Властелины серпантина: о тех, кто строят горную дорогу
Один из самых масштабных проектов в ВКО - строительство дороги в объезд Осиновского перевала - работа на трех участках кипит днем и ночью
Подрядчики в рекордные сроки прокладывают трассу в горной местности. Проезжающие мимо только диву даются, как быстро среди гор появляется новая дорога.
В преддверии Дня строителя мы решили узнать, в чем секрет оперативной работы и когда в регионе появится уникальная трасса.
Основной участок, где сейчас идет работа и который на виду у проезжающих - от Осиновского перевала до поселка Новая Бухтарма. Строители прокладывают дорогу параллельно действующей трассе. Здесь "срезают" крутые повороты, делают пологими подъемы и спуски. Но это не единственный участок, работа идет полным ходом и в лесополосе. Там строят совершенно новую трассу, а неподалеку расположился вахтовый городок, где живут строители.
Среди тех, кто строят дорогу, как восточноказахстанцы, так и астанинцы. Многие специалисты приехали из столицы и живут в вахтовом городке.
Проект рассчитан на три года, поэтому организован вахтовый метод работы. Большинство строителей горной дороги живут в вахтовом городке. Каждый может выбрать удобный график работы в зависимости от того, из какого региона приехал специалист. Кто-то работает 24 дня и шесть отдыхает, кто-то на объекте 48 дней и после 12 выходных проводит дома. Понятно, что необходимо было организовать комфортные условия для жизни.
Один из первых объектов - столовая на 90 посадочных мест, здесь строителям обеспечено четырехразовое питание, оборудованы две душевые комнаты, есть комнаты отдыха, где для досуга рабочих предусмотрели все необходимое, в том числе настольные игры. А для любителей здорового образа жизни соорудили небольшой спортивный зал, оснащенный инвентарем.
В вахтовом городке все предусмотрено так, что даже если в зимний период заметет дорогу, люди могут тут жить без проблем неделю.
Если у строителей есть возможность уезжать домой, то инженерно-технический персонал надолго оставлять объект не может. Поэтому многим пришлось буквально переехать в Зыряновский район. За некоторыми последовали и их семьи.
К слову, семья самого Айдына Майусова сейчас тоже в Восточном Казахстане. Супруга руководителя филиала родом из Усть-Каменогорска и с удовольствием вернулась за мужем в родные края, оставив на время столицу.
И даже технология укладки асфальта горной дороги особенная. Его укладывают в три слоя: восемь сантиметров черный щебень, семь - крупнозернистый асфальт и пять - щебеночно-мастичный. Но прежде чем положить слой асфальта, выезжает лаборатория, служба геодезии и инженер технадзора. Два из трех участков дороги планируют завершить уже в этом году. Останется только самый крупный и сложный - объезд Осиновского перевала и строительство моста. По проекту завершить работу строители должны летом 2020 года, и если все пойдет по плану, то проблемная горная трасса в скором времени станет короче, а главное - безопасней.
Следующая →
В преддверии Дня строителя мы решили узнать, в чем секрет оперативной работы и когда в регионе появится уникальная трасса.
Основной участок, где сейчас идет работа и который на виду у проезжающих - от Осиновского перевала до поселка Новая Бухтарма. Строители прокладывают дорогу параллельно действующей трассе. Здесь "срезают" крутые повороты, делают пологими подъемы и спуски. Но это не единственный участок, работа идет полным ходом и в лесополосе. Там строят совершенно новую трассу, а неподалеку расположился вахтовый городок, где живут строители.
Три выходных в году
Строительство дороги идет круглосуточно. С 8.00 часов на объект выходит первая бригада. Их смена продлится до 19 часов, а с 20.00 на работу заступает вторая бригада. И так работа идет с 1 шілде прошлого года. За это время дорожно-строительная компания из Астаны "АБК Автодор-НС" (дочернее предприятие строительного холдинга BI Road Construction) успела построить вахтовый городок, собрать коллектив рабочих (более 350 человек), поставить лабораторию, асфальтобетонный завод и завезти более 160 единиц техники, а главное - проделать колоссальную строительную работу.- Остановки у нас три раза в год: в конце мамыр в честь дня рождения компании, выходной в День строителя и 10-дневные каникулы в Новый год, - рассказывает руководитель Зыряновского филиала ТОО "АБК Автодор-НС" Айдын Майусов. - Причиной остановки может быть еще непогода. Но в эти дни мы просто ждем. Как только стихает метель, рабочие снова выходят на объект.
