Социальный эксперимент: Как незрячие люди живут в Усть-Каменогорске
По данным Управления координации занятости и социальных программ ВКО, в Усть Каменогорске проживает более 8289 человек, ограниченных по зрению
Что мы чувствуем, когда видим перед собой человека с белой тростью или в черных очках зимой? Задумываемся ли мы, спеша по своим обыденным делам, как живут слабовидящие и незрячие люди в привычной для нас среде? Как они переходят дорогу, на что ориентируются, и созданы ли для них условия в Усть-Каменогорске?
Чтобы понять, насколько адаптированы улицы нашего города, магазины и другие социальные объекты под незрячих, нужно самому пройти через это, став "слепым"...
Прогулки в темноте
Чтобы отправиться в мир незрячих людей и понять их проблемы, мы вместе с коллегой отважились на эксперимент: он выступил в роли поводыря, а я на время стала незрячей. Для начала мы решили попробовать перейти дорогу по пешеходному переходу, который оснащен специальным звуковым сигналом только с одной стороны движения.
Закрываю глаза, надеваю черные очки и "на ощупь" выхожу на улицу. С этой минуты город становится квестом, другим миром, наполненным звуками, запахами и странными предметами, которых и не замечаю в обычной жизни. Я совершенно не понимаю, куда мне идти, как перейти дорогу по зебре, которой не вижу. Ориентируясь только на звуки и движение потока людей и машин, я иду. И тут же слышу визг тормозов. Поводырь успевает одернуть меня назад. А вслед раздается резкий окрик водителя: "Куда ты идешь, глупая!?". - "Я не глупая, я слепая!", - тихо отвечаю я, но кто меня слышит?
На следующий день продолжаем эксперимент и усложняем задачу: собираемся в магазин за продуктами. Сразу же при выходе из подъезда я натыкаюсь на яму в асфальте, а сейчас, в зимнее время, это еще и наледь на тротуарах. Медленно, постукивая тростью для слепых, продвигаюсь вперед. Дорога от подъезда до магазина, который находится за углом дома, занимает минут 15 вместо обычных двух-трех. Я подхожу к крыльцу продуктового и понимаю, что впереди меня лестница. Пять крутых ступеней преодолеваю с опаской. Захожу в магазин, абсолютно не понимамыр, где расположен тот или иной товар, иду к кассе по звуку кассового аппарата. Вежливая продавец, видимо, понимамыр, что я незрячая, спрашивает, что мне нужно. Я прошу обычные продукты: хлеб, молоко и чай. Продавец складывает все в пакет. Отбивая чек, она называет сумму - 530 тенге. Я открываю кошелек, нащупав купюру, протягиваю ее кассиру. Она говорит, что это только 200 тенге. Ищу вторую - но в кошельке лишь разные монеты, достоинства которых я не знаю. Говорю продавцу, чтобы она сама взяла нужную сумму. Но где гарантия, что она окажется честным человеком и не возьмет больше? А может быть, я уже расплатилась тысячной купюрой? Полагаясь на честность продавца, забираю продукты и выхожу из магазина. Снова натыкаюсь на препятствие в виде крутых ступеней. Спускаюсь и иду домой.
Поднявшись на четвертый этаж, вхожу в квартиру и, выдохнув, снимаю очки, открываю глаза. Становится легко и по-особенному спокойно, мир обретает привычные очертания и краски, но в голове все переворачивается, и я понимаю, что привычные для нас, обычных людей, вещи совсем не адаптированы под людей, ограниченных в своих возможностях.
К слову, хотим отметить отзывчивость большинства горожан, которые при виде слепой девушки у магазина старались помочь. Но просить о помощи или принимать ее от кого-то всегда неловко, а самому, оказывается, справиться с, казалось бы, простыми вещами очень сложно.
Чтобы столкнуться с первыми трудностями в перемещении по городу, мне хватило прожить в роли незрячей всего пару часов. А каково это - не видеть всю жизнь и при этом жить, "как все"?
Подскажите, что здесь написано?
...С Ларисой мы познакомились в библиотеке для инвалидов по зрению. Она ходит сюда каждый день уже семь лет. Здесь незрячих учат не только читать при помощи шрифта Брайля, но и танцевать под руководством профессионального хореографа. Лариса шутит, что они здесь, как "первоклассники", учатся жить заново.
Лариса - инвалид I группы, то есть не видит совсем. По улицам она передвигается с помощью проводника, который тоже слабовидящий. Однако женщина говорит, что, если бы в городе были созданы более удобные для таких, как она, условия, могла бы совершать прогулки и самостоятельно.
Женщина отмечает, что было бы очень удобно, если бы в соцучреждениях был специалист, который бы помогал слабовидящим.
Не во всех учреждениях есть и речевое оповещение в электронной очереди, к примеру, на почте, в банках оно сопровождается только сигналом, а незрячему человеку важно и слышать.
