Поддать пиару: сколько власти тратят на имидж государственной политики
Из-за пандемии коронавирусной инфекции прошлый год прошел под эгидой тотальной экономии бюджетных средств
Однако все, что коснулось праздничных мероприятий, никоим образом не отразилось на поддержке государственных СМИ — информационный заказ свои позиции не сдал, финансирование отдельных средств массовой информации лишь усилилось, передает корреспондент Устинка LIVE.
В проекте бюджетной программы 003 "Проведение государственной информационной политики", опубликованном в июле прошлого года, говорилось о размещении госинформзаказа с 2020 по 2022 годы на сумму в 155 миллиардов тенге. В 2020 году — 50 053 357 000 тенге, в 2021 году — 52 011 698 000 тенге, в 2022 году — 53 696 903 000 тенге. Администратором бюджетной программы является Министерство информации и общественного развития РК.
Отчасти это произошло из-за необходимости формирования адекватной обстановки в обществе, которая сложилась из-за ряда ограничений и эпидемиологической ситуации и вполне обоснованно.
С другой же стороны направления, на которые выделяются баснословные суммы, отнюдь не всегда, на субъективный взгляд автора, эффективны.
Впрочем, суммы уже неоднократно менялись — где-то в сторону незначительного увеличения, где-то, наоборот, подрезались и минимизировались.
Сытый кот мышей не ловит
За прошедшее полугодие на информационные услуги государственные органы республики, согласно данным портала госзакупок, уже потратили 18 миллиардов 816 миллионов 495 тысяч 767 тенге. Это открытые данные, при желании любой может ознакомиться со строкой расходов, финансируемых из республиканского, областных и городских бюджетов.
Конец первого полугодия в ВКО также ознаменовался новым распределением бюджетных средств среди представителей местных средств массовой информации. Лот № 41832090-ОИ4, выставленный на портале государственных закупок под названием: "Услуги по SMM-сопровождению", стоимостью 60 миллионов 357 тысяч 142 тенге (сумма без НДС), достался ТОО"Шығыс Ақпарат" — лидеру по освоению медиабюджета области, чьим учредителем является управление по государственным закупкам и коммунальной собственности ВКО. На балансе предприятия находятся газеты "Рудный Алтай", "Дидар", сайты altaynews.kz, rudnyi-altai.kz и ;почему-то неработающий официальный shygys-akparat.kz. Есть у них на балансе и достаточно внушительный перечень SMM-специалистов, которые занимаются информированием населения в социальных сетях (паблики, группы). Конкурс состоялся на условиях "из одного источника по несостоявшимся закупкам" (см. Скриншот № 1).
В целом в этом году на освещение государственной политики ТОО"Шығыс Ақпарат" с Управлением внутренней политики области заключило (по данным с сайта госзакупок) три договора на сумму порядка 180 миллионов тенге (см. № 2).
Скриншот № 2
В перечень поставляемых по лоту № 41832090-ОИ4 услуг, которыми будет заниматься ТОО "Шығыс Ақпарат", входит "подготовка и размещение текстовых, аудиовизуальных и графических материалов на казахском и русском языках о ходе реализации послания главы государства, по разъяснению актуальных вопросов государственной политики, с продвижением в популярных группах/пабликах/страницах социальных сетей ВКО". Сумму и заказ необходимо отработать до конца года. В техспецификации прописано создание "аудиовизуальных материалов новостного характера" с размещением их в социальных сетях, "создание с согласованием с заказчиком сценарного хода аудиовизуальных материалов с написанием сценария и привлечением актеров", "создание и размещение текстовых постов новостного характера", репортажи, проведение прямого эфира, а также (самое интересное) "размещение текстовых постов лидеров общественного мнения (список письменно согласовать с заказчиком)". Кто именно из лидеров общественного мнения будет выступать в интервью под режиссуру, после чего ролик "с правильной политикой" разойдется по соцсетям, неизвестно. Главное, чтобы они действительно работали, а не получали ежемесячно на протяжении полугода без договора по n-ной сумме за молчание…
Информационный пирог
К слову, за 2021 год, согласно сформированному отчету о проведенных государственных закупках товаров, работ, услуг, УВП ВКО потратило на информационную политику немалую сумму.
К примеру, на услуги по печатанию и воспроизведению (не путать со СМИ) потратили 2 712 500 тенге. На услуги по производству кино-, видеофильмов и телевизионных программ, фонограмм и музыкальных записей пустили 19 192 857 тенге. Отдельной строкой стоит отметить "услуги информационные" — всего 30 договоров, а общая сумма за 2021 год составила 289 239 085 тенге.
Что примечательно, из них открытым конкурсом лотов провели только 17 689 730 тенге (означает, что участвовать могли все СМИ), а вот по излюбленной формулировке "из одного источника по несостоявшимся закупкам" договоров заключили на 245 268 640 тенге. Гадать, кто был в приоритете у местных медиазаказчиков, наверное, не стоит — в планах УВП ВКО на 2021 год на ТОО "Шығыс Ақпарат" изначально было запланировано 167 758 416 тенге (см. № 3).
Скриншот № 3
К слову, по стране открытым конкурсом освоили всего 2 400 562 799 тенге, в то время как львиную долю договоров также заключили "из одного источника" — на 8 689 879 224 тенге, а поставщиками являются государственные медиахолдинги и аффилированные СМИ.
"Из одного источника" - туманная формулировка, отлично известная людям, сведущим в госзакупках, иногда означающая предварительный отсев конкурентов, который достигается благодаря тщательно проработанной технической спецификации лота под определенные критерии и, соответственно, поставщика. Это когда хочет чиновник, к примеру, купить Land Cruiser последней модели, а написать прямо об этом не может, тогда в дело вступают "специалисты", формирующие "техспец". В требованиях прописывается комплектация авто без указания его марки, вуаля — желаемое за действительное!
