"Особый режим" для душегуба: в ДУИС ВКО ответили на журналистский запрос
Теряя в продуктивности, отдельные ведомства до совершенства отточили навыки дипломатического письма
Справедливость. Актуальны ли принципы равных возможностей, прав и равного воздаяния за грехи, столь популяризованные в разнообразных юридических трактатах и легшие в основу демократического общества, в наше непростое время? Впрочем, не спешите задаваться этим вопросом, ответ лежит на поверхности...
Четыре номера назад (№37 от 16.09.2021 г.) мы писали о том, как, находясь в заключении, мужчина, жестоко расправившийся со своим знакомым в кафе в Согре в январе, периодически "всплывает" в интернет-пространстве и даже, судя по опубликованной фотографии, завел себе… котенка. Тогда мать убитого обратилась в редакцию с просьбой предать огласке факт возможной вопиющей несправедливости, что мы, собственно, и сделали. Параллельно, чтобы не быть голословными в своих предположениях, касающихся напрямую Департамента уголовно-исполнительной системы по ВКО, мы отправили официальный запрос в исправительное ведомство, на который и получили ответ. К сожалению, формулировки, от души разбавленные общедоступными фактами, нередко встречающимися в СМИ и упакованными в некий формат сочинения, не принесли должного удовлетворения справедливого (да, опять это слово) интереса. Чтобы уже получить прямые ответы на свои прямые же вопросы, редакция вынуждена направить запрос в госорган повыше, но пока довольствуемся тем, что имеем.
Эпистолярные ухищрения
Из года в год мы наблюдаем, как сотрудники некоторых государственных органов, на чьих плечах лежит действительно неподъемная ноша, сдают свои позиции по качеству исполнения возложенной на них миссии. Нет, не будем всех, что называется "под одну гребенку", но факты имеют место быть, о чем, впрочем, в средствах массовой информации пишут постоянно и вполне обоснованно. Однако, теряя в продуктивности, отдельные ведомства до совершенства отточили навыки дипломатического письма - когда нужно ответить, но напрямую подписаться под каждым вопросом было бы чревато. Этакий прием "растечься мыслию по древу", чтобы хотя бы формально удовлетворить вопрошающего.
На запрос №4035-01 от 15.09.2021 года, который редакция направила в ДУИС ВКО с перечнем вопросов на тему: каким образом заключенные выходят на связь с внешним миром посредством телефонных звонков и общения в Сети, когда по всем нормам закона права на это они не имеют, нам ответили "чрезвычайно открыто", тактично умолчав о некоторых деталях.
Осужденным запрещается пользоваться сетью Интернет. Кроме того, стоит отметить, что, несмотря на запрет использования мобильных телефонов в местах лишения свободы, родственники, знакомые, друзья осужденных, используя различного рода ухищрения, пытаются перебросить или передать средства связи осужденным лицам, отбывающим срок наказания в исправительных учреждениях за различные преступления, - гласит ответ официального ведомства.
Нам рассказали о "наиболее дерзких и опасных способах" передачи запрещенных вещей и веществ методом переброса через забор, который действительно имеет место быть.
…Гражданские лица с внешней стороны учреждений УИС, а осужденные с внутренней стороны, приближаются к запретной охраняемой территории, что несет потенциальную угрозу безопасности военнослужащего, гражданских лиц и самих осужденных. В целях профилактики и предупреждения перебросов, а также задержания лиц, занимающихся перебросами (перекидыванием) запрещенных предметов, во взаимодействии с территориальными органами внутренних дел и Национальной гвардией организовано патрулирование прилегающей к учреждениям территории, - отвечают в ДУИС ВКО.