Среди тех, кто строят дорогу, как восточноказахстанцы, так и астанинцы. Многие специалисты приехали из столицы и живут в вахтовом городке.
- Экскаваторщики, бульдозеристы, автогрейдеристы - это три основные категории, где нужен опыт работы, - говорит Айдын Майусов. - Не каждый здесь сможет работать. Это горная местность, и управлять автотранспортом весом 14 тонн сложно. Прежде чем человека посадить за эту технику, мы проводим два-три ознакомительных дня. За это время определяем - может ли работник приступать к делу, есть ли смысл обучать, либо ничего не получится. Многие пробуют и уезжают.А вот бульдозеристы на горных участках должны быть только высшей квалификации. Здесь намного выше угроза аварий и обрушений, чем в степной местности.
- Механизаторский состав у нас на 60% опытные сотрудники, которые давно с нами работают на этой технике. Но у нас есть вакансии, и мы готовы принять опытных людей на работу, - говорит директор филиала.
Лагерь в горах
Проект рассчитан на три года, поэтому организован вахтовый метод работы. Большинство строителей горной дороги живут в вахтовом городке. Каждый может выбрать удобный график работы в зависимости от того, из какого региона приехал специалист. Кто-то работает 24 дня и шесть отдыхает, кто-то на объекте 48 дней и после 12 выходных проводит дома. Понятно, что необходимо было организовать комфортные условия для жизни.
- В первую очередь мы пробурили скважину и обеспечили вахтовый городок водой, - вспоминает Айдын Майусов. - Электричество дает дизельный генератор.
Один из первых объектов - столовая на 90 посадочных мест, здесь строителям обеспечено четырехразовое питание, оборудованы две душевые комнаты, есть комнаты отдыха, где для досуга рабочих предусмотрели все необходимое, в том числе настольные игры. А для любителей здорового образа жизни соорудили небольшой спортивный зал, оснащенный инвентарем.
В вахтовом городке все предусмотрено так, что даже если в зимний период заметет дорогу, люди могут тут жить без проблем неделю.
Если у строителей есть возможность уезжать домой, то инженерно-технический персонал надолго оставлять объект не может. Поэтому многим пришлось буквально переехать в Зыряновский район. За некоторыми последовали и их семьи.
- Начальники участков, прорабы, мастера живут в Серебрянске и поселке Новая Бухтарма, арендуют квартиры, - рассказывает Айдын Майусов. - За ними приехали жены и дети. Здесь сейчас живет семь семей из Астаны. Им нравится уникальная природа Восточного Казахстана, водохранилище, сосновый лес.
К слову, семья самого Айдына Майусова сейчас тоже в Восточном Казахстане. Супруга руководителя филиала родом из Усть-Каменогорска и с удовольствием вернулась за мужем в родные края, оставив на время столицу.
Дело особой сложности
Для Айдына же опыт работы в нашем регионе первый, несмотря на внушительный послужной список. За его плечами работа на таких крупных проектах, как строительство дороги Астана - Боровое, международного транзитного коридора Западная Европа - Западный Китай, Астана - Темиртау. Но специалист признается, что работа в нашей местности во многом сложнее.- То, что на степных проектах занимает месяц, здесь мы делаем три. Потому что технология сложнее, - рассказывает Айдын. - Предусмотрено укрепление русла дороги, нагорные щиты, защищающие трассу от лавин, бетонные ограждения вдоль дорог, чтобы обеспечить безопасность. Ни на одном проекте я не сталкивался с тем, чтобы мы обшивали трубы с внутренней стороны от обледенения. Это климатические особенности вашего региона.
И даже технология укладки асфальта горной дороги особенная. Его укладывают в три слоя: восемь сантиметров черный щебень, семь - крупнозернистый асфальт и пять - щебеночно-мастичный. Но прежде чем положить слой асфальта, выезжает лаборатория, служба геодезии и инженер технадзора. Два из трех участков дороги планируют завершить уже в этом году. Останется только самый крупный и сложный - объезд Осиновского перевала и строительство моста. По проекту завершить работу строители должны летом 2020 года, и если все пойдет по плану, то проблемная горная трасса в скором времени станет короче, а главное - безопасней.