Өскемен
малооблачно
-13°
  • Өскемен
    -13°
  • Алматы
    +2°
  • Астана
    -6°
  • Ақтөбе
    -2°
  • Актау
    +8°
  • Орал
    +1°
  • Қарағанды
    -3°
  • Көкшетау
    -9°
  • Қостанай
    -7°
  • Қызылорда
    +2°
  • Павлодар
    -11°
  • Петропавловск
    -9°
  • Тараз
    -3°
  • Туркестан
    +1°
  • Шымкент
    +3°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Виктор Скрипниченко
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

Берегись, скотина! Кто повинен в гибели людей на дороге?

Домашний скот бүгін все чаще пасется неорганизованно, и нередко это происходит у автомобильных трасс и дорог регионального значения

В какой-то период человеческой истории мы перешагнули ту грань, отличающую нас от всего остального животного мира - стали думать больше о своей выгоде, забывая о судьбах других, кому так или иначе способны нанести вред своими действиями. Речь о людской безответственности и страшной плате за нее – жизни, передает корреспондент Устинка LIVE.

…29 қыркүйек на трассе Усть-Каменогорск - Семей два автомобиля практически одновременно совершили наезд на переходящих дорогу лошадей. Один из водителей в результате ДТП пострадал и вынужден был обратиться к медикам.

…12 қазан на этой же дороге в страшную аварию попал со своей семьей известный футбольный голкипер из Семея Илья Байтеряков, который получил тяжелейшие травмы. Один из сыновей и отец 35-летнего спортсмена скончались на месте аварии, второй сын вратаря до сих пор пребывает в тяжелом состоянии. Как рассказал сам Илья, причиной аварии стал табун лошадей, вольно прогуливающийся по трассе.

…Ночью 8 қараша на трассе Алматы - Хоргос автомобиль марки BMW совершил наезд на скромно гуляющую по дороге лошадь, как результат - 70-летний мужчина скончался от полученных травм в реанимации.

…9 қараша на трассе Жанаозен - Батыр автомобиль столкнулся с верблюдом. На место происшествия выехали сразу три бригады скорой помощи, однако выяснилось, что двоим неотложка уже не поможет. Они погибли.

…12 қараша в Есильском районе СКО после ДТП, в котором опять фигурирует лошадь, погибла пассажирка легкового автомобиля.

Эти истории - из последних сводок по республике. Продолжать этот список можно до бесконечности долго. Если посчитать, в мирное время в Казахстане гражданских гибнет больше, чем теряют в спецоперациях профессиональные военно-служащие.

- За последние два года на территории Восточно-Казахстанской области зафиксировано семь дорожно-транспортных происшествий с участием лошадей, пасущихся за пределами места выпаса, - комментирует первый замначальника ДП ВКО Джанболат Калетаев. - В 2018 году зарегистрировано три ДТП, в которых один человек погиб, а четыре человека получили телесные повреждения различной степени тяжести. За 10 месяцев текущего года на территории ВКО зарегистрировано четыре факта наезда на животных с тяжкими последствиями: в Уланском, Тарбагатайском и Зайсанском районах. В результате дорожного происшествия четыре человека погибли, двое травмированы.

И это только зафиксированные в реестре досудебных расследований факты, которые попали по той или иной случайности в сводки правоохранителей. Нередки случаи, когда водители просто не обращаются в полицию.


Прерии, мустанги…


Тем временем в регионе продвигают туризм, для чего активно занимаются ремонтом дорог, вкладывают средства в строительство турбаз, привлекают иностранных инвесторов, живописуя им красоты и потенциал Республики Казахстан. И основной фронт работ - поднятие имиджа страны. Правда, на фоне всего этого уже который год зияет огромная дыра в списке решаемых проблем - безнадзорные домашние животные, которые беспрепятственно передвигаются по дорогам.

- Нужно успеть выехать до темноты, пока "мустанги" на прогулку не вышли, - говорит водитель такси Нуржан, который не понаслышке знаком с местными реалиями, он по три раза на дню ездит по трассе Усть-Каменогорск - Семей. - У нас тут что ни месяц, то авария. В последнее время много со смертельным исходом. А все из-за коней этих…

Бесхозно гуляющим лошадям местные водители даже название уже придумали - мустанги.

Домашний скот бүгін все чаще пасется неорганизованно, проще говоря, животные выгуливаются самостоятельно, где придется. И чаще всего это происходит у автомобильных трасс и дорог регионального значения. В результате нередки случаи дорожно-транспортных происшествий, порой заканчивающихся трагически. И не всегда для скотины. Люди калечатся или гибнут, но эти уроки не учат - домашний скот продолжает бесхозно гулять по дорогам.

- Я ехал со скоростью примерно 100 километров в час, - после того, как пришел в себя, рассказал журналистам Илья Байтеряков. - Увидел табун на правой стороне, принял левее и фарами осветил еще один табун. Начал тормозить и между ними метаться, зацепил их, все в машине затряслось, кувырком полетело. А дальше - темнота, очнулся в больнице…

Картина такова, что бүгін в регионе нет как такового сельского хозяйства. Лишь несколько сел в районах могут похвастаться фермерами, занимающимися животноводством, а в целом же все это происходит стихийно, домашний скот - способ выжить.

