Өскемен
ясно
-18°
  • Өскемен
    -18°
  • Алматы
    -7°
  • Астана
    -9°
  • Ақтөбе
    -7°
  • Актау
    +3°
  • Орал
    -4°
  • Қарағанды
    -9°
  • Көкшетау
    -10°
  • Қостанай
    -10°
  • Қызылорда
    -6°
  • Павлодар
    -16°
  • Петропавловск
    -12°
  • Тараз
    -2°
  • Туркестан
    -6°
  • Шымкент
    +2°
$
515.25
+0.32
535.91
-0.13
¥
70.6
+0.05
5.18
ҚР Ұлттық банк курстары

Егер бір оқиғаның куәсі болсаңыз, құқығыңыз бұзылса немесе қандайда бір мәселені көтергіңіз келсе, бізге хабарласыңыз

Женщина из Усть-Каменогорска спасла жизнь ребенку с лейкозом из Шымкента

Она сдала свою кровь, став донором ГСК - гемопоэтических стволовых клеток (их еще называют клетками костного мозга)

Усть-Каменогорск и ВКО / Женщина из Усть-Каменогорска спасла жизнь ребенку с лейкозом из Шымкента
Фото:
Устинка LIVE

Зухра Пансевич сдает кровь как донор с 2000 года. Впервые в ВК Областной Центр крови ее привел муж. Семья полностью поддержала решение помогать другим. И когда в 2017 году Зухра подписывала документы на постановку в Национальный регистр ГСК, рядом вновь был супруг, который сделал этот шаг вместе с ней. А в ноябре 2019 года ей уже позвонили и сказали, что у нее есть генетический близнец – реципиент ГСК, мальчик девяти лет со страшным диагнозом лейкоз, передает корреспондент Устинка LIVE.

Зухра Пансевич

Зухре 45 лет. Молодая, красивая восточная женщина с невероятно добрыми глазами и теплым голосом рассказала в интервью корреспонденту Устинка LIVE, что, не раздумывая согласилась и поехала в Астану на процедуру сдачи ГСК. Она сама мама двоих детей. Просто не могла оставаться в стороне от чужой беды. К слову, старшему сыну Зухры уже 26 лет, младшему - 24. Работает женщина поваром в одном из местных кафе.

В целом вся процедура заняла пять дней, с дорогой – неделю. И проживание, и дорогу мне оплатили, - рассказала Зухра Пансевич. - В Астане ставили уколы внутривенно. Ничего болезненного в этом нет, как и побочных эффектов никаких. Я жива, здорова и, слава Богу, работаю. Прилетела и уже на следующий день я вышла на работу. Из одной руки у вас берут кровь и в другую возвращают. Но есть одно "но" - сидишь весь день. Это не всем удобно. А так ничего страшного. Почему бы и нет, если в этом заключается спасение чьей-то жизни? На работе не знали, зачем я еду в Астану. А потом увидели статью в Instagram и стали подходить, поздравлять. А одна коллега даже заплакала. У нее своих детей нет, и когда я объяснила, почему я так поступила, то она прослезилась.

Ради спасения чьей-то жизни – идти до конца

Потом Зухра пыталась узнать, как сложилась судьба ребенка, для которого она сдавала гемопоэтические стволовые клетки, и ей сообщили, что он уже пошел в школу. А недавно во время поездки в Алматы на конференцию, проходившую 12 қыркүйек, посвященную 90-летию службы крови РК, Зухра узнала, что мальчик сам хочет с ней встретиться. Тем, кто сомневается, состоявшийся донор ГСК советует не сходить с дистанции.

Не оглядываться назад. Идти вперед! Мы – доноры стволовых клеток, спасаем чью-то жизнь. Не надо сомневаться ни в чем. Нужно идти до конца! – говорит она. - И самое главное - я благодарна врачам, которые занимаются с донорами. Нужно иметь для этой работы очень крепкие нервы. Нужно уметь убеждать и разговаривать с людьми. Не каждый соглашается сразу. Низкий поклон врачам, которые занимаются этим большим делом, и я очень рада была с ними познакомиться и стать к этому причастной!

Как стать донором ГСК?

Как рассказала директор ВКО Центра крови Светлана Шмурыгина, работа по формированию регистра доноров ГСК в стране началась с 2012 года.

Мы еще с того времени начали информационно-разъяснительную работу по разъяснению донорства ГСК. По Казахстану этот регистр существует с 2012 года. Научно-Производственный центр трансфузиологии в Астане с тех самых пор ведет работу по созданию регистра, - говорит Светлана Шмурыгина. – Донором ГСК может быть любой человек возрастом старше 18-ти лет и младше 45-ти, весом не менее 50 килограмм, не имеющий никаких противопоказаний к донорству крови, без тяжелых хронических заболеваний, решивший дать шанс для спасения жизни больных с гематологическими и онкологическими заболеваниями. Пока в нашей области только один донор ГСК - это Зухра Пансевич. В регионе есть еще два потенциальных донора. Сейчас в Астане их кровь проходит, углубленные исследования по фенотипу. Если все будет хорошо, мы надеемся, что процедуры донации состоятся.

