В Восточном Казахстане развивается фрирайд
Как отчаянные лыжники Восточного Казахстана продвигают новый вид туризма и зимних развлечений
По красоте природы наш регион нередко сравнивают со Швейцарией. Вершины гор - сродни альпийским - ни в чем не уступают по высоте и крутости склонов. Одно плохо - туристическая отрасль пока находится в стадии развития, причем начального. Это отмечают местные гиды и туристы, приезжающие к нам из-за рубежа. Однако есть среди них и те, кого влечет именно эта нетронутость природного ландшафта и неразвитость инфраструктуры, особенно зимой, передает корреспондент Устинка LIVE.
Это фрирайдеры. Им в радость подняться по нетронутому снежному покрову в горы, а затем съехать вниз по девственно чистому белому снегу, почувствовать себя первопроходцем и испытать небывалый драйв.
Посчастливилось недавно встретиться с неисправимыми романтиками, любящими природу родного края - гидами и организаторами активных туров по ВКО и ЮКО. В частности, мы беседовали о набирающем популярность течении зимнего спорта - фрирайде и проблемах внутреннего туризма.
Где не ступала нога человека
Фрирайд - это свободный спуск по неподготовленному склону.
Фрирайд - не просто модное течение, а целый пласт культуры активного вида спорта и туризма.
Так исторически сложилось, что фрирайд зарождался в наших краях, когда еще и слова-то такого модного не знали.
1960-е годы стали отправной точкой в развитии горнолыжного спорта в Восточном Казахстане. Тогда в Усть-Каменогорске появились первые канатные дороги. Оказывается, именно в Риддер в 1970-х начали приезжать на сборы спортсмены из других республик СССР, например, Белоруссии.
Почему именно сейчас этот вид спортивного туризма стал так популярен? Ответ прост - спортивный образ жизни снова в тренде.
"Парня в горы тяни, рискни…"
Кажется, все элементарно - имея лыжи и определенную физподготовку, можно смело двигать в горы, да не тут-то было! На одних лыжах, как выяснилось, далеко не уедешь.
Зимний фрирайд - точно не для новичков. Их сразу нельзя брать в большие горы в опытную группу - не выдержат. Задержат участников тура и сами только в снегу накувыркаются. Здесь нужно уметь правильно одеться - много важной экипировки. Необходимо как следует изучить правила безопасности, иметь хорошую физическую подготовку, уметь оценивать свои силы, лавинную опасность, рельеф и уметь работать в группе.
В нашем регионе, кстати, очень безопасно кататься по сравнению с Алматы. Здесь стабильный снег, этим и славится Восточный Казахстан.
В Алматы в это же время года, если ты задел снег чуть не так - все, тебя не найдут. Только весной, когда снег растает. Особенность такого отдыха в том, что он с повышенными рисками.
Этот риск для туристических групп должны просчитывать специально обученные гиды и спасатели, однако таковых в нашем регионе практически нет.
Нехватка кадров и комфорта
Кроме того, во всем Казахстане нет ни одного сертифицированного гида по фрирайду. Отсюда проблема привлечения в регион интуристов с высокими требованиями и соответствующим уровнем.
В Киргизии есть. Но у них своя школа, обучающая таких специалистов. А у иностранцев прописано, что с группой должен работать сертифицированный по международным стандартам гид. Несколько человек из Алматы там сейчас учатся. Учеба длится четыре года. Чтобы получить сертификат, нужно сдать экзамен.
Одним из главных недочетов инфраструктуры, кроме отсутствия хороших трасс, является состояние придорожных туалетов.
Казахстанцы не так давно стали интересоваться внутренним туризмом. Это случилось примерно четыре года назад. Эксперты по туризму считают, что пока он находится в зачаточном состоянии. Многие туроператоры только прорисовывают маршруты. Комплексного подхода как такового еще нет. И сколько лет еще понадобится для его полноценного развития, неизвестно.
Следующая →
Это фрирайдеры. Им в радость подняться по нетронутому снежному покрову в горы, а затем съехать вниз по девственно чистому белому снегу, почувствовать себя первопроходцем и испытать небывалый драйв.