Вот только ответить на вопрос: "Каким образом можно объяснить их активность в соцсетях, публикацию фотографий из мест заключения и звонков своим близким?" нам так и не удосужились. Передача и переброс пресекаются же…
Ведь очевидно, что постоянные звонки по "слитым" кем-то базам сотовых телефонных номеров "служб безопасности" банков исходят из стен пеницитарных учреждений. Просьбы "закинуть на баланс" и разводы по SMS типа: "мама/отец/бабуля, меня задержали, скиньте денег на этот номер" оттуда же. Буквально каждый знает, что позвонить "на зону" не проблема, а вопрос передачи чего-то сидящему там "кенту" вообще трудновыполнимым не назовешь. Как мы уже писали ранее, насчет того, что вся "запрещенка" проходит через продуктовые передачи или перебросы, у нас имеются определенные сомнения - вряд ли всеобщая цифровизация зеков осуществляется по этим каналам, а всевидящая администрация даже не в курсе происходящего. Ну не бывает такого. А если бывает, то грош цена такому руководству.
Режим есть режим
Сразу бы хотелось проговорить, не к заключенным мы цепляемся, которые пользуются определенного рода поблажками, потому что им кто-то позволяет. Но к работникам целой системы, которые просто и без прикрас отрицают наличие огромной проблемы - хаос в ведомствах, неумение наладить четкое исполнение на всех уровнях утвержденных положений и инструкций. Да простит нас читатель, ну не нравится нам, когда ложь в глаза и уши льется сплошным потоком. Тем более, помня то, что некоторые из заключенных отбывают наказание за действительно страшные преступления…
С начала текущего года в учреждениях области при попытке доставки запрещенных предметов (через переброс, передачи и посылки) задержано 54 гражданских лица, которые привлечены к административной ответственности по статье 481 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, - приводят статистику в Департаменте.
К слову, в аккаунте, созданном под именем осужденного за убийство в Согре мужчины, удалили фотографии. Причем сразу после публикации предыдущего материала. Совпадение? Или эта страничка действительно принадлежала приговоренному? В последний раз пользователь был онлайн 6 қазан, как и за несколько дней до этого.
Ответили нам и то, что содержать домашних питомцев, в частности в учреждении чрезвычайной безопасности (особый режим), без специального разрешения комиссии нельзя. Нельзя и огородничеством заниматься. Ну логично, зона ведь не курорт.
На вопрос проноса мобильников самими сотрудниками учреждения (в том числе и за определенное вознаграждение), в ДУИС ВКО подчеркнули, что сотрудники собственной безопасности ведомства "на постоянной основе проводят целевые оперативно-профилактические мероприятия по выявлению и пресечению преступлений, правонарушений, в том числе коррупционных, среди личного состава Департамента и его территориальных подразделений".
В случае выявления по факту совершения чрезвычайного происшествия проводятся служебные расследования, по результатам которых виновные должностные лица и их руководители привлекаются к строгой дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемых должностей и увольнения из органов внутренних дел. Статистику (привлечение к ответственности сотрудников органов УИС с указанием статьи и наказания за период 2019, 2020, 2021 гг. - прим. авт.) по данному вопросу предоставить не является возможным в связи с тем, что она является служебной информацией, - резюмировали аж четыре исполнителя, готовящие ответ на запрос, подписанный начальником ДУИС по ВКО Джанболатом Калетаевым, но не пояснивших, при чем тут ЧП, когда о нем никто не спрашивал.
В заключение
Мы не собираемся противопоставлять себя целой системе, пытаться ткнуть госслужащих в череду ошибок, хотя порой только это и является самым действенным способом избежать в будущем подобных эпистолярных столкновений. И ДУИС ВКО здесь фактически для примера. Примера того, как не нужно делать, отвечая на официальный журналистский запрос. В любом случае пытаться скрыть что-то за ворохом статданных в надежде на то, что не заметят, вряд ли получится - все-таки мы зарабатываем тем, что умеем не только писать, но и читать между строк. Хотелось бы в следующий раз получить ответ на каждый вопрос в отдельности, без сваливания всего в одну кучу "на авось".
Да и работу выполнять нужно, а не просто ходить на нее, пережидая время до вечера, выходных, отпуска. И наказание нести соразмерное своему поступку. Ведь это справедливо. Причем для всех.