Өскемен
малооблачно
-13°
  • Өскемен
    -13°
  • Алматы
    +2°
  • Астана
    -6°
  • Ақтөбе
    -2°
  • Актау
    +8°
  • Орал
    +1°
  • Қарағанды
    -3°
  • Көкшетау
    -9°
  • Қостанай
    -7°
  • Қызылорда
    +2°
  • Павлодар
    -11°
  • Петропавловск
    -9°
  • Тараз
    -3°
  • Туркестан
    +1°
  • Шымкент
    +3°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Вера Лазарева
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

Алтайская легенда: многоликая Белуха на полотнах Николая Аштемы

Художник очарован краем, в котором живет, и посвящает ему картины в разных техниках - акварели, пастели, гуаши, излюбленном масле

На выставке Николая Аштемы "Алтайская легенда" 50 полотен. Белуха в лучах восходящего солнца, на закате, в полнолуние, зимой, весной, осенью, летом в красках разных - что увидело сердце художника, передает корреспондент Устинка LIVE.

Мне повезло с мэтром Восточно-Казахстанской школы живописи Николаем Павловичем Аштемой пить чай с кремниевой водой (он с молодости за здоровый образ жизни, всегда подтянут, занимался восточными единоборствами), не раз наблюдать, как Учитель пестует молодые таланты - щедро дарит не только свои знания в технике живописи, но и в постижение бытия - философ по натуре. К слову, в 2019 году его первым в Казахстане от Союза художников наградили именной медалью - за многолетнюю педагогическую деятельность. Не стану перечислять все его регалии, награды, выставки как республиканские, так и международные - слишком много места займет! Важно одно - он очарован краем, в котором живет, которому посвящены все его полотна в разных техниках - акварели, пастели, гуаши, излюбленном масле. Масштаб его души отражен в монументальности его живописи. Поэтому я совершенно не удивилась, когда на знаковую персональную выставку Аштемы народу собралось также масштабно.

Он человек решительный. Однажды, а было ему уже 33 года (высшее экономическое образование, начальник планового отдела крупной строительной организации), взял и резко развернул вектор своей судьбы - бросил все "нажитое" и поступил в 1975 году в Алма-Атинское художественное училище им. Гоголя, которое окончил с отличием. По распределению приехал в Усть-Каменогорск, где попал в круг талантливейших художников во главе с Леонидом Агейкиным - в художественно-производственные мастерские Художественного фонда КазССР. Потом построили знаменитый, единственный такой в Казахстане Дом художников. И стоически перенося трудные 90-е, когда их альма-матер превратили в рынок, последним покинул ее стены. Поэтому нынешний вернисаж с волшебным названием "Легенды Алтая" со смелым намерением показать Белуху - в 50(!) полотнах - это не диво, а правило человека, который любит удивлять и радовать неожиданным других.

Белуха любовь моя

- Почему пришла такая идея? Я всегда восхищался японским художником XVII века Кацусика Фокусай, который на 38 графических листах показал гору Фудзи - она бренд Японии, - поделился на открытии выставки Николай Аштема. - Максимилиан Волошин множество своих нежных акварелей посвятил горному хребту Карадаг в Крыму. А чем хуже наша величественная Белуха, к которой устремляются со всего света, кто полюбоваться, кто помедитировать, много легенд овевают ее вершины?! На каждой выставке - сборной или персональной - я непременно одну-две картины посвящал Белухе. Это выдающееся место! Была бы моя воля, я бы ее изображение поместил в герб города, а то и Казахстана. Когда я увидел Белуху впервые, а это был 1983 год, она завладела всеми фибрами моей души. Я постоянно думаю о ней, когда рисую что-то другое… Сейчас решил сделать такой аккорд - как гимн красавице белоснежной.

Маэстро живописи

Известный архивариус, коллекционер живописи Алдияр Аубакиров, имеющий не одну картину Аштемы, назвал нынешнюю выставку раем. О магическом почерке письма мастера говорили в этот важный для него день многие. А искусствовед Тамара Быкова, которая много лет в дружбе с художником, участвовала в организации множества его выставок, посвятила ему целое эссе.