Посчастливилось недавно встретиться с неисправимыми романтиками, любящими природу родного края - гидами и организаторами активных туров по ВКО и ЮКО. В частности, мы беседовали о набирающем популярность течении зимнего спорта - фрирайде и проблемах внутреннего туризма.
Где не ступала нога человека
Фрирайд - это свободный спуск по неподготовленному склону.
- Есть два вида склонов - подготовленные, где есть ратраки, укатывающие трассу, канатки и неподготовленные, но ратрак, который называется сноукэт, выполняет функцию подъема людей наверх, - поясняет эксперт по туризму, гид Вячеслав Егоренко. - Фрирайдом можно считать и жесткий надув, наст, где лыжники обычно не катаются. Словом, это дикое место, куда никто не ходит.
Фрирайд - не просто модное течение, а целый пласт культуры активного вида спорта и туризма.
- Мы возим людей не на горнолыжные базы, а в места, "где не ступала нога человека", - рассказывает организатор активных туров Ярослав Дубоделов. - Даем возможность человеку провести первую линию по нетронутому снегу. У зимнего фрирайда множество направлений - скитур - подъем на лыжах, бэккантри - свободный пеший подъем, можно "забрасываться" в горы с помощью техники - вертолетом, ратраком, на снегоходах. Есть многодневные бэккантри-выходы с ночевкой в домике лесника или прямо на снегу в палатках. Бывает и летний фрирайд - на велосипеде.
Так исторически сложилось, что фрирайд зарождался в наших краях, когда еще и слова-то такого модного не знали.
1960-е годы стали отправной точкой в развитии горнолыжного спорта в Восточном Казахстане. Тогда в Усть-Каменогорске появились первые канатные дороги. Оказывается, именно в Риддер в 1970-х начали приезжать на сборы спортсмены из других республик СССР, например, Белоруссии.
- Мы недавно были в Риддере и поднялись в горы скитуром. Встретили там пожилых лыжников - от 60-ти до 70-ти лет - на тонких, еще советских деревянных лыжах. И они ходят так уже около сорока лет, и это фрирайд в чистом виде, - рассказывает Ярослав.
Почему именно сейчас этот вид спортивного туризма стал так популярен? Ответ прост - спортивный образ жизни снова в тренде.
"Парня в горы тяни, рискни…"
Кажется, все элементарно - имея лыжи и определенную физподготовку, можно смело двигать в горы, да не тут-то было! На одних лыжах, как выяснилось, далеко не уедешь.
- Если широко мыслить, мы собрались, взяли лыжи, экипировку, если есть своя, а нет - пошли в прокат. Сейчас все доступно. Пошли с друзьями, скинулись на бензин, взяли лыжи, поднялись в гору, скатились - говорит Вячеслав Егоренко. - Цены - от самых бюджетных - 5-10 тысяч в день до самых дорогих - аренда вертолетов для заброса на вершину.
- Для среднестатистического человека это действительно дорого, - добавляет Ярослав. - Слава, например, гидовал с вертолетом в этом году с немецкой группой туристов. Но нынешней зимой в Восточном Казахстане "откатали" всего три иностранные группы. Три-четыре дня поскитурить зимой стоит в районе 60-70 тысяч тенге. Туда входит питание, проживание на базе, гид, который водит по локациям. Если привлечь технику, обойдется вдвое дороже.
Зимний фрирайд - точно не для новичков. Их сразу нельзя брать в большие горы в опытную группу - не выдержат. Задержат участников тура и сами только в снегу накувыркаются. Здесь нужно уметь правильно одеться - много важной экипировки. Необходимо как следует изучить правила безопасности, иметь хорошую физическую подготовку, уметь оценивать свои силы, лавинную опасность, рельеф и уметь работать в группе.
- Нельзя всей группой ломиться на склон и создавать тем самым лавинную опасность. От этого зависит жизнь идущих рядом людей, - объясняет Ярослав. - На горнолыжке все предельно безопасно. К примеру, даже если человек получил травму, прибудут спасатели. Но тут - в горах - ты сам за себя и при тебе аптечка, БЩЛ - бипер - датчик, щуп, лопата, лавинный рюкзак.
