Мы поинтересовались, в чем секрет его молодости.

- Это адреналиновая зависимость. Все, кто занимаются экстримом, молодо выглядят. Постоянный всплеск адреналина омолаживает. Бывает, что в силу возраста начинает спина или нога болеть, садишься на мотоцикл, пару кругов, и все как рукой сняло, - отмечает собеседник.

Когда Сергей показывал свои фото в социальных сетях, мы увидели, что ему довелось много где побывать: он поколесил на железном коне и в джунглях Таиланда, и по заснеженным горам Риддера.

Кстати, оказалось, что мотоцикл для мотокросса можно переоборудовать для зимних катаний путем установки гусениц и подниматься на нем в любые горы.


Мотокросс1.jpg

Следующая →