Өскемен
пасмурно
-10°
  • Өскемен
    -10°
  • Алматы
    -2°
  • Астана
    -6°
  • Ақтөбе
    -2°
  • Актау
    +10°
  • Орал
    +3°
  • Қарағанды
    -8°
  • Көкшетау
    -6°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +3°
  • Павлодар
    -9°
  • Петропавловск
    -8°
  • Тараз
    +1°
  • Туркестан
    +2°
  • Шымкент
    +5°
$
498.34
519.72
¥
68.79
4.85
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Вера Лазарева
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

Пропуск за грань веков: художник представил уникальные экспонаты

В музее-заповеднике открылась выставка произведений казахского народного прикладного искусства "Наследие предков - достояние потомков", которая продлится до желтоқсан

Здесь представлены уникальные произведения из частной коллекции известного художника-ювелира и коллекционера, нашего земляка Сержана Баширова, передает корреспондент Устинка LIVE.

Его талант оценен на международных выставках и конкурсах в Париже, Польше, США, России. Баширов взошел на вторую "ступеньку" на "Ювелирном Олимпе" мастеров стран СНГ (Санкт-Петербург). Он трехкратный лауреат "Знака качества ЮНЕСКО". Но снова и снова обращается к своим корням, где родился. Третья по счету персональная выставка открылась в Усть-Каменогорске в день его рождения, когда жизнь Мастеру поставила две пятерки - 55 лет.

Истоки

Сержан Баширов родился в селе Акжар Тарбагатайского района, где от бескрайних просторов захватывает дух, а высокое небо с облаками питает фантазию.

- Сержан всегда хорошо учился, не тратил времени зря, постоянно рисовал, - вспоминает его тетя Капиза Баширова. - Страсть к собирательству проснулась в нем, когда во времена студенчества бабушка подарила внуку старинную серебряную монету. Тогда семья переехала в Алматы, где он закончил сначала художественное училище, а потом Государственный театрально-художественный институт. Стал, между прочим, преподавателем Республиканского художественного колледжа!

Своеобразие выставки в том, что на ней сделан акцент не на авторских работах, а на том, что делали другие - на рубеже ХIX и XX столетий. Посещение выставки погружает в далекое прошлое, невольно осознаешь себя частью большой культуры казахского народа. Вот караван верблюдов готовится в путь, ты не без труда забрасываешь на его горб кебеже - тяжелый резной ларец с продуктами...

Это 1890 год. Кто-то же в Кзыл-Орде додумался сделать отверстия в сундуке, чтобы прочно прикрепить его к седлу! А как радовался джигит, когда его драгоценная жена или невеста своими руками вышила на переметной сумке незатейливый узор, но с какой любовью! В этом же 1890 году в Центральном Казахстане в одну зажиточную семью к восторгам домочадцев привезли великолепный тканый ворсовый ковер...

- Наверное, такие ковры доступны были не всем, очень дорогие, как и многие вещи на этой выставке? - замечаю я. - Например, те же шикарные пояса из металла с богатой чеканкой, чернением, с полудрагоценными камнями?

На что заведующий отделом казахской этнографии Мейржан Кабдулаев парирует:

- Тогда они были очень дорогие, а бүгін бесценные! - и рассказывает о последних экспедициях музея в Маркакольский район - в прошлом году и нынешним летом, в Тарбагатай. - Ничего уже не осталось! Думаю, самое последнее собрали, - размышляет он. - Привезли старинный ансамблевый музыкальный инструмент - тай туяк (копыта жеребенка), чай-сырмак - маленький напольный коврик, кожаную дорожную сумку, желтую плетку - камшу, которая, по мнению наших предков, обладала магической силой. Поэтому так бесценно все, что мы видим на выставке Баширова. А это без малого 170 артефактов. Он не только художник, а еще на поверку отличный этнолог. Диву даешься, где он все это хранит!

У Сержана Баширова есть в коллекции женский убор саукеле из Маркаколя, которому больше 100 лет. На выставке в полной "сборке" саукеле мы увидим только на фотографии Константина де Лазари, который во время переписи населения в конце XIX века в Семиречье жадно снимал простую жизнь людей… Но в обилии представлены серебряные детали остроконечной величественной, почти космической "шляпки".