В нашем регионе, кстати, очень безопасно кататься по сравнению с Алматы. Здесь стабильный снег, этим и славится Восточный Казахстан.
В Алматы в это же время года, если ты задел снег чуть не так - все, тебя не найдут. Только весной, когда снег растает. Особенность такого отдыха в том, что он с повышенными рисками.
Этот риск для туристических групп должны просчитывать специально обученные гиды и спасатели, однако таковых в нашем регионе практически нет.
- Горный специализированный спасатель на базе, который бы знал, как копать шурф (фото 1), как делать снежный тест и работать с лавинным щупом - на вес золота, - говорит Вячеслав. - У нас таких нет. Если бы здесь сформировалась хорошая школа горных спасателей, было бы здорово. Потому что, я думаю, в перспективе в Риддер войдет большой инвестор, который вложит средства в горный туризм, и тогда нам будут нужны специалисты. Если бы Риддер не был тупиковым городом, здесь бы давно сделали туристическую Мекку типа Шерегеша. Мы привлекаем небольшое количество туристов, отсюда медленное развитие. С другой стороны, как фрирайдер я вижу в этом и плюс. К примеру, на том же Шерегеше куча канаток. Там выпал снег, и сразу на склон выходит тысяча людей. А у нас сохраняется природная аутентичность. Ты всегда можешь быть уверен, что найдешь нетронутый снег и сможешь проехать по свежему, даже если осадков не было месяц. А если наладят инфраструктуру и поставят кучу канаток, сразу пропадет атмосфера!
Нехватка кадров и комфорта
Кроме того, во всем Казахстане нет ни одного сертифицированного гида по фрирайду. Отсюда проблема привлечения в регион интуристов с высокими требованиями и соответствующим уровнем.
- Это выяснилось, когда поступил запрос из Киргизии от группы иностранных туристов, - рассказывает Ярослав. - Я стал изучать вопрос, и оказалось, что таких у нас нет ни в Алматы, ни в ВКО.
В Киргизии есть. Но у них своя школа, обучающая таких специалистов. А у иностранцев прописано, что с группой должен работать сертифицированный по международным стандартам гид. Несколько человек из Алматы там сейчас учатся. Учеба длится четыре года. Чтобы получить сертификат, нужно сдать экзамен.
Одним из главных недочетов инфраструктуры, кроме отсутствия хороших трасс, является состояние придорожных туалетов.
- Улучшение инфраструктуры должно идти системно, - уверен Вячеслав Егоренко. - В декабре 2019-го мы обсуждали установку СГО (санитарно-гигиенических объектов) - туалетов по ВКО. Мне предложили исследовать проблемные места и вынести рекомендации, где их лучше установить. Мы выполнили техническое задание, поставили геолокации, прикрепили фотографии. Серьезно подошли к делу, но не знаю, как это будет теперь реализовано. Если мы делаем дороги, то должны ставить и туалеты, беседки.
Казахстанцы не так давно стали интересоваться внутренним туризмом. Это случилось примерно четыре года назад. Эксперты по туризму считают, что пока он находится в зачаточном состоянии. Многие туроператоры только прорисовывают маршруты. Комплексного подхода как такового еще нет. И сколько лет еще понадобится для его полноценного развития, неизвестно.
- Фрирайд - катание на сноуборде или горных лыжах вне подготовленных трасс и вне области обслуживания горнолыжной индустрии.
- Ратрак - специальное транспортное средство на гусеничном ходу, используемое для подготовки горнолыжных склонов и лыжных трасс, а также для транспортировки грузов, перевозки людей при спасательных работах.
- Скитур - прохождение маршрутов по пересеченной местности на специальных лыжах, включающее подъемы и спуски.
- Бэккантри - пешее восхождение на вершины, не оборудованные механизированными средствами подъема с дальнейшим спуском на лыжах или сноубордах по неподготовленным склонам.