Өскемен
ясно
-12°
  • Өскемен
    -12°
  • Алматы
    +1°
  • Астана
    -3°
  • Ақтөбе
    -3°
  • Актау
    +8°
  • Орал
    -2°
  • Қарағанды
    -4°
  • Көкшетау
    -6°
  • Қостанай
    -5°
  • Қызылорда
    +2°
  • Павлодар
    -11°
  • Петропавловск
    -10°
  • Тараз
    +1°
  • Туркестан
    -3°
  • Шымкент
    +8°
$
498.51
+0.17
522.84
+3.12
¥
68.81
+0.02
4.81
-0.04
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Өскемен мен ШҚО Өскемен мен ШҚО Екатерина Скударнова
Ақпарат көзі:
Устинка LIVE

Охотник из глубинки выращивает собак легендарной породы

Вот уже на протяжении 50 лет он разводит собак породы тазы и охотится с ними в степях у подножья Калбинских гор

Извилистая полевая дорога ведет нас в село Тассай Кокпектинского района. Мы едем туда не просто так: нас ждет известный на всю округу собаковод и охотник Шапат Дукенбеков. передает корреспондент Устинка LIVE.

Шапат Кобейевич приветствует нас у входа в дом, а из будки навстречу нам по двору несется, виляя хвостиком, маленький черный щенок с белой грудкой - будущий быстроногий бегун, который принесет своему хозяину не один десяток зайцев и лис.
- Тазы рождается в гнезде птицы Кумай и от нее наследует мощь, красоту, скорость и неотвратимость атаки, - начинает словами из казахской легенды свой рассказ о питомцах Шапат Дукенбеков. - Эти тонкие грациозные собаки, как хищники, летят по степи, преследуя свою добычу.
Древние сказания гласят: оказавшись тысячелетия назад на территории, где расположен сейчас современный Казахстан, тазы, как и в других регионах своего распространения, переходили по наследству от народа к народу, пока не сошлись на своем пути с предками казахов. И чтобы древняя порода сохранилась до нашего времени настолько, что мы узнаем ее изображения на памятниках старины, должна была пройти своеобразная "эстафета". Люди из поколения в поколение передавали ее друг другу - как свечу, зажженную в глубине веков.

Разведением собак в семье Шапата Дукенбекова занимался еще его дедушка по материнской линии. Он был известным охотником и тазятником. Свои знания, а вместе с ними и чистокровных собак он передал внуку Шапату, а тот, в свою очередь, сейчас обучает тонкостям этого древнего занятия своего внука Ертая, который помогает ему ухаживать за животными.
- Тазы для казахов всегда была значительной ценностью "кие", обладание которой налагает особую ответственность как за ее судьбу, так и за судьбу ее потомства, - отмечает Шапат Кобейевич. - Мы бережно относимся к каждому животному, любим их как своих детей.
Собаковод вспоминает, как в 10 лет впервые обзавелся своей первой тазы по кличке Лашын. Тогда он вместе с одним из скотников ехал по степи, и вдруг они увидели, как в траве что-то шевелится. Когда подошли ближе, оказалось, что там лежат два маленьких щенка - один пестрый, а второй рыжий. Они забрали щенков с собой, и Шапат взял себе одного из них. Через несколько лет невзрачный комок шерсти превратился в прекрасную быстроногую тазы золотистого окраса и принес своему хозяину первый трофей - корсака.

Сейчас у собаковода в вольерах живут уже 15 охотничьих собак, среди которых лайки, гончая, дратхаар и пять чистокровных красавцев тазы: Жулдыз, Кундыз, Кыран, Акбулак и Аккаска - неоднократные призеры областных и республиканских выставок, обладатели грамот и медалей. Все животные имеют документы, прививки. Кормит хозяин их специальной мясной или рыбной витаминизированной пищей, которую готовит сам.
- Я хочу, чтобы дети и внуки не забывали свои корни, знали свои национальные традиции и обычаи, - говорит собаковод. - Тазы - это живой памятник культуры нашего народа, и мы должны сохранить его в первозданном виде и передать другим поколениям.