Таким образом в республике большую часть финансирования получает, например, АО "РТРК "Казахстан" (в корпорацию входят национальный телеканал "Qazaqstan", телеканалы "Qazsport", "Balapan", "Tamasha TV", несколько радиостанций и региональные телерадиокомпании). В 2019 году, по данным из открытых источников, сумма их финансирования составила порядка 21 миллиарда тенге, в то время как общая сумма госзаказа составила около 49 миллиардов тенге.
Государственный информационный заказ, уходящий под нужды государственных же СМИ, явление сколь предсказуемое, столь и привычное. Жить нужно всем изданиям, независимо от статуса их зависимости или независимости (извините за каламбур), а муниципальным газетам и сайтам, чье бюджетное финансирование превышает доходы от рекламы, так сам бог велел.
Никто не говорит, что это настолько плохо, насколько только можно себе представить, ведь основная цель госмедиа — сформировать общество, которое никого не дискриминирует и не разделяет. Вот только с этой функцией восьмиполосные газеты, на полях которых ровным счетом никакой критики просто не помещается (а какая жизнь без ошибок и их исправления?), не шибко-то и справляются.
Возможно, только с этой благой целью внутренняя политика как города, так и области решила войти в пространство Instagram, чтобы дать нынешнему потребителю увидеть воочию, насколько мудро осуществляется работа по управлению человеческими массами. Блогеры и созданные "на коленке" паблики наконец-то отломили "кусок пирога" — после тщательно выверенной критики госструктур государственный информационный заказ начал перепадать и им. Не пытаемся унизить работу отдельных коллег, которые почему-то причисляют себя к журналистскому сообществу, но лишь хотим подчеркнуть — в нашей стране на госзаказе (частичном или нет) живут не только официальные СМИ (см. № 4).
Скриншот № 4
За прошедший период в Усть-Каменогорске на государственный информационный заказ, в который входит создание новостных материалов, роликов об общественно-политической жизни и просто тематических картинок, потратили 65 116 107 тенге. Открытым конкурсом провели на сумму 26 968 285 тенге. Из "одного источника по несостоявшимся закупкам" — на 37 454 607 тенге, "путем прямого заключения договора" — "наколотили" еще на 693 214 тенге.
Большой брат бдит
Помимо прочего, отметим, что периодически, а точнее, на постоянной основе чиновники нанимают компании, которые мониторят статьи и ролики в СМИ, записи в социальных сетях, посты, а также комментарии пользователей. Официально это делается с целью обнаружения информации, создающей угрозу общественно-политической стабильности.
К примеру, ТОО "Imas Group". Довольно успешная фирма, которая профессионально занимается мониторингом и предлагает широкий спектр услуг своим заказчикам по выявлению репутационных угроз, критике, негативу, дезинформации. Своим клиентам, в число которых, судя по всему, входит немалый правительственный сектор, компания также анонсирует возможность отследить уровень репутации министра/акима/руководителя, государственных программ, реформ, инициатив", предлагая "повышать уровень доверия населения". В клиентской базе у них числится акимат ВКО (см. №5).
Скриншот № 5
В 2021 году на их услуги ГУ "Отдел внутренней политики Глубоковского района" потратил 990 тысяч тенге. Хотя, судя по всему, этот госорган является частым клиентом частной компании, которая занимается информационным мониторингом: в 2020 году был заключен договор на сумму 790 тысяч тенге, в 2019 году — на 490 тысяч тенге. Список наших областных госструктур, желающих выявить общественный настрой за бюджетные деньги, можно продолжать долго — тут и ОВП Шемонаихинского района присутствует, и Зайсанского (см. № 6).
Скриншот № 6
Примечательно, что, несмотря на армию своих специалистов (иначе такие крупные госзаказы сложно было бы объяснить), в 2020 году ТОО "Шығыс Ақпарат" заключало контракт на аналогичные услуги, цена вопроса — 7 миллионов 940 тысяч тенге. Хотя и в 2019 тоже были — на 6 миллионов 200 тысяч тенге (см. № 7).
Скриншот № 7
Все бы ничего, мониторинг действительно необходим — разгул преступности в Сети неуклонно растет, вот только уже есть официальное ведомство, которое этим занимается — "Центр мониторинга и анализа" при Министерстве информации и общественного развития РК, филиалы которого имеются при Управлениях внутренней политики областных акиматов. Кто поручится, что подобные госзакупки не направлены на то, чтобы выявлять негативные комментарии, а после сбора информации — бороться с их авторами? Хотя, может, и нет.
Вот в прошлом году в Сети разгорелся скандал, когда пользователи обнаружили на сайте госзакупок лот, в условиях исполнения которого был пункт "размещение позитивно-нейтральных комментариев на информационно-аналитических площадках, форумах, блогах, новостных лентах и соцсетях в количестве не менее 1000 в месяц на основе материалов, предоставленных заказчиком". Вот так и живем…
К слову, мы как-то обещали рассказать читателю о целой корпорации троллей, восседающих за компьютерами и строчащих нужные комментарии — материал в разработке, как будут точные и доказуемые данные, непременно опубликуем.
Информированность населения, как и руководства в частности, необходима — это безусловно. Однако нецелевое использование денежных средств или чрезмерное удорожание отдельных договоров наталкивает на мысль — зачем бороться с коррупцией, если мы ей потворствуем? Тут откусил от тендера, там откусил от газеты…