- Саукеле, можно сказать, семейная реликвия, передавалась из рода в род, поэтому так щедро украшена. Их носили во время свадебных торжеств и в первый год замужества, - рассказывает старший научный сотрудник отдела казахской этнографии Ляйла Асылова.

Высокая культура

На витрине мы видим и еще одно важное дополнение - ониржиек - крупные нагрудные украшения, которые и сам любит изготавливать Сержан, а также замысловатые пряжки, застежки, разного вида пуговицы - в виде спирали, юлы. Объемные браслеты с сердоликом - из Мангистау, а рядом малютки - браслетики для детей. Сколько трепета испытала женская половина, когда примеряла все это! Более всего удивила история с женскими перстнями, похожими на клювы птиц. С ними связаны целые легенды. В старину, когда воин отправлялся в поход, девушка отдавала ему свое кольцо "птичий клюв", чтобы он вернулся. Это был своеобразный оберег от злых сил. Когда девушка выходила замуж, отправлялась в другой аул, порой это было очень далеко, она могла передать весточку в свою семью - тот же "птичий клюв", что у нее все хорошо. А почему в Казахстане, где столько золота, первенствует серебро?

- Встречались, конечно, позолоченные изделия и золотые. Но казахи больше предпочитали серебряные украшения, - объясняет научный сотрудник. - Это связано со многими факторами. Например, женщину часто сравнивают с луной - серебряный свет ближе женскому образу. Еще по версии многих исследователей знаем, что по исламу золото и шелка предназначены для праведных в раю, а для простых смертных желательно носить серебро, простые ткани. Сам пророк Мухаммед носил серебряный перстень с сердоликом. И потом это был более доступный металл, более мягкий, гибкий, пластичный в обработке. И ювелиры ценили этиего качества.

Впервые многие увидят и многометровые тканые рулоны с ярким орнаментом (Мангистау). Баскур не только соединял верхнюю и нижнюю части юрты, но и служил украшением. И чем изысканней были простые бытовые вещи, тем значимей был статус их хозяина в обществе. Казалось бы, зачем искусная резьба, да еще с фактурной инкрустацией костью на сундучке для хранения продуктов? Тяга к прекрасному - бесспорно, признак высокой культуры.

Мистерии Мастера

В одном из залов в интерьере юрты конца XIX-начала XX веков Башировым сконцентрировано все ковровое традиционное многообразие из разных регионов Казахстана: тускиизы, сырмаки, алаша. Орнаменты вышиты, аппликации - не просто украшения, а особый философский язык, от обыденного до космического соединения человека с вечностью. Сержан Баширов бережно помещает фрагменты изделий, которые не сохранились полностью, под стекло с багетом… И это уже самостоятельные произведения искусства. Так же, как и панно "Ремень конской сбруи", оформленное в виде картины. Авангардно выглядит инсталляция и с подхвостником (1940-е годы), который препятствует сползанию седла вперед.

Для посетителей выставки, кто никогда не жили в сельской местности, не гарцевали на коне, станут открытием мягкие кожаные с узорчатым тиснением и войлочные с вышивкой потники, которые оберегали животное от жесткого седла.

В коллекции совершенно обыденные вещи для того времени - сыпара дастархан - на чем раскатывали тесто, жемсаптаяк - ковш для кормления беркута… Для Баширова нет мелочей, он пристально вглядывается в глубь веков и учится у своих предков… А потом рождаются в свободном этноавангардном стиле шедевры, как два триптиха, представленные мастером на юбилейной выставке: "Музыка" и "Пайцза". Это настоящая мистерия, где тайное переплетено с явным: металл, латунь, медь, мельхиор, сердолик, бирюза, пайка, зернь. Асимметричность линий словно преломление времени… Реально пластины пайцза служили воинам Чингисхана как охранная грамота. "Пайцза" Баширова - словно пропуск за грань веков, когда прошлое, настоящее и будущее сливаются в единый поток осмысления бытия.

P.S. Ничто не вечно…

С этим гениальный художник и истинный патриот готов поспорить в своем творчестве.
Следующая →