Наши двери открыты для всех
Сергей - инвалид II группы, он видит, но вместо контуров предметов и очертаний лиц лишь размытые пятна.
Мужчина рассказывает, что во многих государственных учреждениях совершенно непонятно обозначены входные двери.
Еще одна проблема для слабовидящих людей - это лестницы, которые не везде оборудованы специальными световыми указателями.
Уступите дорогу
Отдельная история, по словам моих незрячих собеседников, - пешеходные переходы. Оснащенных звуковыми сигналами - единицы. Как быть человеку, если он не видит?
Еще одна проблема связана с автобусами, в которых чаще всего не оповещают пассажиров о следующей остановке, а сами номера маршрутов совсем неразличимы в темноте. По словам незрячих горожан, этот вопрос уже поднимали члены партии "Нұр Отан", однако пока он остался нерешенным.
Современный Усть-Каменогорск совершенствуется и модернизируется. В городе открывают новые социальные объекты, создают комфортные условия для населения, но при этом часто забывают о том, что среди горожан есть и "особая" категория, интересы и потребности которой должны быть учтены.
Р.S. Мы показали лишь малую часть проблем, с которыми инвалиды по зрению сталкиваются ежедневно в своей повседневной жизни. На самом деле их, безусловно, гораздо больше.
В тему
По данным Управления координации занятости и социальных программ ВКО, из проживающих в городе более 8 тысяч человек, ограниченных по зрению 276 - дети до 18 лет.
256 зданий города - школы, больницы, магазины и другие социально значимые объекты оснащены визуальной информацией - шрифтом Брайля, цветовыми контрастными обозначениями входа/выхода, путей движения, тактильными обозначениями лестниц, кнопками вызова у входной двери.
Следующая →
Чтобы понять, насколько адаптированы улицы нашего города, магазины и другие социальные объекты под незрячих, нужно самому пройти через это, став "слепым"...
Прогулки в темноте
Чтобы отправиться в мир незрячих людей и понять их проблемы, мы вместе с коллегой отважились на эксперимент: он выступил в роли поводыря, а я на время стала незрячей. Для начала мы решили попробовать перейти дорогу по пешеходному переходу, который оснащен специальным звуковым сигналом только с одной стороны движения.
Закрываю глаза, надеваю черные очки и "на ощупь" выхожу на улицу. С этой минуты город становится квестом, другим миром, наполненным звуками, запахами и странными предметами, которых и не замечаю в обычной жизни. Я совершенно не понимаю, куда мне идти, как перейти дорогу по зебре, которой не вижу. Ориентируясь только на звуки и движение потока людей и машин, я иду. И тут же слышу визг тормозов. Поводырь успевает одернуть меня назад. А вслед раздается резкий окрик водителя: "Куда ты идешь, глупая!?". - "Я не глупая, я слепая!", - тихо отвечаю я, но кто меня слышит?
На следующий день продолжаем эксперимент и усложняем задачу: собираемся в магазин за продуктами. Сразу же при выходе из подъезда я натыкаюсь на яму в асфальте, а сейчас, в зимнее время, это еще и наледь на тротуарах. Медленно, постукивая тростью для слепых, продвигаюсь вперед. Дорога от подъезда до магазина, который находится за углом дома, занимает минут 15 вместо обычных двух-трех. Я подхожу к крыльцу продуктового и понимаю, что впереди меня лестница. Пять крутых ступеней преодолеваю с опаской. Захожу в магазин, абсолютно не понимамыр, где расположен тот или иной товар, иду к кассе по звуку кассового аппарата. Вежливая продавец, видимо, понимамыр, что я незрячая, спрашивает, что мне нужно. Я прошу обычные продукты: хлеб, молоко и чай. Продавец складывает все в пакет. Отбивая чек, она называет сумму - 530 тенге. Я открываю кошелек, нащупав купюру, протягиваю ее кассиру. Она говорит, что это только 200 тенге. Ищу вторую - но в кошельке лишь разные монеты, достоинства которых я не знаю. Говорю продавцу, чтобы она сама взяла нужную сумму. Но где гарантия, что она окажется честным человеком и не возьмет больше? А может быть, я уже расплатилась тысячной купюрой? Полагаясь на честность продавца, забираю продукты и выхожу из магазина. Снова натыкаюсь на препятствие в виде крутых ступеней. Спускаюсь и иду домой.
Поднявшись на четвертый этаж, вхожу в квартиру и, выдохнув, снимаю очки, открываю глаза. Становится легко и по-особенному спокойно, мир обретает привычные очертания и краски, но в голове все переворачивается, и я понимаю, что привычные для нас, обычных людей, вещи совсем не адаптированы под людей, ограниченных в своих возможностях.