- Вы каждый раз как алмаз поворачиваетесь новой гранью. Сегодня мы свидетели этого, - говорит она. - Искусство не хлеб жизненный, а соль ее. То необходимое вещество, без которого пища нашей жизни стала бы однообразной и пресной. ТВОЕ искусство, Николай Павлович, вливает в наши будни ту струю возвышенности, цветовой красоты, без которой они были бы слишком серыми и тяжелыми. Горы всегда привлекали человека и будоражили воображение. Магия их в том, что они видны отовсюду, а главное - они заставляют поднимать голову вверх! Гора - ориентир, способ поверить и преодолеть себя. Писатели, философы отводили горам роль связующего звена между земным человеком и Богом на небесах. Ты тоже стал одержим этим уникальным чудом. ТВОЕЙ вершиной стала гора Белуха. Благодаря ей ты поднимал голову вверх и начинал верить в божественность мироздания. Именно она заставляла тебя снова и снова брать в руки кисть и подходить к холсту. Белуха наполняла тебя магической силой и вдохновением. И этот дух Горы все время тебе шептал: "Нарисуй мне картину, чтоб в ней разгорался рассвет средь заснеженных гор, а вершины отражали бы солнечный свет. Передай на холсте вкус прохлады, свежесть воздуха горной гряды! Дорисуй звонкость птичьей рулады у подножья, где дремлют сады. Сей пейзаж станет сердцу утехой от душевных спасающий травм. Нарисуй мне, художник, картину!"

И он услышал зов Горы. Ее вершины на полотнах мастера светятся изнутри вибрирующим светом. Он обладает уникальным даром экспрессии, когда возле его Белухи все бурлит, движется под порывами ветра, под всплесками молний, а облака будто играют с нами - открыть венчающую корону Алтая (именно ее такой видят космонавты из космоса) или нет. Николай Павлович рассказывает, что им очень тогда повезло.

- Сначала погода не баловала, лил дождь, было хмуро, а утром Она засияла бликами рассвета, - вспоминает художник. - И мы бегом с этюдниками - писать! Хотя встречающиеся нам группы туристов сетовали, что 10 дней прошли без толку.

На его полотнах Белуха как с северной стороны (Аккемская стена, Россия), так и с южной - Казахстан.

Он делится секретами своего видения любимого "объекта" со студентами, журналистами. Интеллигентный, внимательный, не амбициозный, несмотря на то что "слава его давно догнала".

- Руководство к действию: мы берем у природы крайности и еще заостряем их. А крайности - это такое состояние, когда на полотна буквально врываются твои очень сильные впечатления, - продолжает Николай Павлович. - В каждой картине я пытался не повторяться. Представлял, какое утро, вечер, какова Белуха при затмении, во время грозы и снежного бурана, в отражении глади озер. Многое, что видел, запоминал. А еще я художник - обладаю некой фантазией. Так родились полотна "Миллион лет до н.э. Белуха" с драконами, "Озеро горных духов", "Добро пожаловать в Шамбалу".

Есть три уникальные работы на вернисаже, написанные всего за несколько дней до выставки, когда Николай Павлович обнаружил, что Белух у него 47. Холстов уже не было, выручили ученики, принеся рулон наждачной бумаги. Она хороша для пастели, впитывает как губка, интересная текстура получается. Одну мастер написал буквально за пять часов, на следующий день еще две. Вдохновение не покидает даже в экстремальные моменты. И тут нельзя не отметить потрясающую работоспособность художника, которому неведомо такое чувство, как лень…

P.S. Кто-то заметил, глядя на картину с пляшущими человечками: "Кисть в руках художника становится словно бубен, отражая торжественность "алтайской легенды". А еще хотелось бы отметить музыкальность его живописи, когда мы можем слышать разговор причудливых, многослойных облаков, шелест листвы деревьев у подножия, звенящий голос кедров и просто ощущать блаженную тишину мироздания. Тибет часто сравнивают в строгости своей с музыкой Баха, а вот на нашем Алтае звучит Моцарт. Впрочем, каждый для себя найдет свою Белуху в творчестве Аштемы, придя в выставочный зал "Алтай" этнографического музея-комплекса.
Следующая →