Чтобы попасть в регистр, донор просто сдает девять миллилитров венозной крови в пробирку и заполняет анкету, походит осмотр врача-трансфузиолога. В случае, если человек становится потенциальным доном, подходя кому-то из реципиентов, ему предлагают вылететь в Астану на процедуру донации ГСК.

Светлана Шмурыгина

Донору предоставляется листок о временной нетрудоспособности, который оплачивается по месту работы, - поясняет Светлана Шмурыгина. - Все транспортные расходы и проживание оплачивает Научно-Производственный центр трансфузиологии. В Астане по приезду донору делают уколы – лекарственную стимуляцию и стволовые клетки активно поступают в кровяное русло в большем количестве, нежели обычно. Что такое костный мозг? Это мягкая ткань, находящаяся в трубчатых костях, грудине, ребрах. Стволовые клетки находятся в этом костном мозге и дифференцируются в клетки крови (эритроциты и тромбоциты, лейкоциты) и поступают в кровь. Если у человека наступает заболевание, например, апластичкская анемия или острый лейкоз, то эти клетки перестают вырабатываться. Или они вырабатываются, но атипичные.

Сейчас заготовка стволовых клеток, по словам Светланы Александровны, осуществляется из периферической вены, настолько технологии шагнули вперед. Донор находится в комфортных условиях, аппарат в замкнутой системе забирает кровь и сепарирует ее на плазму, стволовые и другие клетки и возвращает кровь обратно, отделив стволовые клетки. Это абсолютно безболезненная процедура. Но занимает она около четырех-пяти часов. Процесс трудоемкий и потому требует терпения. Клетки вырабатываются костным мозгом постоянно, и человек быстро восстанавливается и возвращается к нормальной жизни сразу после процедуры донации.

Весь мир это продвигает. Германия имеет миллионный регистр, Турция, Израиль - у них очень развито донорство стволовых клеток. Мы – страны СНГ - еще запаздываем, - констатирует директор ВКО Центра крови. - А между тем у нас в стране появляется ежегодно по 300 больных, которым требуется пересадка стволовых клеток. У этих людей есть надежда на выздоровление, а у нас есть возможность им помочь, но, увы, нет доноров ГСК, совместимых по фенотипу.

Мифы, которые лишают шанса на жизнь…

В каждом регионе есть план по привлечению доноров ГСК. Дважды в год в ВКО Центре крови проводятся акции, посвященные именно этому виду донорства. Специалисты Центра крови ведут широкую просветительскую деятельность по агитации населения региона к донорству ГСК, затем обеспечивают предоставление сведений и образцов крови потенциальных доноров ГСК.

Центр крови

С 2012 года доноры вступали в регистр и совпадения по фенотипу тоже встречались – было два случая в ВКО. Однако те потенциальные доноры от процедуры донации ГСК в Астане отказались. Причиной стали мифы, которые до сих пор окутывают тему донации ГСК.

Я сама лично беседовала с потенциальным донором. Женщина считала, что это опасно, страшно и чревато последствиями для здоровья. Потому она категорически отказалась. Тогда было мало информации об этом, - поделилась Светлана Александровна. – Не должно быть никаких страхов в таком деле, как донорство. Страх страхом, но когда проведена работа и потрачены немалые средства на обследования и лабораторные исследования на уровне ДНК, и когда приходит информация, что результаты совместимы, а донор говорит, что не поедет. Так нельзя. Донор, подписывая анкету должен понимать, что он дает согласие. Это должно быть осознанное личное решение каждого и в том числе решение идти до конца. Ведь от него зависит чья-то жизнь. А отказ задерживает шанс человека на спасение.

А ведь второго такого шанса у него может и не быть. Шанс на совпадение составляет всего 1 на 10 000.

Мы поинтересовались, возможно ли, когда в ВКО наконец достроят Многопрофильный гематологический центр, куда было закуплено высококлассное дорогостоящее оборудование для заготовки и хранения стволовых клеток, в перспективе проведение донации ГСК, не выезжая за пределы области.

процедура

Имеется вероятность того, что в регионе можно будет производить аутотрансплантации, когда стволовые клетки забирают у самого пациента и ему же вводят, - отметила Светлана Шмурыгина. - Они встраиваются в костный мозг, замещая атипичные клетки, костный мозг начинает функционировать, выделяя нормальные клетки. Это простая процедура. А после можно будет даже заниматься аллотрансплантацией столовых клеток. То есть донорам уже не нужно будет ездить в Астану. Ведь в перспективе такая возможность имеется и для этого уже специально обучают врачей-гематологов за рубежом.

Казахстанский регистр доноров ГСК входит в Международный регистр доноров ГСК, ведь так вероятность совпадений увеличивается в разы. Известно, что население Земли мигрировало, и потому генотип распространялся по разным ее частям. Не так давно донор ГСК из Казахстана подошел реципиенту в Италии. Всего в РК провели 15 неродственных трансплантаций ГСК. В стране всего около 12 000 потенциальных доноров гемопоэтических стволовых клеток, около 900 из них - восточно-казахстанцы.

21 қыркүйек во всем мире отмечают Всемирный День донора костного мозга (третья суббота қыркүйек). Чем больше доноров в регистре страны, тем выше шансы у тех, кто ждет пересадку.

Следующая →