Кто виноват в том, что дети не хотят учиться
Как не отбить у ребенка охоту учиться и привить ему если не любовь, то хотя бы стремление к знаниям
Не хочу учиться, хочу жениться?
Ксения (имя изменено) - учитель английского языка. В этом учебном году она впервые пришла работать в школу. Ксения обучает азам английского учеников начальных классов. Один из классов, четвертый, оказался проблемным.- Это очень непростые ученики, - рассказывает Ксения. - Нет, они способные, у многих из них я вижу потенциал, но они не хотят раскрываться. Наотрез отказываются!
По словам молодого педагога, ребята не идут на контакт, откровенно не обращают внимания на учителя и в открытую заявляют о нежелании работать.
- Одна девочка как-то раз прямо сказала: "Я хочу стать домохозяйкой. Не нужен мне ваш английский!", - продолжает педагог. - Не все, конечно, такие дети в этом классе, но большая часть…Ксения хочет привить детям любовь к языку, хочет делиться знаниями. Но когда встречаешь такое сопротивление, поневоле опускаются руки.
- После урока в 4 "В" я весь день хожу без настроения, - признается языковед. - Хотя уже научилась не пропускать это через себя, но осадок все равно остается…Как же быть молодому учителю в такой ситуации? Ведь постоянными двойками делу явно не поможешь… Для начала попробуем выяснить, в чем могут крыться причины такого поведения.
Ученик - мУченик
Часто бывает так, что чадо с нетерпением ждет 1 қыркүйек, но спустя пару недель школьной жизни превращается в маленького "нехочуху", которому все надоело и ничего не интересно.- Это называется красивыми словами: отсутствие мотивации, а проще говоря, лень, - поясняет психолог ВенераКокенова.
- Хорошо, если малыш открыто заявляет, что он не хочет учиться, как бы парадоксально это ни звучало, - продолжает психолог. - Хуже, если нежелание скрыто: он прогуливает школу и лишь создает видимость учебы.
В такой ситуации важны доверительные отношения в семье. Угрозы вроде "Не будешь учиться - заберу телефон!" или "Слышать ничего не хочу, ты ДОЛЖЕН учиться на пятерки!" могут лишь усугубить проблему.
- Родителям важно понимать, что ребенок может учиться и на "3", - считает Венера Кокенова. - У каждого ведь свои интеллектуальные, психологические возможности и тип нервной системы.
Проще говоря, ребенок не может "прыгнуть выше собственной головы", а постоянные невыполнимые требования чреваты неврозами.
Покажите "класс"!
Часто мамы и папы сами формируют предвзятое отношение ребенка к учебе. Например, сидя вечером на кухне, вместе с чадом обсуждают и осуждают все: новую систему образования, "которая ни к чему хорошему не приведет", молодую учительницу, "которая ничему не сможет научить"… Список продолжите сами.- Родители должны формировать у ребенка уважительное отношение к учителю и учебному процессу, - напоминает Венера Кокенова. - Родители и учитель находятся "в одной лодке" и должны помогать друг другу. Часто бывает так, что мамы вверяют чадо в руки педагога и считают, мол, все: учитель всему научит. Но чуда не будет!Без поддержки родителей ребенок просто "потеряется", у него пропадет всякое желание учиться, останется лишь неопределенность и давление со стороны общества.
Учитель начеку
От чуткости и профессионализма педагога тоже многое зависит.- Важно вовремя заметить проблему и уловить взаимосвязь между потерей интереса к учебе и тем, что стало тому причиной, - говорит Венера Кокенова. - Бывают случаи, когда нужен комплексный подход - всегда можно обратиться к школьному психологу. Он поможет и выстроить работу с "трудным" ребенком, и не допустить эмоционального выгорания учителя.
Важно найти к ученику подход, ведь у него еще нет жизненного опыта. Обязанность взрослых - поддержать "заплутавшее" чадо и помочь ему встать на верную тропу.
- Они должны мотивировать ребенка, а не бороться с его нежеланием учиться, - утверждает Венера Кокенова. - Когда мы давим, то получаем лишь противодействие. Ребенку нужно объяснить, зачем и для чего он учится.
Психолог напоминает, что обучение подрастающего поколения - это наше общее дело: родителей, учителей и просто окружающих людей.
- Учительский авторитет складывается из множества мелких событий и фактов: что ребенок слышит о педагоге дома, на улице, в СМИ, из уст сверстников, бабушек, кого угодно, - поясняет Венера Кокенова.
Не бывает чужих детей. Нет и человека, который не имел бы влияния на молодое поколение. А пока оно подрастает, нужно научиться слышать ребят, правильно интерпретировать их слова, уметь увидеть в них потаенный смысл и ни в коем случае не делать вид, что "я ничего не слышал".
Причины отсутствия мотивации
Психологическая неподготовленность к знаниям.Кроме умения считать, читать и т.д., есть еще умение делать не только то, что нравится, но и то, что нужно.
Этот навык формируется у ребенка только при его наличии у родителей.
Биологическая неподготовленность. Например, рука ребенка физически "не готова" держать ручку и писать, а его уже водят по подготовительным классам. Эта, казалось бы, легкая работа дается ему с большим трудом.
В результате малыш расходует энергию на задания, заведомо ему непосильные.
Социальная неподготовленность. Трудности адаптации могут привести к снижению желания учиться. Ребенка нужно научить наладить контакт с окружающим миром.
Симптомы "школьного невроза":
- Устойчивое сниженное эмоциональное состояние.
- Раздражительность.
- Сниженная успеваемость.
- Отсутствие желания учиться.
- Рассеянность.
- Нарушение сна.
- Частые простудные заболевания.
В копилку родителям:
- Никогда при ребенке не говорите о школе и учителе плохо.
- Чтобы понять учителя лучше, поставьте себя на его место.
- Не позволяйте эмоциям брать верх над разумом. Нельзя срываться на ребенке,
- например, при совместной подготовке
- домашнего задания.
- Следите за режимом ребенка. Дисциплина залог самостоятельности.
- Детям важно чувствовать, что их понимают, что в них верят. Помните, когда малыш чемто расстроен, ему труднее сосредоточиться и усвоить материал.
- В случае школьного конфликта будьте
- понимающим родителем, который всегда рядом.
- Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка.
- Занимайтесь самообразованием в свободное время. Дети склонны копировать ваше поведение.
- Принимайте участие в жизни класса. Школа должна стать частью семьи.