Нескорые "скорые”: какие проблемы мешают работе службы неотложной помощи
О том, какие трудности приходится терпеть в работе неотложки, говорят сами водители спецтранспорта
Реформа службы скорой и неотложной помощи в Казахстане идет уже два года. Казалось бы, стоит радоваться глобальным положительным результатам, которыми козыряют и с республиканских, и с региональных трибун, однако печальные статистика, факты и обращения людей свидетельствуют совсем об обратном.
Заняться расследованием ситуации, сложившейся на Станции скорой помощи в Усть-Каменогорске в целом, сподвигло сообщение на горячую линию "Устинки плюс" возмущенной горожанки. А дальше, как говорится, потянули за ниточку, клубочек покатился, превратившись в снежный ком.
Мама шестилетнего сына Ирина поведала историю, которая, по ее словам, стоила ей нескольких седых волос.
Пребывая в шоке, Ирина не запомнила номер машины, иначе бы обратилась в полицию. Хорошо, что в этом случае все обошлось без последствий. В двух других ДТП с участием скорых, свидетелями которых стали мы сами, серьезно пострадали машины, в которые, грубо нарушив Правила дорожного движения, основательно "вписался" спецтранспорт. По словам стражей порядка, вина водителей скорых доказана, наложены взыскания.
Вот такая неутешительная статистика… Наши читатели обращаются и с жалобами на нескончаемый ни днем, ни ночью вой сирен. Введенное на уровне республики требование о постоянном сигнальном оповещении при движении неотложек у многих не вызвало одобрения.
В том числе и у и самих водителей скорых.
Однако министр здравоохранения РК Елжан Биртанов с гордостью рапортует о достигнутых показателях и действенности собственного приказа. С 2018 года все машины скорой медицинской помощи страны приводят к единому стандарту: окрашиваются в лимонный цвет с нанесением светоотражающих элементов лилового цвета, усилены сигнальные звуки сирен. GPS-навигацией оснащены уже 83% спецтранспорта, редизайн проведен на 33%.
По словам министра, чтобы скорая помощь успевала на вызов, тратятся огромные средства. На обеспечение и оснащение спецтранспорта из республиканского бюджета в течение трех лет будут выделены 27 миллиардов тенге.
Также он отметил, что быстрая езда является очень рискованной, поэтому казахстанские водители карет скорой помощи проходят инструктаж с международными тренерами по рисковой езде. Вторит министру и директор Республиканского центра санитарной авиации Нуржан Отарбаев.
Напомним, пилотными в переходе медтранспорта на единые стандарты стали Карагандинская, Западно-Казахстанская, Кызылординская, Актюбинская области и, конечно, столицы. Наш регион, увы, еще не на высоте. А как показывает практика, Усть-Каменогорск вообще в числе плетущихся в конце.
Сейчас в областном центре процент износа машин скорой помощи составил почти 50%. По информации Управления здравоохранения ВКО, необходимо проводить компьютерную диагностику, шиномонтажные и токарные работы. 16 машин нужно обновить полностью.
Также, по его словам, в 2017 году было закуплено два комплекса СМП для реанимационных бригад на базе Mercedes, в декабре 2018 года - четыре передвижных комплекса СМП для линейных бригад на базе УАЗ.
Однако оптимизма в комментариях самих водителей Станции скорой медицинской помощи мы не услышали. По их словам, время доезда до пациента даже после сокращения по городу составляет в среднем 30 минут, а парк автотранспорта обновляют по остаточному принципу.
Коллеги Жанболата с ним полностью солидарны.
Скорбное повествование о "жизни нелегкой" продолжалось еще минут 30.
По словам главы облздрава, ожидать обновления спецтранспорта в регионе можно уже в этом году.
К слову, собирать в Семее будут медавтомобили трех видов. Городские - с высокими потолками салона, где врачи смогут работать в полный рост, производя реанимационные действия и спасая больного. Второй вид - это машины, которые будут оказывать не экстренную помощь, второй и третьей категории без угрозы для жизни. Для сельской местности предоставят высокопроходимый, полноприводный и двухмостовый транспорт. Оснастят кареты скорых по международным стандартам. Водителей в скором времени обучат экстремальному вождению, а также они получат специальность "парамедик", что подразумевает повышение окладов и уменьшение текучки кадров.
Наступит ли это "светлое будущее", конечно, покажет время. А пока Станция скорой помощи Усть-Каменогорска, которая теперь считается областной и объединяет все подразделения Восточно-Казахстанского региона, сама нуждается в неотложной помощи.