- Скот гуляет без пастухов, потому что бүгін время такое, каждый сам за себя, - у жителя села Привольного, с которым удалось поговорить, когда он гнал скотину на "вольные хлеба", свои оправдания на этот счет. - Раньше да, мы как-то в селах организовывали выпас, нанимали человека, по очереди пасли. Но бүгін с соседями трудно договориться. Кто будет время тратить на это? А так же проще, вывел своих коров утром за ограду, и пусть идут, потом едешь и ищешь их, чтобы домой привести. Дешевле так людям.

Автомобилистам в случае внезапного появления домашних животных приходится маневрировать на дороге, выезжать на встречную полосу, что небезопасно. Несмотря на то что аварии происходят регулярно, люди получают травмы, гибнут животные, владельцы коров и лошадей выводов почему-то не делают. В большинстве случаев хозяева домашнего скота, по чьей вине произошло ДТП, стараются скрыть, что они являются собственниками животных.

А между тем, по словам Ильи Байтерякова, он потерял своих близких из-за халатности животноводов, но именно ему теперь грозит от 5 до 10 лет лишения свободы за причинение смерти по неосторожности. Правоохранители уверены, что трагедия произошла по вине самого водителя, да и повинную в ДТП животину, несмотря на показания очевидцев произошедшего, так и не нашли. Очевидцы даже утверждают, что территорию, где лежал труп лошади, разровняли грейдером…


Двойные стандарты


По сложившейся практике у нас в стране в случае гибели только животного при отсутствии вреда здоровью людей правоохранители составляют в отношении водителя протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 610 КоАП (нарушение установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения, повлекшее повреждение транспортного средства, грузов, дорог, дорожных и иных сооружений или иного имущества, причинившее материальный ущерб). А это штраф в размере 20 МРП (50500 тенге) или лишение прав на срок до шести месяцев.

Разумеется, это относится к случаям, если ДТП имело место в зоне действия дорожных знаков "Перегон скота" и "Дикие животные". Если же нет, то непосредственной причиной ДТП при таких обстоятельствах является невыполнение владельцем скота обязанности по осуществлению надзора за животными, которая возлагается на него подпунктом 1 пункта 8 раздела 24 ПДД РК (владельцам скота не допускается оставлять животных без надзора в случаях, не исключающих их появления на дорогах с твердым покрытием).

В последнее время владельцев домашнего скота довольно часто (если найдут) привлекают к административной ответственности и наказывают штрафам за подобное халатное отношение к безопасности участников дорожного движения. Оно и понятно, корове или верблюду невозможно внушить, как правильно переходить дорогу, а значит, платить за разбитые машины должны хозяева животных.

- Выпас скота на полосе отвода автомобильных дорог влечет административную ответственность по статье 633 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, - поясняют в ДП ВКО. - Вместе с тем, в соответствии с требованием статьи 615 КоАП РК, в отношении погонщиков, ведущих по дороге вьючных, верховых животных или стадо, также предусмотрена административная ответственность.

С начала текущего года составлено более 220 протоколов по указанной статье.

Между тем интересную позицию в свое время заняли депутаты Мажилиса. Они посчитали неправомерным привлечение к ответственности владельцев скота, которые в момент ДТП не находились рядом, и обратились еще в прошлом году в Генеральную прокуратуру.

"В соответствии со статьями 615 и 620 Кодекса об административных правонарушениях, за нарушение правил дорожного движения к административной ответственности привлекаются только участники дорожного движения, - из запроса депутатов Мажилиса Генеральному прокурору РК. - Просим Вас изучить административно-уголовную и судебную практику и в случае необходимости принять акты прокурорского реагирования".

Слуги народа почему-то решили, что если стадо ведет погонщик или он сам едет верхом - он участник ДТП, а если сидит дома, а его скот гуляет, где ему вздумается - не виновен.

Не будем судить, просто напомним. По статистике в Казахстане за восемь месяцев прошлого года было совершено 59 наездов на животных, 13 человек погибли, 82 - получили разного рода увечья. В 2017 году произошло 109 ДТП, 22 человека погибли.

"Учитывая изложенное, в Министерство внутренних дел направлено письмо о принятии мер по исключению фактов необоснованного привлечения рассматриваемой категории граждан к административной ответственности", - так звучит ответ Генеральной прокуратуры на депутатский запрос.

То есть оправдать тех, кто, по мнению депутатов, незаслуженно понесли наказание.

Печально. Ведь это означает, что правонарушение без наказания таковым по факту не является, а значит, можно и дальше отпускать скот пастись там, где ему вздумается?

К слову, почему бы нам тогда хотя бы заборами от "коняшек" по всем дорогам не отгородиться? Было бы дешевле, чем постоянно назначать прокурорские проверки по тому или иному факту и платить самую высокую цену - человеческую жизнь…

P.S. Шоссе и магистральные дороги предназначены для людей, а не для безнадзорного скота. У животных должна быть своя дорога, и позаботиться об этом должны их хозяева и местные власти.
Следующая →