Это интересно: почему именно елка стала символом Нового года
В первоисточнике христианской религии - Новом Завете, никакого упоминания о рождественском древе не найдено, упоминаются пальмовые ветви, которыми встречали Христа в Иерусалиме
Пальма в христианстве была символом борьбы со смертью, передает корреспондент Устинка LIVE.
Первые упоминания о елке встречается в легенде о Святом Бонифации, английском епископе, который был миссионером в начале VII века на территориях Германии и Франции. Он, чтобы доказать силу и славу Божию, попрать язычество и идолопоклонство, срубил священное Древо Одина, провозгласив при этом: «…пихта христианства вырастет на корнях срубленного дуба язычества». Из пня проросла елочка, как символ превосходства христианства над язычеством.
Однако, чтобы елка стала символизировать Рождество Христово прошло еще очень много времени. Хотя, традиция украшать ель в лесу появилась именно в Западной Европе. Это стало довольно распространенным явлением, когда елка перед наступлением солнцеворота украшалась и являлась атрибутом языческих обрядов. Чтобы лучше ладить с народом священники «переобули» традицию, и она наполнилась христианским содержанием. В России елка как новогоднее дерево появилась во времена великих реформ. Петр I в своем указе 20-го дня желтоқсан 7208 года (ныне 1699 год) велел перенести новый год с 1 қыркүйек на 1 қаңтар, а также, «было велено пускать ракеты, зажигать огни и украшать столицу хвоей». Ввиду многих преобразований в те времена, и эта традиция потерялась в череде нововведений, а после смерти Петра на некоторое время позабылась. Вспомнили же о рождественском дереве в Российской империи спустя сотню лет. Бывшая прусская принцесса Шарлотта, ставшая императрицей Александрой Федоровной, женой императора Николая I, в канун 1817 года распорядилась установить новогоднюю елку в личных покоях. С этого времени во дворце установили традицию празднования Рождества и Нового года с подарками под елкой. И все же среди населения традиция не прижилась вплоть до середины XIX века. Но случился культурный модный бум на немецкую культуру и произведения, особенно на Гофмана с новогодним «Щелкунчиком».
Елочный ажиотаж захватил культурную столицу еще на полвека. Через украшения новогодней елки хозяева демонстрировали гостям свою состоятельность и принадлежность к моде. Елки украшали разными сладостями, яркой мишурой и восковыми свечами. Сладости на елке символизировали «сладость духовных даров», которые волхвы поднесли младенцу Иисусу в день рождения. Католические священники же предложили на маковку елок ставить звезду, которая символизировала бы Вифлеемскую звезду, засиявшую в небе при рождении Христа. Блеск огней и свечей, блестящее украшение мишурой елки, символизировали сияние «благодатного света», пронизывающего мир. Удивительным и парадоксальным сейчас покажется, но серьезным противником елки, как иноземного и языческого по своему происхождению обычая, стала православная церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях. С 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками. Вместе с Рождеством отменялась и елка, ставшая его символом. Дерево, против которого когда-то выступала православная церковь, теперь стало называться «поповским» обычаем. Реабилитировали елочку только через 10 лет. В конце 1935 года елка была не просто возрождена, она превратилась в новый праздник, получивший простую и четкую формулировку: «Новогодняя елка — праздник радостного и счастливого детства». Изображение Вифлеемской звезды было заменено на Красную звезду, а в качестве украшений стали использовать не ленты, свечи и ангелочков, а модели самолетов, велосипедов, ракет, фигурки космонавтов и героев русских сказок. В наше время самым простым украшением стали обыкновенные разноцветные шары. Традиция устанавливать новогоднюю елку обрела поистине всенародный характер. Без нее кажется, что и праздник не наступил, и чудес не случится. А вы уже нарядили елочку?