По данным статистики, в первом квартале 2019 года службой скорой медицинской помощи Казахстана обслужено свыше 2,5 млн вызовов на 5% больше, чем за такой же период прошлого года. При этом на 0,7% снижено число вызовов, на которые кареты скорой помощи приехали с опозданием.
Следующая →
Заняться расследованием ситуации, сложившейся на Станции скорой помощи в Усть-Каменогорске в целом, сподвигло сообщение на горячую линию "Устинки плюс" возмущенной горожанки. А дальше, как говорится, потянули за ниточку, клубочек покатился, превратившись в снежный ком.
"Совсем обнаглели?"
Мама шестилетнего сына Ирина поведала историю, которая, по ее словам, стоила ей нескольких седых волос.
- Мы с ребенком переходили улицу по пешеходному переходу, - рассказывает она. - Шли по зебре, нам горел зеленый свет светофора. И вдруг, резко включив сирену и мигалки, прямо у нас за спиной пронеслась карета скорой помощи, обдав облаком газа и пыли. У меня коленки подкосились, сын испугался… Он же мог нас сбить.
Пребывая в шоке, Ирина не запомнила номер машины, иначе бы обратилась в полицию. Хорошо, что в этом случае все обошлось без последствий. В двух других ДТП с участием скорых, свидетелями которых стали мы сами, серьезно пострадали машины, в которые, грубо нарушив Правила дорожного движения, основательно "вписался" спецтранспорт. По словам стражей порядка, вина водителей скорых доказана, наложены взыскания.
- За 2018 год на территории Усть-Каменогорска с участием автомобилей скорой медицинской помощи зарегистрировано четыре дорожно-транспортных происшествия, - сообщает заместитель начальника городского Управления полиции Жандарбек Ахметжанов. - В ДТП были травмированы семь человек. По вине водителей автомобилей скорой помощи произошла одна авария.
Вот такая неутешительная статистика… Наши читатели обращаются и с жалобами на нескончаемый ни днем, ни ночью вой сирен. Введенное на уровне республики требование о постоянном сигнальном оповещении при движении неотложек у многих не вызвало одобрения.
Кому? Зачем?
В том числе и у и самих водителей скорых.
- Представьте эту какофонию в ушах в течение целых суток, - делится своим мнением шофер с 30-летним стажем Алексей. - С прошлого года, как ввели этот приказ, я уже дважды обращался к лор-врачу - острота слуха снизилась. Голова после смены раскалывается. От этого и внимание на дороге рассеивается. Иногда хочется бросить все, уйти туда, где поспокойнее, но до пенсии осталось немного…
Однако министр здравоохранения РК Елжан Биртанов с гордостью рапортует о достигнутых показателях и действенности собственного приказа. С 2018 года все машины скорой медицинской помощи страны приводят к единому стандарту: окрашиваются в лимонный цвет с нанесением светоотражающих элементов лилового цвета, усилены сигнальные звуки сирен. GPS-навигацией оснащены уже 83% спецтранспорта, редизайн проведен на 33%.
- Наша работа привела к первым результатам, - поясняет глава Минздрава. - Это позволило сократить скорость доезда скорой помощи в 2019 по сравнению с 2017 годом с 25 до 15 минут. Это отразилось сразу же на уровне догоспитальной летальности, эффективность реанимационных мероприятий выросла на 10% - сейчас составляет уже более 55%.
По словам министра, чтобы скорая помощь успевала на вызов, тратятся огромные средства. На обеспечение и оснащение спецтранспорта из республиканского бюджета в течение трех лет будут выделены 27 миллиардов тенге.
- Почему принят новый стандарт скорой помощи? - вопрошает Биртанов. - Для того, чтобы в потоке автомобилей и летом, и зимой эти машины были заметны, чтобы мы понимали: кому-то плохо, к кому-то спешат на помощь. Не просто ради лихачества скорые быстро ездят.
Также он отметил, что быстрая езда является очень рискованной, поэтому казахстанские водители карет скорой помощи проходят инструктаж с международными тренерами по рисковой езде. Вторит министру и директор Республиканского центра санитарной авиации Нуржан Отарбаев.
- В части поведения водителей на дорогах, по которым едут машины скорой помощи, есть определенные подвижки: как только они стали видны и слышны, их стали пропускать, - утверждает он. - Количество опозданий карет после начала этой работы снизилось на 25%, а в тех областях, где это полностью было сделано, сократилось количество ДТП с участием скорых на 60%!
Напомним, пилотными в переходе медтранспорта на единые стандарты стали Карагандинская, Западно-Казахстанская, Кызылординская, Актюбинская области и, конечно, столицы. Наш регион, увы, еще не на высоте. А как показывает практика, Усть-Каменогорск вообще в числе плетущихся в конце.