Псовая охота



В сезон охоты Шапат Дукенбеков вместе со своими подопечными выезжает в степь, где быстроногие тазы ловят зайцев, лис, барсуков, сурков и волков. А резвые скакуны, которых, помимо собак, разводит Шапат Кобейевич, несут его вдаль вслед за звонкоголосой сворой. Шапат говорит, что в такие моменты он чувствует единение с природой, с духами предков.

Особенности такой национальной охоты заключаются в том, что охотник не использует ни огнестрельного, ни холодного оружия. Его оружие - это собаки. Верхом на коне он едет по степи, выбирая такие места, где может прятаться зверь. Как только одна из тазы заметила добычу, она срывается с места и летит, словно стрела, к цели. Вслед за ней устремляются и остальные собаки. Все вместе они преследуют зверя, пока не нагонят. Как только собаки хватают беглеца, то сильно прижимают его к земле и удерживают, пока не подъедет охотник и не решит судьбу дичи.
- Я обычно беру лицензию на зайца, волка или птицу и выезжаю с собаками в степь несколько раз в неделю, - рассказывает Шапат Кобейевич. - Не бывает дня, чтобы я вернулся с охоты ни с чем. Но в первую очередь охота для меня - это спорт и отдых. Ничто не сравнится с бешеной гонкой на коне и азартом погони.
Охотник только сетует, что добычу в районе некуда сдавать. В советское время Шапат Дукенбеков сдавал пушнину в заготконтору, а сейчас просто дарит дорогие меха своим друзьям и родственникам на воротники.
- Я никогда не охочусь на зверя, если он не видит меня, - делится наш герой. - Знаменитый в Кокпектинском районе охотник Илья Бирюков всегда говорил, что нельзя убивать животное, подкравшись к нему незаметно. Нужно всегда дать шанс ему уйти. Сделать так, чтобы он заметил тебя и попытался спастись. Тогда силы будут на равных и охота - честной. И эти мудрые наставления я помню всегда.

Последний ирбис



Шапат Дукенбеков рассказал нам историю, как однажды встретил снежного барса. Дело было в 1990 году зимой под Новый год. К нему в дом забежал запыхавшийся сосед и сказал, что за сараем охотника лежит ирбис. Шапат не поверил ему сначала и решил, что тот слегка "перебрал" перед праздником. Однако парень не унимался и потащил его за собой на улицу. Шапат вышел в легкой одежде и не поверил своим глазам: на снегу действительно лежал снежный барс. Охотник выпустил собак и, вскочив на коня, помчался вслед за дикой кошкой. Нагнать зверя удалось только после восьмикилометровой бешеной погони по равнине. Барс притаился на дне одного пересохшего канала и напал на первую попавшуюся собаку. Взмахнув когтистой лапой, он сломал ей тазобедренный сустав. Вторую тазы, незаменимую в охоте рыжую опытную Лашын, словно мяч, могучий ирбис откинул от себя на глазах у охотника. Справившись с четырьмя собаками из шести, он взметнул длинным хвостом целый столб искрящегося на солнце снега и помчался к ближайшим скалам.
- Больше я этого красавца не встречал никогда, - вспоминает охотник. - Говорят, что я последний, кто видел живым снежного барса в наших краях. С тех пор уже прошло 30 лет.
Шапат Кобейевич говорит, что охота у казахов в крови. С раннего детства и по сей день большую часть своего времени он проводит в степи с собаками и ничуть не жалеет об этом. Примечательно, что и имя Шапат имеет свой, охотничий смысл. Если посмотреть на перевод этого имени, то Шап - это "гони", а Ат - "конь". Получается "гони, погоняй коня". Другой перевод означает "стреляй, целься". Выходит, что имя напрямую связано со скачками на конях и охотой. Шапат Дукенбеков утверждает, что намерен и дальше возрождать древние традиции казахской национальной охоты с собаками, и даже пригласил нас когда-нибудь поучаствовать в ней вместе с ним. Он планирует обучить этому ремеслу молодежь, если кого-то заинтересует этот спорт.
Следующая →