К слову, хотим отметить отзывчивость большинства горожан, которые при виде слепой девушки у магазина старались помочь. Но просить о помощи или принимать ее от кого-то всегда неловко, а самому, оказывается, справиться с, казалось бы, простыми вещами очень сложно.
Чтобы столкнуться с первыми трудностями в перемещении по городу, мне хватило прожить в роли незрячей всего пару часов. А каково это - не видеть всю жизнь и при этом жить, "как все"?
Подскажите, что здесь написано?
...С Ларисой мы познакомились в библиотеке для инвалидов по зрению. Она ходит сюда каждый день уже семь лет. Здесь незрячих учат не только читать при помощи шрифта Брайля, но и танцевать под руководством профессионального хореографа. Лариса шутит, что они здесь, как "первоклассники", учатся жить заново.
Лариса - инвалид I группы, то есть не видит совсем. По улицам она передвигается с помощью проводника, который тоже слабовидящий. Однако женщина говорит, что, если бы в городе были созданы более удобные для таких, как она, условия, могла бы совершать прогулки и самостоятельно.
- В городе очень мало информационных табличек, переведенных на шрифт Брайля, - говорит Лариса. - Совершенно непонятно, куда ты пришел и что делать, ведь вся информация, размещенная на стендах, написана очень мелким шрифтом, который не различают слабовидящие. Если человек совсем не видит, то ему приходится просить о помощи посторонних.По словам женщины, в государственных учреждениях, например, в ЦОНах, сотрудники не оказывают помощи незрячим.
- Недавно мне нужно было воспользоваться услугами ЦОНа, и я попросила одну из сотрудниц помочь мне, - продолжает моя собеседница. - На что она ответила, что не имеет права, и посоветовала попросить кого-нибудь другого...
Женщина отмечает, что было бы очень удобно, если бы в соцучреждениях был специалист, который бы помогал слабовидящим.
Не во всех учреждениях есть и речевое оповещение в электронной очереди, к примеру, на почте, в банках оно сопровождается только сигналом, а незрячему человеку важно и слышать.
Наши двери открыты для всех
Сергей - инвалид II группы, он видит, но вместо контуров предметов и очертаний лиц лишь размытые пятна.
Мужчина рассказывает, что во многих государственных учреждениях совершенно непонятно обозначены входные двери.
- Например, в поликлинике на Бурова двери оснащены цветовыми указателями, наклейки размещены на всех дверях, но открывается из них только одна. Совершенно непонятно, куда входить и откуда выйти, - делится Сергей. - Еще, насколько я знаю, всех инвалидов в поликлиниках обслуживают вне очереди, но по факту никто не пропускает нас вперед…
Еще одна проблема для слабовидящих людей - это лестницы, которые не везде оборудованы специальными световыми указателями.
- Например, в здании Управления культуры ступени обозначены цветовой линией только с одной стороны - когда поднимаешься вверх, - присоединяется инвалид II группы Андрей. - При спуске таких указателей нет. Спускаешься на свой страх и риск - все ступени сливаются.
Уступите дорогу
Отдельная история, по словам моих незрячих собеседников, - пешеходные переходы. Оснащенных звуковыми сигналами - единицы. Как быть человеку, если он не видит?
- Я перехожу дорогу вместе со своим сопровождающим, лишь ориентируясь на звуки и движение остальных людей, - говорит Лариса. - Не все водители понимают, что перед ними незрячие, и редко пропускают. Обычно едва успеваешь остановиться, чтобы не оказаться под колесами.
Еще одна проблема связана с автобусами, в которых чаще всего не оповещают пассажиров о следующей остановке, а сами номера маршрутов совсем неразличимы в темноте. По словам незрячих горожан, этот вопрос уже поднимали члены партии "Нұр Отан", однако пока он остался нерешенным.
Современный Усть-Каменогорск совершенствуется и модернизируется. В городе открывают новые социальные объекты, создают комфортные условия для населения, но при этом часто забывают о том, что среди горожан есть и "особая" категория, интересы и потребности которой должны быть учтены.
Р.S. Мы показали лишь малую часть проблем, с которыми инвалиды по зрению сталкиваются ежедневно в своей повседневной жизни. На самом деле их, безусловно, гораздо больше.
В тему
По данным Управления координации занятости и социальных программ ВКО, из проживающих в городе более 8 тысяч человек, ограниченных по зрению 276 - дети до 18 лет.
256 зданий города - школы, больницы, магазины и другие социально значимые объекты оснащены визуальной информацией - шрифтом Брайля, цветовыми контрастными обозначениями входа/выхода, путей движения, тактильными обозначениями лестниц, кнопками вызова у входной двери.
Тақырыптар:
Социальный эксперимент в Усть-Каменогорске Незрячие в Усть-Каменогорске Люди с ограниченными возможностями в Усть-Каменогорске