А у нас… то бензин, то газ
Сейчас в областном центре процент износа машин скорой помощи составил почти 50%. По информации Управления здравоохранения ВКО, необходимо проводить компьютерную диагностику, шиномонтажные и токарные работы. 16 машин нужно обновить полностью.
- Население Усть-Каменогорска обслуживает 43 машины скорой помощи, закупленные в разные сроки, - отметил руководитель ведомства Илияс Мухамеджан. - Также в отделении санитарной авиации действуют три машины HYUNDAI H-1 и реанимобили на базе Volkswagen Transporter.
Также, по его словам, в 2017 году было закуплено два комплекса СМП для реанимационных бригад на базе Mercedes, в декабре 2018 года - четыре передвижных комплекса СМП для линейных бригад на базе УАЗ.
Однако оптимизма в комментариях самих водителей Станции скорой медицинской помощи мы не услышали. По их словам, время доезда до пациента даже после сокращения по городу составляет в среднем 30 минут, а парк автотранспорта обновляют по остаточному принципу.
- В прошлом году, вот здесь - на площадке БСМП - стояло 100 новеньких автомобилей, - с горечью рассказывает водитель скорой Жанболат. - Все отправили в районы. Нам ни одного не досталось. Приходится ездить на убитых "таблетках". Причем ремонтируем их сами, положены по штату автослесари - их нет! Приносим собственные инструменты, чтоб хоть как-то подлатать изношенных работяг. В одну смену бывает до 20 выездов, они уже давно выработали свой запас прочности, того и гляди, рассыпятся.
Коллеги Жанболата с ним полностью солидарны.
- Вот отреставрировали нескольких "старичков", - показывает ярко-оранжевые скорые Алексей. - Обновление "фасада" обошлось по 800 тысяч тенге на каждого. Снаружи красивые, а внутри все как было - "на соплях". Текучка большая, остаются работать только те, кому до пенсии осталось чуть-чуть. Молодежь не держится… А за что, я в месяц за восемь смен получил 73 тысячи тенге.
- А чего стоит пятилетняя эпопея с переводом на газовое топливо! - подключается к разговору еще один шофер, Василий. - Мотались по разным СТО, заправкам, кое-как находили топливо. Сделано все абы как, в салоне находится было невозможно. У нас фельдшеры сознание теряли, надышавшись газом. Зимой баки перемерзали. Услышал Бог наши молитвы, с 1 наурыз вновь вернулись к бензину.
Скорбное повествование о "жизни нелегкой" продолжалось еще минут 30.
В тоннеле свет? Нет, лишь просвет…
По словам главы облздрава, ожидать обновления спецтранспорта в регионе можно уже в этом году.
- Это для нас действительно очень болезненный вопрос, - сетует Илияс Мухамеджан. - Ежегодно закупаем машины скорой помощи, но нагрузка на них огромная, они просто не выдерживают. По поручению акима ВКО Даниала Ахметова мы составили заявку и планируем купить 150 автомобилей. Согласовали и утвердили комплектацию машин сборки нашего завода "СемАз". Они будут производить транспорт и поставлять нам. В ближайшее время будет рассмотрена сумма финансирования. Я думаю, что уже скоро мы услышим хорошие новости.
К слову, собирать в Семее будут медавтомобили трех видов. Городские - с высокими потолками салона, где врачи смогут работать в полный рост, производя реанимационные действия и спасая больного. Второй вид - это машины, которые будут оказывать не экстренную помощь, второй и третьей категории без угрозы для жизни. Для сельской местности предоставят высокопроходимый, полноприводный и двухмостовый транспорт. Оснастят кареты скорых по международным стандартам. Водителей в скором времени обучат экстремальному вождению, а также они получат специальность "парамедик", что подразумевает повышение окладов и уменьшение текучки кадров.
- Мы сократим количество врачебных бригад неотложек за счет увеличения фельдшерских, - пророчит" глава облздрава. - Задача скорых не лечить пациентов на дому - это будут делать участковые врачи, а спасать жизнь. Стабилизировать состояние и вовремя довезти до больницы.
Наступит ли это "светлое будущее", конечно, покажет время. А пока Станция скорой помощи Усть-Каменогорска, которая теперь считается областной и объединяет все подразделения Восточно-Казахстанского региона, сама нуждается в неотложной помощи.
Это интересно
По данным статистики, в первом квартале 2019 года службой скорой медицинской помощи Казахстана обслужено свыше 2,5 млн вызовов на 5% больше, чем за такой же период прошлого года. При этом на 0,7% снижено число вызовов, на которые кареты скорой помощи приехали с опозданием.